Вопрос 2. Инвестиционная деятельность: понятие и механизмы

Вопрос 2. Инвестиционная деятельность: понятие и механизмы

осуществления.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного результата.

В соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъектами инвестиционной деятельности могут являться отечественные и иностранные инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и/или привлеченных средств. Это могут быть физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные ими физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или государственным контрактом.

Подрядчики – это физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда или государственному контракту, заключаемому с заказчиком. Подрядчики должны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законодательством.

Пользователи объектов капитальных вложений – это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются эти объекты.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др. затраты.

Инвестиционные институты – субъекты, действующие на инвестиционном рынке и созданные в любой организационно-правовой форме.

Вопрос 12. Риски проекта

Рассмотрим основные виды риска, выделяемые в проектном финансировании, и меры по их устранению.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК. При инвестировании средств в основные фонды любой отрасли возникает неопределенность, вызванная самим характером технологического процесса. Эта неопределенность не обязательно должна быть связана с техническими факторами (возможность поломок, отказов оборудования и т.п.). Выбор поставщиков, подрядчиков, сырья, состав затрат – все это обусловлено характером производства, его технологией. Неопределенность этого рода приводит к возможности потерь средств на строительство и монтаж оборудования, вложенных на стадии развития объекта.

Риск данного вида может иметь следующие источники:

а) ошибка в определении минеральных запасов. Это риски, типичные для проектов, связанных с поисками, добычей и переработкой минеральных ресурсов;

б) ошибка в оценке качества рабочей силы и возможность нарушения условий ее функционирования. Неукомплектованность объекта качественной рабочей силой ведет к увеличению инвестиций, так как появляется необходимость ее обучения, повышается вероятность поломки, неэффективного использования оборудования, а это приводит к увеличению потребности в резервном оборудовании, что повышает бюджет инвестиционного проекта.

Плохие условия работы могут вызвать сбои в технологическом процессе (забастовки, аварии), что также вызывает превышение расходов по сравнению с заложенными в смете;

в) характер технологического процесса может быть более или менее рискованным. Обычно финансируются инвестиции в основные фонды на тех объектах, где достигается оптимальное сочетание производительности (технологического уровня) и риска. Необходимость поиска «золотой середины» связана с двумя факторами:

- наиболее производительны капиталоемкие процессы. Однако именно такие проекты имеют максимальный финансовый, инвестиционный и операционный рычаг, и поэтому связаны с наибольшим технологическим риском;

- максимальный потенциал производительности имеют проекты, эксплуатирующие новейшие технологии. Но они, в силу своей неотработанности, необкатанности, скрывают в себе наибольшую возможность непредвиденных затрат, задержек поставки, монтажа, ввода в действие основных фондов, спрос на продукцию этих проектов наименее поддается прогнозированию. Поэтому серьезные, не специализирующиеся на иннованционном финансировании инвесторы редко оказывают поддержку абсолютно новым в технологическом отношении проектам;

г) ошибка в оценке сырья, запасов, затрат. По различным причинам сырье нужного качества, материалы, услуги могут оказаться недоступны. Их замена может существенно повысить текущие затраты и сократить отдачу от использования основных фондов.

д) неправильный выбор поставщиков и подрядчиков. Важно, чтобы партнеры в процессе осуществления проекта были достаточно надежны и не пользовались монопольным положением. С этой точки зрения наиболее рискованны капиталовложения в те технологии, которые в составе эксплуатационных затрат имеют необходимые, но относительно редкие материалы, услуги, а в структуре затрат – доминанты, связанные с конкретным поставщиком (подрядчиком).

Методы борьбы с технологическим риском включают в себя, в частности, следующие меры:

- заключение долгосрочных контрактов с поставщиками, использование стандартных контрактов во взаимоотношениях с поставщиками и подрядчиками;

- своевременная поставка и анализ оперативной информации, документации о ходе выполнения проекта;

- заложение в смету резервных затрат на непредвиденные расходы, связанные с технологическим риском, в том числе затрат на развитие инфраструктуры, а также определение источников их финансирования;

- жесткий отбор проектов в соответствии со специализацией кредитора, привлечение для экспертизы специалистов предметной области, в частности, специалистов-технологов;

- обеспечение всевозможных прямых и косвенных гарантий, связанных с монтажом, поставкой, вводом в действие основных фондов;

- страхование, т.е. заключение соответствующих договоров коммерческого страхования, факторинг.

РЫНОЧНЫЙ И ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК. Данный вид риска связан с условиями рынка, в которых осуществляется проект. Для оценки этого вида риска в соответствующем разделе бизнес-плана проекта приводят результаты маркетинговых исследований, в том числе:

- проводят анализ ассортимента выпускаемой продукции;

- осуществляют анализ потребителей продукции, т.е. исследуют, чем мотивирован спрос, указывают, кто потребитель, какова емкость рынка и исходя из чего она рассчитана;

- проводят оценку конкурентов;

- определяют стратегию маркетинга, исходя из предшествующего анализа.

Максимальный рыночный риск существует там, где сбыт не гарантирован, и поэтому методы борьбы с данным риском сводятся в этом случае к минимизации зависимости результатов проекта от рынка. Это достигается с помощью следующих мер:

а) заключение сквозного соглашения (take-or-pay), при котором покупатель обязуется периодически выплачивать определенные суммы в оплату за продукцию или сервис, даже если по каким-либо объективным причинам поставки продукции не произошло;

б) рациональный выбор схемы финансирования (срока погашения долга), спонсорские гарантии (например, по выкупу минимальной квоты продукции проекта).

ФИНАНСОВЫЙ РИСК инвестора связан с возможностью изменений на финансовом рынке. Он имеет два источника:

а) инфляция и цены. Высокая инфляция подавляет инвестиционный процесс, поскольку повышает доходность спекулятивных операций на конкурирующем рынке финансовых инвестиций. Помимо глобального значения, инфляция может оказать негативное влияние и на инвестирование в конкретное предприятие, в конкретный проект, если рост цен на сырье, материалы, рабочую силу не соответствует возможностям предприятия повышать цены на свою продукцию. В этом случае реальная цена на продукцию падает вследствие опережающего роста издержек по сравнению с доходами от реализации (инфляция издержек). Определенное влияние на этот процесс оказывают тенденции мирового рынка;

б) динамика процентных ставок и валютного курса. Рост процентных ставок в какой-либо стране вызывает рост спроса на валюту этой страны и повышение курса валюты. Это негативным образом воздействует на доходы тех отраслей, которые ориентированы на экспорт своей продукции в другие страны. Поэтому колебания курса валюты означают дополнительный риск инвестирования в основные фонды предприятий, связанных с международной торговлей.

Основные меры борьбы с финансовым риском – это учет возможного повышения цен, процентных ставок при бюджетировании капиталовложений. Кроме того, инфляционный и валютный риски можно хеджировать с помощью производных ценных бумаг – товарных и валютных фьючерсов, опционов, форвардных контрактов. Ценовой риск можно также диверсифицировать путем инвестирования прежде всего в основные фонды предприятий, занимающихся производством диверсифицированного набора продукции.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК обусловлен возможностью изменений общественно-политического климата в стране, в которой осуществляется проект, и имеет особенное значение для транснациональных корпораций и для предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвесторов. Источники этого риска можно условно разделить на три группы:

а) возможность полной или частичной потери средств, инвестированных в основные фонды, которая может возникнуть в результате национализации и экспроприации собственности частных и иностранных инвесторов;

б) ограничения, вводимые государством, и в частности:

- лицензирование некоторых видов деятельности или ее возможность в будущем;

- обязательное участие государства;

- дискриминация отдельных инвесторов, например, ограничения на долю иностранных партнеров;

в) изменения, связанные с фискальным регулированием экономики, к которому относится:

- изменение тарифов, пошлин на экспорт, импорт оборудования, машин, технологии. Особенно это важно, если оборудование в данной стране по каким-либо параметрам не удовлетворяет международным стандартам;

- изменение налогов.

Меры предотвращения данного вида риска состоят, прежде всего, в необходимости подробного изучения законодательства, истории и методов регулирования экономики в данной стране. Иностранные компании, поставляющие технологическое оборудование в Россию, стремятся, кроме того, застраховать политические риски за счет клиента.

Если проект генерирует твердую валюту, то иностранные поставщики оборудования будут стараться выбрать такую схему финансирования проекта, чтобы получать доходы у себя, за рубежом, чтобы исключить возможные барьеры, связанные с валютным регулированием.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ РИСК, в отличие от политического, связан не с возможностью неблагоприятных действий государства по регулированию экономики, а с недостатками действующего законодательства и недочетами системы реализации существующих законов. К недостаткам законодательства можно отнести, например:

- отсутствие достаточной защиты интеллектуальной собственности, know-how, что приводит к неадекватной оценке нематериальных активов;

- отсутствие собственности на недра, полезные ископаемые в недрах. Это затрудняет применение форм финансирования капиталовложений в основные фонды с использованием натуральной оплаты (production payment);

- недостаточная урегулированность вопросов налогообложения, правил торговли, условий конкуренции, концепции траста и т.п.

Недостатки в исполнении законов состоят в том, что:

- трудно вступить в права владения заложенным имуществом и потребовать исполнения гарантий в связи с инерционностью и неоднозначностью трактования законов;

- существуют противоречия в законодательстве и низкая квалификация исполнительных органов на местах. Решение споров и разногласий в отношениях партнеров осуществляется посредством дорогого и малоэффективного арбитражного процесса;

- для иностранных инвесторов ограничены возможности защищать свои интересы в суде и апеллировать к международному законодательству.

Меры борьбы с этим видом риска состоят, прежде всего, в знании конкретных условий осуществления бизнеса, репутации деловых партнеров и получении поддержки проекта на возможно более высоком уровне государственного и местного управления. Таким образом, если с точки зрения политического риска участие государства рассматривается как негативный фактор, то с точки зрения законодательного – как позитивный. В случае участия в проекте недостаточно надежных партнеров, схему финансирования стараются составить таким образом, чтобы по возможности исключить их влияние на распоряжение денежными потоками, например, с помощью организации трастовых фондов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК состоит в возможности дополнительных издержек, связанных с нарушением экологии.

Проект может потребовать получения специального разрешения от организаций и учреждений, занимающихся экологическим контролем, дополнительных инвестиций в основные фонды для выполнения экологических требований к технологическому процессу, упаковке, транспортировке, захоронению вредных для здоровья отходов производства, рекультивации земель после выемки полезного ископаемого и т.п. Затраты на экологию снижают также денежные потоки от проекта в связи с дополнительными сборами (плата за пользование недрами), возможностью штрафов и неустоек.

Меры борьбы с этим видом риска состоят в проведении экспертизы для оценки возможности выполнения всех требований экологического законодательства, контроля за получением всех необходимых разрешений. Мониторинг проекта на его операционной стадии также должен включать в себя экологический контроль, для чего должны быть сделаны соответствующие инвестиции.

КРЕДИТНЫЙ РИСК существует там, где инвестиции в основные фонды производятся из заемных средств. Он состоит в том, что заемщик – компания, осуществляющая проект, - будет не в состоянии погасить а) основной долг; б) причитающиеся проценты из-за отсутствия ликвидных средств на счетах к моменту погашения долга или недостаточной эффективности проекта.

Меры, которые могут быть предусмотрены кредитором для компенсации или снижения этого вида риска следующие:

- повышение процентной ставки для лиц с низким кредитным рейтингом;

- сокращение сроков и ужесточение других условий кредитных соглашений;

- обеспечение кредита ликвидными средствами с помощью залога, заклада.

Для определения кредитного рейтинга проводят финансовый анализ заемщика, а также существенные для потенциального кредитора сведения касающиеся репутации и бизнеса заемщика. Особая роль принадлежит технико-экономическому обоснованию, бизнес-плану, бюджету проекта, по которому судят о жизнеспособности проекта и оценивают масштаб кредитного риска.

РИСК БАНКРОТСТВА И НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ. При анализе риска по последствиям отдельно может быть выделен риск прекращения деятельности. От прочего риска он отличается тем, что если последствия единичного снижения доходности проекта можно исправить или частично компенсировать в последующие годы, то прекращение деятельности означает утрату всех дальнейших доходов.

Вопрос 13. Рамки проекта

Проект характеризуется своими организационными, операционными и временными рамками.

Организационные рамки проекта характеризуются составом его участников.

Операционные рамки проекта характеризуются составом действий, выполняемых участниками. Различные действия, предусмотренные проектом, могут отражаться в проектных материалах и расчетах эффективности с разной степенью детальности.

Графики реализации обычно разрабатываются в три этапа. На первом этапе определяется логическая последовательность действий без учета продолжительности их выполнения.

На втором этапе рассматривается вопрос о способах выполнения отдельных действий и необходимых для этого ресурсах. При этом может возникнуть необходимость дробления некоторых действий, а участники их исполнения – дополнительно включены в состав участников. После уяснения последовательности действий, их содержания и исполнителей оценивается продолжительность выполнения каждого действия.

На последнем, третьем этапе разрабатывается собственно график реализации проекта, в котором по каждому действию отражаются: описание действия; ответственные за выполнение; ресурсы, необходимые для выполнения; сроки начала и окончания; взаимосвязь с другими действиями.

Временные рамки проекта характеризуются периодом реализации проекта и его разбивкой на отдельные интервалы времени (шаги).

Период реализации проекта (расчетный период, settlement period) – отрезок времени, в течение которого осуществляются предусмотренные проектом действия и обеспечивается получение предусмотренных проектом результатов.

Шаг расчетного периода (step of calculation) – отрезок времени в расчетном периоде, для которого определяются технические, экономические и финансовые показатели проекта.

Некоторые из этих показателей (объем производства, затраты и др.) определяются для шага в целом, другие (стоимость основных средств, запасы сырья и т.п.) – по состоянию на начало или конец шага.

При установлении временных рамок проекта важно знать, что считать началом и концом расчетного периода.

За начало расчетного периода обычно выбирают один из четырех моментов времени:

1) момент завершения расчетов эффективности;

2) момент начала инвестиций;

3) момент осуществления первого из действий по проекту;

4) момент начала операционной деятельности (ввода в эксплуатацию производственных мощностей или сооруженных объектов).

Все эти способы не лишены недостатков. Сопоставление преимуществ и недостатков указанных способов показывает, что наиболее рациональными из них являются первый и второй.

Чтобы ответить на вопрос, когда заканчивается проект, надо знать, почему он заканчивается.

В проектных материалах должны быть определены условия прекращения проекта. Такие условия могут быть двух типов: «нормальные» и «катастрофические».

Как правило, точные сроки прекращения проекта в проектных материалах указать нельзя – они задаются ориентировочно и во многом экспертно.

На практике за начало отсчета времени принимают базовый момент – base date, base time, t = 0) и любой другой момент в проекте определяют промежутком времени от этого момента до начала отсчета.

Примечание. Чисто теоретически можно говорить и о других типах рамок проекта, например, о пространственных или правовых. Однако эти рамки вторичны, поскольку определяются вышеуказанными первичными. Так, каждый проект должен осуществляться на определенной территории, зависящей от местонахождения участников проекта.

Вопрос 14. Основные принципы оценки эффективности.

Несмотря на существенные различия между типами проектов и многообразие условий их реализации, оценки эффективности проектов и их экспертиза должны производиться в определенном смысле единообразно, на основе единых обоснованных принципов. Их можно разделить на три группы:

1) методологические, наиболее общие, обеспечивающие при их применении рациональное поведение экономических субъектов независимо от характера и целей проекта;

2) методические, обеспечивающие экономическую обоснованность оценок эффективности проектов и решений, принимаемых на их основе;

3) операциональные, соблюдение которых облегчит и упростит процедуру оценок эффективности проектов и обеспечит необходимую точность оценок.

Таблица 2.1

Вопрос 2. Инвестиционная деятельность: понятие и механизмы

осуществления.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного результата.

В соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъектами инвестиционной деятельности могут являться отечественные и иностранные инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и/или привлеченных средств. Это могут быть физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные ими физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или государственным контрактом.

Подрядчики – это физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда или государственному контракту, заключаемому с заказчиком. Подрядчики должны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законодательством.

Пользователи объектов капитальных вложений – это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются эти объекты.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др. затраты.

Инвестиционные институты – субъекты, действующие на инвестиционном рынке и созданные в любой организационно-правовой форме.

Наши рекомендации