Разработка стратегии по выводу организации неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса.

Антикризисные стратегии — это стратегии, оптимизирующие поведение корпораций в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации.

Главное внимание при разработке антикризисных стратегий уделяется проблемам выхода из кризиса, непосредственно связанным с устранением причин, способствующих его возникновению. Анализируются внешняя и внутренняя среда бизнеса, выделяются те компоненты, которые имеют значение для организации, осуществляются сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо), с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия и внешней среды – первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. Стратегическое антикризисное планирование - второй этап разработки антикризисной стратегии, включающий в себя корректировку миссии и системы целей предприятия. Формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии - третий этап антикризисного стратегического планирования.

Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса.

· анализ макросреды, который условно можно разделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение;

  • анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители. **

Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют внимание на выяснении угроз и возможностей, которые таит в себе внешняя среда. Довольно популярным при этом является метод SWOT-анализа, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.



Стратегическое антикризисное планирование — второй этап разработки антикризисной стратегии, включающий в себя корректировку предприятия. Руководитель, координирующий политику предприятия, оказавшегося в кризисной ситуации, должен сконцентрировать всю информацию, полученную во время проведения стратегического анализа, и решить, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достигнуть конкурентных преимуществ. Умело сформулированная миссия, доступная для понимания, в которую верят, может быть весомым стимулом для изменений стратегии, и может включать: · провозглашение убеждений и ценностей;· продукцию или услуги, которые предприятие будет продавать, или потребности клиентов, которые предприятие будет удовлетворять;· рынки, на которых будет работать предприятие;· способы выхода на рынок;· технологии, которые будет использовать предприятие;· политику роста и финансирования.Четко сформулированная миссия вдохновляет сотрудников предприятия и побуждает их к действию, дает им возможность проявлять инициативу. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее внешней и внутренней среды. Затем наступает процесс корректировки системы целей(желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей. Формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии — третий этап антикризисного стратегического планирования. Предприятие может пытаться справиться с кризисом, руководствуясь одной из существующих антикризисных стратегийСтратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса.

Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) – захват новых рынков сбыта.

Стратегия сокращения – сворачивание бизнеса. Разновидностями являются

стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.

Функциональная стратегия – усиленное направление развития какого-либо аспекта

деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую,

производственную стратегии и др.

Стратегия выживания— отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.

Та или иная из перечисленных стратегий реализуется предприятием в выборе соответствующего конкурентного поведения. Принято различать три типа антикризисного конкурентного поведения:

  1. креативное – создание нового продукта с уникальными свойствами;
  2. приспособленческое – сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка и/или на особой группе покупателей;
  3. преимущественное – нацеленность на сохранение достигнутых целей за счет снижения цен, издержек качества продукции.

Реализация выбранной стратегии в тактике управления предполагает выполнение следующих задач:

окончательное уяснение выработанной антикризисной стратегии и целей, их соответствие друг другу;

более широкое доведение идей новой стратегии и смысла целей до сотрудников для их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;

приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;

принятие решений по поводу организационной структуры.

Последним этапом антикризисного стратегического управления являются оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.
В соответствии с вышеизложенным схема антикризисного стратегического управления предприятием представляется следующей.

Наши рекомендации