Глава 2. Коллектив и человек
То, что произошло тогда, теперь стало понятным для нас. Что нужно сделать для того, чтобы в советском государстве такие вещи стали невозможны? Школьному воспитанию и образованию нужно придать совершенно новую направленность и качество. Внести в эти процессы коллективистские тенденции и в этом весьма бесценным является практический опыт воспитания «Нового человека» осуществленный А.С. Макаренко. Вспомним, что в трудовую колонию имени Горького, начальником которой был Макаренко, присылали преступников: бандитов, убийц, грабителей, воров, малолетних проституток, бывших участников самых различных банд. Тем не менее, метод А.С. Макаренко позволил ему превратить этих людей в достойных граждан нашей страны.
В чем же суть метода Макаренко? Как говорится все гениальное – просто. Различные педагогические изыски того времени, такие как например, педология предлагали в воспитании исходить из личных качеств воспитуемого. Предлагались различные приемы локализованного воздействия на отдельно взятого человека, в результате которых якобы, должен был получиться достойный член общества. Метод же Макаренко предполагал совершенно противоположный путь. Он предлагал систему коллективного труда, как способ перевоспитания любого человека в выполнении поставленной перед коллективом большой задачи. Эти задачи никогда не носили некий отвлеченный характер, а всегда были направлены на конкретное практическое дело. Будь то, обустройство помещений в своей колонии, постройка новой колонии или спасение людей, которых тогдашняя педологическая, с позволения сказать, наука довела до скотского состояния (куряж). Более того, в методе Макаренко существовала система, которая не позволяла в среде колонистов выделиться так называемой “элите”. Эта система сводных отрядов. Все колонисты были разделены на постоянные отряды, и у каждого отряда был свой постоянный командир. Но на каждодневную постоянную работу формировались сводные отряды, и никогда командир постоянного отряда не был командиром сводного. Он в сводном отряде работал как простой рабочий и очень часто командиром этого сводного отряда был его подчиненный из его постоянного отряда. Таким образом, никто из колонистов не мог выделиться и стать над коллективом как некая “элита”. То есть, в трудовой колонии имени Максима Горького сложились коллективистские тенденции, в которые вовлечены были даже сотрудники колонии, и естественным путем было достигнуто и самоуправление колонии, через совет командиров. Результаты же такой педагогики прививали, вовлеченным в нее людям, категорический императив – “общественное благо выше личных интересов”. При этом нисколько не стеснялось, а наоборот поощрялось развитие высших творческих способностей личности каждого колониста. Возьмем, например театр, который был создан в колонии. Постановка спектакля раз в неделю и совет командиров своим приказом назначал всех, кто в этом спектакле участвует, невзирая на разговоры, что кто-то не играл в театре никогда и не имеет к этому способностей.
Считаю необходимым также отметить, что одновременно с методами убеждения использовались и методы принуждения. В коллективе колонии была создана обстановка нетерпимости к таким отрицательным чертам человека, как: лень, зазнайство, воровство, национализм и эгоизм. Способы принуждения были самые разные: от насмешки и бойкота до ареста с заключением в карцер. Результатом же такой работы явилось то, что за 10 лет, руководства данной колонией А.С. Макаренко, пришлось удалить из колонии лишь несколько человек, количество которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Все же, остальные стали настоящими гражданами своей страны. К сожалению, педагогические конкуренты Макаренко, движимые конъектурными соображениями, сумели закрыть этот опыт и практически ликвидировать этот метод. К великому сожалению не нашлось ни одного государственного деятеля тогдашнего СССР, который смог бы разглядеть в этой методике единственно верный путь к воспитанию «Нового человека».
Многие скажут, что человека нельзя принуждать, что он должен сам осознать все негативные стороны того или иного проступка, но эти люди, очевидно, не слышали никогда о том, что такое диалектика. И не могут понять, что убеждения и принуждения составляют собой диалектическое единство.
Итак, суть метода воспитания Макаренко – постановка перед коллективом больших практических задач, при выполнении которых, происходит процесс воспитания и освобождения человека от проявлений негативных сторон человеческого характера, путем возложения на каждого члена коллектива личной ответственности за результат работы коллектива.