Была создана система реализации сельскохозяйственной продукции, остававшейся в распоряжении колхозов после выполнения государственных поставок (потребительская кооперация, колхозные ранки).
Для облегчения бремени городского населения и поддержания устойчивости финансовой системы СССР были введены карточки на сельскохозяйственную продукцию, и была введена система коммерческой торговли. Поскольку в 1929 году в торговле частный сектор еще составлял 13,5% , то для окончательного вытеснения частника и спекуляций широко применялась система контрактации сельхозпродукции торгово-заготовительными организациями СССР. Контракты заключались и с колхозами и с единоличниками. Это удержало покупательную способность рубля и, не смотря на тяжелый неурожай 1932 года, позволило в 1934 году полностью отменить карточную систему.
В 1933 году в СССР была закрыта последняя биржа труда, то есть, безработица как социальная категория для экономики социализма - экономики развития, более не существовала.
То, что экономика сталинского СССР была экономикой развития, очень хорошо свидетельствует следующий факт.
1 сентября 1930 года Сталин пишет записку В.М.Молотову, председателю Совнаркома, в которой, отмечая возрастающую угрозу со стороны малой Антанты, говорит о необходимости увеличения армии. И для того, чтобы финансово обеспечить расходы на армию, предлагает введение продажи водки. То есть, для того, чтобы обеспечить возросшие государственные расходы, предлагается новый товар, который даст дополнительные поступления в бюджет. Факт, казалось бы, малозначимый, но весьма характерный.
Главным же показателем того, что экономика сталинского СССР была экономикой развития, является то, что приоритетным направлением являлось производство средств производства, включавшее непрерывную модернизацию технологического оборудования, всемерное поощрение стахановского движения, рационализации и изобретательства.
Приоритетное место в обществе занял человек труда. Ему посвящались песни и стихи, о нем ставились фильмы. В результате всех этих целенаправленных научно-обоснованных действий в течение 15 лет после окончания Гражданской войны из отсталой аграрной, истерзанной мировой и гражданской войнами страны, была создана великая индустриальная держава с высокоразвитой промышленностью, передовым сельским хозяйством, высокоразвитой инфраструктурой, занимающая лидирующее место в мире.
Все эти завоевания и достигнутые результаты были законодательно закреплены в Конституции СССР (5 декабря 1936 года), являющейся по признанию современников самой демократической Конституцией в мире.
Экономика, основанная на качественных показателях – повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции, дала возможность иметь ежегодный прирост ВВП до 30% и ежегодно снижать цены на все потребительские товары для населения страны.
Часто слышно со стороны демолибералов, что сталинская экономика была предельно заорганизованной. Однако достаточно вспомнить о системе промкооперации, которая была организована на принципах самоокупаемости, платила государству налог с оборота и страну обувала, одевала и снабжала мебелью.
Люди старшего поколения наверняка помнят колоссальное количество мелких предприятий, входящих в систему промкооперации, находящихся в их городах, которые работали исключительно на местном сырье.
Завершающей точкой в построении экономики развития явился Указ 1950 года о выводе рубля из конвертации и приравнивании его к золотому стандарту. Эта мера давала возможность СССР при монополии внешней торговли быть защищенной от любых мировых кризисов, так как позволяла свободно манипулировать ценами на внешнем рынке.
Но социализм не смог решить всех необходимых задач в связи с крайне неблагоприятной внешней обстановкой, вынуждавшей страну отвлекать огромные средства на оборону. Тем не менее, социализм показал свою устойчивость, дал важнейшие социальные гарантии народу, обеспечил наивысшие в мире темпы роста производительности труда.
Более того, экономика СССР смогла выдержать тяжелейшую войну практически против всей фашистской Европы, восстановить народное хозяйство в кратчайшие сроки после войны (раньше всех, в 1947 году была отменена карточная система), создать ядерное оружие как фактор сдерживания империалистической угрозы.
Подводя итоги, можно сказать, что в СССР сталинского периода была построена экономика развития, характеризующаяся научно обоснованным подходом к выбору приоритетов, жестким планированием стратегических отраслей, оценкой результатов по качественным показателям (снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда), представляющая собой единый народно-хозяйственный комплекс.
Социализм из теории превратился в реальность.
После смерти И.В.Сталина идеологическими противниками была развернута клеветническая кампания по развенчанию "культа личности Сталина". Клеветническая кампания по заказу власти продолжается и по сей день со стороны её прислужницы - либеральной прозападной интеллигенции: фальсифицируются факты советской истории, фабрикуются документы, публикуются заведомо ложные факты о выдающихся личностях Советского государства.
На самом деле, все обвинения в адрес И.В.Сталина со стороны "демократических" историков и идеологов ложны от начала и до конца и опровергаются соответствующими документами и всем ходом развития Советской страны.
Так почему же экономика развития СССР превратилась в экономику регресса?
Экономическая политика КПСС в послесталинский период была направлена на разобобществление собственности и расширение сферы товарно-денежных отношений. Это была антимарксистская, безграмотная и в целом преступная экономическая политика.
Планомерный демонтаж социалистических производственных отношений начался в стране практически сразу после смерти И.В.Сталина. Игнорирование важнейших экономических законов привели к глобальному просчету в социальной стратегии и, в конце концов, к кризису.
Этим воспользовались силы мирового империализма, разработавшие и реализовавшие программу разрушения СССР изнутри, уничтожения Советской власти, социалистической экономики и реставрации капиталистической (рыночной) экономики.
В одной из последних своих работ «Экономические проблемы социализма в СССР» И.В.Сталин предостерегает будущее руководство страны от опасности отступления от тех мер, которые сделали экономику страны экономикой развития.
Тем не менее, такие шаги всё же были сделаны.
Ликвидацией системы МТС Н.С.Хрущев вывел из единого народно-хозяйственного комплекса сельское хозяйство. Вместо того, чтобы сделать МТС градообразующим предприятием, создать вокруг МТС городские инфраструктуры, ликвидируя тем самым различия между городом и деревней, он «обвешал» колхозы совершенно непосильной для них в финансовом отношении техникой, которую колхозы не могли ни достаточно эффективно использовать, ни качественно ремонтировать, ни регулярно обновлять.
Введением ежемесячной денежной оплаты в колхозах и отменой трудодня была ликвидирована заинтересованность колхозников в конечном результате их труда, а, значит, в получении выхода сельскохозяйственной продукции. Впервые за годы Советской власти сельское хозяйство стало убыточным и низко производительным, что привело не только к росту цен на сельскохозяйственную продукцию, но и к закупкам её за рубежом.
В 1961 году на ХХII съезде была принята Программа построения коммунистического общества, в которой уже закладывалось отступление от экономики развития, и которая открывала дорогу к расширению товарно-денежных отношений.
Произошла подмена главной экономической задачи - создания коммунистических производственных отношений путем приоритетного развития общественной собственности на орудия труда и средства производства и сокращения товарно-денежных отношений - хозяйственной задачей развития "материально-технической базы", т.е. развития производительных сил при устаревших производственных отношениях, уже тормозивших развитие, тем самым стимулировалось создание не коммунистического общества, а общества потребления.
Введение «хозрасчета» на предприятиях, то есть капиталистического расчета, дало толчок развитию товарно-денежных отношений, и руководители предприятий становились их хозяевами.
Окончательный удар по единому народно-хозяйственному комплексу нанесла так называемая «косыгинская реформа» 1965 года. Она ввела в качестве показателей для каждого отдельно взятого предприятия не качественные, а количественные показатели – прибыль и рентабельность. В результате, каждое предприятие стали заботить не его вклад в общую экономику, а свои узкоэгоистические интересы. Госплан из научной организации, определяющей приоритетные направления развития экономики, превратился в обычную бюрократическую контору, которая ежегодно планировала в каждой отрасли повышение выпуска продукции (от достигнутого), не вдаваясь совершенно в такие тонкости - зачем это нужно, и нужно ли это вообще? Бесцельно тратились сырьевые и природные ресурсы страны.
С разрушением системы промкооперации и планированием производства предметов потребления через Госплан возникал постоянный дефицит на тот или иной вид необходимой народу продукции. Все коммунистические тенденции в экономике были подавлены.
В условиях новых экономических показателей рабочим на предприятиях стало невыгодно и неинтересно заниматься рационализацией и изобретательством, так как это неизменно вызывало снижение их заработной платы. Предприятиям было невыгодно производить большее количество продукции, так как это вызывало перерасход фонда заработной платы и вело к лишению руководства предприятий ежемесячной премии.
Социалистическое соревнование, как метод развития экономики, превратилось в пустую бумажную формальность.
Все это и привело к превращению сталинской экономики развития в позднесоветскую экономику регресса. Страна всё более садилась на «нефтяную иглу», и реставрация капитализма в СССР стала только вопросом времени.
Идеологическая работа из деятельности живой, доходящей до сердца каждого гражданина СССР, превратилась в бумажную бюрократическую показуху. В обществе возобладали узкоэгоистические тенденции, и большинство советских граждан постепенно превращались в мещан и обывателей, потерявших способность сопротивляться наступлению буржуазной идеологии и буржуазного образа жизни.
Им становилось абсолютно безразлично, что будет с их страной завтра.
Чего же можно было ожидать другого, если КПСС, прекратив работу над теорией развития общества при становлении социалистических, а далее – коммунистических производственных отношений, вместо идеологического и политического руководства стала руководить хозяйственной деятельностью и организовывать народное хозяйство, проявив при этом некомпетентность, граничащую с предательством.
КПСС из партии коммунистической начала перерождение в партию мелкобуржуазную. А сохранение системы привилегий для работников партийного и государственного аппарата вскоре привело к зарождению класса новой буржуазии, уже имеющему власть и готовому к контрреволюционному перевороту.
И как закономерный финал – Горбачевщина: полная разбалансированность экономики, дезорганизация управления на всех уровнях, отсутствие какой-либо финансовой политики, иностранные займы - не понятно, на какие цели, легализация капиталистических элементов в экономике и общественной жизни, их предельное поощрение, вспышка национальных конфликтов.
И в результате: ликвидация СССР, «парад» суверенитетов союзных республик, ликвидация КПСС и всей системы Советской власти, разграбление общенародной собственности, уничтожение социальных завоеваний, подчинение экономическим законам мировой капиталистической системы, законам буржуазной демократии, законодательное установление права частной собственности и рыночных отношений привело к реставрации капитализма в России и на постсоветском пространстве.
Всё это привело к катастрофе: Россия стала превращаться в сырьевой придаток развитых капиталистических стран, источник дешевой рабочей силы, отстойник экологически вредных технологических отходов; резко понизился и продолжает падать жизненный уровень населения, прогрессирует физическая и моральная деградация.
И впереди процветание не просматривается. Впереди – только регресс.
Основными признаками экономики регресса являются:
1. отсутствие системного подхода к определению приоритетов развития экономики;
2. отсутствие плановых элементов развития;
3. отрицание всех стимулов развития, кроме материального;