В соответствии с российским гражданским законодательством местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ).
В наши дни ученые все чаще обосновывают расширение пределов применения закона места жительства гражданина. Современное российское законодательство наряду с критерием гражданства активно использует закон места жительства для установления личного статуса. Так, согласно Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) <1> российскими участниками внешнеторговой деятельности именуются, в частности, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории России.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
К отношениям по наследованию согласно ст. 1224 ГК РФ применяется право страны, где наследодатель имел последнее место жительства.
Смешанная система коллизионных привязок закреплена и в российском семейном законодательстве.
В современном международном частном праве принцип гражданства (lex patriae) и принцип места жительства (lex domicilii) далеко не исчерпывают критерии выбора компетентного правопорядка для отношений с участием физических лиц. Так, в соответствии со ст. 3519 Гражданского кодекса Луизианы (США) 1825 г. (в ред. Закона 1991 г. N 923) статус физического лица и связанные с ним особенности, а также последствия этого статуса регулируются правом штата, устремлениям которого был бы нанесен наиболее серьезный ущерб, если бы его право не было применено к конкретному вопросу. Таким образом, выбор права основан на оценке заинтересованности государства либо штата в применении своего правопорядка.
В Модели Гражданского кодекса, разработанной странами - участницами СНГ, личный закон физического лица определяется правом страны, гражданство которой это лицо имеет. Однако при наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано.
В законодательстве ряда государств при установлении личного закона физических лиц (лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, когда критерий гражданства не устраняет конфликт законов) закреплены гибкие, альтернативные коллизионные привязки. К примеру, в Германии, Польше, Китае за основу принят коллизионный критерий наиболее тесной связи лица с тем или иным правопорядком.
"Яркой чертой, часто закрепляемой в современных кодификациях, - пишут А.Н. Жильцов и А.И. Муранов, - является использование принципа lex beniqnitatis: при решении вопроса о применимом праве судья должен руководствоваться тем, которое является более благоприятным для статуса лица, действительности правоотношения, тогда как ранее при решении этого вопроса оценка содержания применимого закона с этой точки зрения не производилась. В итоге в зависимости от обстоятельств может применяться либо иностранный закон, либо lex fori" <1>.
--------------------------------
<1> Национальные кодификации в современном международном частном праве. Тенденции и противоречия в его развитии на пороге третьего тысячелетия // Международное частное право. Иностранное законодательство / Под науч. ред. А.Н. Жильцова, А.И. Муранова. М., 2000. С. 37.
При всех противоречиях коллизионных привязок они развиваются в соответствии с принципами частного права и призваны обеспечить интересы личности путем выбора такого правопорядка, с которым физическое лицо связано наиболее тесным образом и на основе которого в более полной мере возможны осуществление и защита субъективных прав.
Иностранные граждане и лица без гражданства в России
Право, подлежащее применению при определении правового положения физических лиц, устанавливается на основе личного закона.
Статья 1195 ГК РФ закрепляет следующие правила определения личного закона физического лица.
Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.
Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.
При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.