Государственное регулирование социально-культурного комплекса.

В рамках государственного регулирования эконо­мики и ее важнейшей составляющей – социальной сферы – речь идет об их экономическом потенциале, который пред­ставляет собой совокупность средств, обеспечивающих функционирование социально-культурного комплекса: материально-вещественную составляющую (сеть учреждений, их оборудование и оснащение, материально-техническое обеспе­чение), кадровые ресурсы и систему их поддержки, финансы и органы управления.

К социально-культурному комплексуотносятся: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обслуживание. Эти отрасли предназначены для формирования физически здорового и духовно богатого человека.

В состав социально-культурного комплекса входят учреждения и организации различных форм собственности. К республиканским органам управления социально-культурным комплексом относятся Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Министерство информации. В условиях формирования многоукладной экономики в Республике Беларусь практически во всех отраслях социально-культурного комплекса осуществляется процесс их реформирования, которое основано на:

· сохранение основных позиций государства в области формирования и реализации государственной политики во всех отраслях;

· создании конкурентной среды среди учреждений и предприятий социальной сферы;

· постепенном внедрении рыночных механизмов регулирования и функционирования отраслей.

Государство регулируетдеятельность учреждений и предприятий социально-культурного комплекса посредством разнообразных форм и методов, используя при этом силу права, административные и экономические рычаги, планирование, программирование, прогнозирование.

Важная роль в регулировании социально-культурного комплекса принадлежит социальным стандартам.

Развитие отраслей социально-культурного комплекса напрямую зависит от ее финансирования. В подавляющем объеме расходы по содержанию отраслей социально-культурного комплекса государство берет на себя, не допуская коммерциализации многих социальных услуг. Социально-культурные мероприятия финансируются из бюджета. В общем объеме расходов консолидируемого бюджета они составляют в последние годы более 20 % Прямое финансирование отраслей социально-культурного комплекса за счет средств государственного бюджета осуществляется в основном в части капитальных вложений, для реализации государственных программ в области здравоохранения, образования, культуры, для органи­зации научных исследований в сфере социальных услуг.

Развитие социально-культурного комплекса должно способствовать достижению стандартов уровня и качества жизни развитых европейских государств, среды обитания на основе создания высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, восприимчивой к научно-техническому прогрессу, к постоянно меняющимся общественным и личным потребностям человека.

В качестве приоритетного направленияразвития социально-культурного комплекса выступает оздоровление нации. Оно включает систему формирования человека нового постиндустриального общества, физически здорового, образованного и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий, духовно развитого и социально активного, с высоким уровнем производительности труда и рациональным потреблением благ и услуг. Многоаспектная проблема оздоровления нации охватывает весь социальный комплекс, в том числе и социальную инфраструктуру.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Основной целью социальной политикиявляется повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Важнейшими направлениями ее реализации являются:

укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг для человека, независимо от места его жительства.

Важная роль в социальной политике государства отводится физической культуре, спорту и туризму. Государственная политика в этой сфере в предстоящей пятилетке будет направлена на дальнейшее формирование системы стимулов, обеспечивающих высокую степень заинтересованности людей в занятии физкультурой и спортом, укрепление физического здоровья населения,повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе.

В 2011г. в Беларуси вступил в действие Кодекс об образовании, в котором определены параметры, условия и нормативно-правовая база функционирования и развития системы образования. Кроме того, развернута подготовка новых образовательных стандартов, предполагающих интеграцию страны в мировое образовательное пространство, участие в Болонском процессе.

Наши рекомендации