Экономическая система Республики Беларусь как объект государственного регулирования
Субъекты и объекты государственного регулирования рыночной экономики.
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Главный субъектрегулирования - народ,выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.
Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.
Носителиэкономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д.
В качестве выразителейэкономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.).
Исполнителямиэкономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.
Государство - самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов.
Объектомгосударственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, национальной экономики в целом). Это могут быть структура национальной экономики, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д.
В самом общем виде объектами государственного регулирования является национальная экономика.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи.
В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.
Микроэкономикаможет быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами.
Объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.
В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение; условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства; структуру форм собственности; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; формирование конкурентной среды; формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения; окружающую среду; внешнеэкономические связи.
Бюджетная система Республики Беларусь, ее характеристика. Содержание и основные принципы бюджетного регулирования.
Бюджетно-финансовая политика государства, представляет собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фондах, а также финансирование мероприятий по обеспечению основных направлений бюджетно-финансовой политики как в целом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление субвенций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюджетном регулировании и др.
В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их экономическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики.
Государственный бюджет занимает центральное место, представляет собой совокупность специфических денежных отношений, опосредующих формирование, распределение и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства, состоит из доходной и расходной части. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система.
Бюджетная система Республики Беларусь — это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые).
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, законах о республиканском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства, регулирующие бюджетные отношения на местном уровне, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.
Доходы бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления.
Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.
Расходы бюджета, представляют собой денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.
Осуществляя расходы, государство выступает производителем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического развития страны. Государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние на производство и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивают экономический рост.
Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав Граждан; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.
Содержание и организация государственного регулирования научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь
Государственная инновационная политика– комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности. Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности; подготовки и реализации программ инновационного развития; организации прогнозирования технологического развития; осуществления технического нормирования и стандартизации и др.
прогнозирование технологического развития – предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния;
национальная инновационная система – совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.
Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников. Средства используются на: выполнение мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь; реализацию инновационных проектов; организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством; проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и иных мероприятий)
Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.
Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям "Оснащенность новыми технологиями" и "Инновационный потенциал", индекса экономической свободы по показателю "Права интеллектуальной собственности".
К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:
индустрия информационных технологий;
авиакосмическая промышленность;
фармацевтическая промышленность;
микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;
приборостроение и электронная промышленность;
наноиндустрия;
ядерная энергетика.
В Беларуси подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологического уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные причины отставания - разрушение научно-инновационного и производственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низкий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с экономически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобладал V технологический уклад, слабая инновационная деятельность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий
Система органов гу ГКНТ РБ, НАН Беларуси, ВАК.
Государственно-частное партнерство- законодательно и институционально закрепленная система организационно-экономических отношений между государственным сектором (государственной и муниципальной властью) и частным сектором (бизнесом), возникающих, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг на основе распределения рисков и доходов.
К настоящему времени в РБ создан фундамент для успешного применения ГЧП: свободные экономические зоны, Торгово-промышленная палата, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Ассоциация промышленников и предпринимателей, технопарковые структуры (ПВТ, Академтехнопарк, технопарк БГУ, Политехник и др.), центры трансферта технологий.
25.Инвестиционная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности
Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации государством стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.
Инвестиции это финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.
Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая включает: капитальное строительство — деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инновационную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инновации); сферу обращения финансового капитала (рынки ценных бумаг); сферу реализации имущественных прав собственников — инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматериальных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.
Характер участия в инвестировании определяют прямые инвестиции, непрямые и портфельные инвестиции.
Основными источниками инвестиций являются: ВВП (валовые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансовых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств населения.
В РБ в 2000- 2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и технологическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в промышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населения при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансирования за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.
Оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР 2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инвестиционной политики страны на долгосрочный период:
• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестиционных рисков;
• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
• разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику посредством дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
• усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
• расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кредитов;
• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.
Решение поставленных задач требует принятия ряда мер: обеспечить стабильность законодательной и нормативной баз, активизировать деятельность по привлечению внешнего финансирования, улучшить инвестиционный климат в стране, снизить инвестиционные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.
Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается применить на приоритетных направлениях социально-экономического развития Беларуси: модернизация производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции; увеличение объемов производства и расширение ассортимента продуктов питания; разработка и внедрение современных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; развитие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.
26.Состояние развития и содержание государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе.
Предпринимательство является национальным приоритетом, фактором повышения конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса, активизирует структурную перестройку экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.
Предпринимательство - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг.
В Республике Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся:
1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Система мер государственного регулирования малого предпринимательства включает: правовое регулирование, ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства, формирование инфраструктуры малого предпринимательства, государственное программирование развития малого предпринимательства, кадровое и информационное обеспечение предпринимательской деятельности, международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства, экономический контроль.
Законодательные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Инфраструктура: Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, функциональные и отраслевые министерства, госкомитеты, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.
Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 годы предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.
Приоритетные направления предпринимательства - производственная деятельность в промышленности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозамещающих производств. Активизация инвестиционной деятельности предполагает широкое применение нетрадиционных финансовых источников инвестиций, основанных на залоге недвижимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и отечественных инвесторов. Рост негосударственного сектора предусматривается за счет создания новых предприятий, разгосударствления и приватизации государственных предприятий в процессе их реструктуризации, путем более эффективного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализацию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государством.
Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:
• повышение темпов роста МСП,
• рост социальной эффективности
• усиление роли МСП в качестве конкурента предприятиям-монополистам
• разработка специальных программ защиты потребительского рынка от зарубежной низкокачественной и фальсифицированной продукции,
Экономическая система Республики Беларусь как объект государственного регулирования
Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А.Г. Лукашенко в своем выступлении 22 марта 2002 г.
• сильная и эффективная государственная власть,
• равенство различных форм собственности,
• многовекторность внешнеэкономической политики
• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией;
• сильная социальная политика государства,
Экономика Беларуси в качестве национальной хозяйственной системы суверенного государства возникла на базе народного хозяйства БССР путем его вычленения из единого народно-хозяйственного комплекса СССР и перекоординации в направлении построения новых экономических институтов рыночной экономики, обеспечения социально-экономического развития страны, создания эффективной и конкурентоспособной экономики.
Стартовые условия и особенности становления белорусской национальной экономики:
• мощный производственно-промышленный потенциал,
• современное машино- и приборостроение,
• развитые строительный комплекс и АПК,
• высокообразованный научный и инженерный корпус,
• профессионально подготовленные рабочие кадры,
• эффективная система управления производством
• небогатые энергетические и минерально-сырьевые ресурсы,
• выгодное географическое и геоэкономическое положение.
В составе ЕНХК СССР народное хозяйство республики выполняло функции «сборочного цеха» советской страны. Эти факторы определили специфику белорусской экономики.
Период становления и трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991—1995 годы — период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996—2000 годы — выход экономики из кризисного состояния и углубление рыночных отношений;
2001—2005 годы — стабильный рост экономики и создание предпосылок для перехода на инновационный путь развития;
2006 -2010 годы — стабильный рост экономики и социальной сферы, активные меры по переходу на инновационный путь развития.
2011-2015 годы – современный период
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусматривает: формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.
Приоритеты социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы:
• Развитие человеческого потенциала.
• Предпринимательство и инициатива
• Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.
• Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли.
• Устойчивое развитие регионов.
• Качественное и доступное жилье.
• Эффективный агропромышленный комплекс.
Реализация Программы предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций
События и научные дискуссии последних лет свидетельствуют о том, что в дальнейшем модель развития (ее концептуальный каркас, общая философия, или идеология, стратегия) будет интенсивнее продвигаться в своих характеристиках от мобилизационно-административного управления к государственному дирижизму (например, французского типа) с индикативным планированием и регулированием. Для этого потребуются масштабные институциональные и структурные изменения в экономике, государстве и в обществе наряду снеобходимостью преодоления чрезмерного патернализма, уравнительности и других черт «советской» ментальности.