Основные дидактические единицы (разделы программы преддипломной практики)

1. Особенности организации производственного процесса:

- основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

- характеристика основных видов продукции (работ, услуг);

- конкурентоспособность продукции, услуг, работ;

- наличие лицензий, патентов, сертификатов на продукцию, услуги, работы;

- система управления организацией;

- особенности организационной и преддипломной структур;

- особенности подготовки производства (в т.ч. система материально-технического снабжения, складского хозяйства, технической подготовки производства);

- технология производственного процесса, степень ее прогрессивности;

- основные функции структурных подразделений;

- функциональные взаимосвязи между структурными единицами организации;

- характеристика основных средств, в т.ч. по направлениям, видам деятельности, структурным подразделениям;

- характеристика обслуживающих и вспомогательных производств;

- характеристика производственных кадров, система оплаты и стимулирования труда;

- особенности системы управления качеством;

- особенности комплексного плана организационно-технических мероприятий.

2. Организация управления:

- организационная структура управления, происходящие изменения, необходимость и особенности реорганизации;

- распределениеправ, обязанностей и ответственности на предприятии;

- действующая система планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного);

- система внутрифирменного планирования;

- уровень технической вооруженности управленческого труда;

- информационное, методическое, программное и т.п. обеспечение систем управления, включая схемы информационных потоков, документооборот организации;

- анализ действующей организационно-распорядительной документации, структуру баз данных и т.д.;

- кадровое обеспечение системы управления (в т.ч. количественный и качественный состав и структура кадров, показатели движения и т.п.);

- организационная культура.

3. Планирование работы предприятия:

- действующая система планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного);

- система внутрифирменного планирования.

4. Анализ финансового состояния организации:

- основные финансовые документы, формируемые в организации, в т.ч. для внешних и внутренних пользователей;

- особенности налогообложения предприятия;

- анализ формирования и структуры капитала (собственного, заемного, соотношение между ними).

5. Характеристика профессиональной деятельности студента в процессе практики:

- место структурного подразделения, в котором проходила практика, в системе управления организации, в т.ч. взаимосвязь с другими подразделениями, основные функции;

- нормативно-методическая регламентация работы подразделения (положение о подразделении, должностные инструкции, система материального поощрения и другие организационно-распорядительные основы);

- взаимосвязи между специалистами внутри структурного подразделения, их основные функции;

- особенности организации труда (условия труда, нормирование, оплата, система стимулирования);

- характеристика рабочего места студента в процессе практики (должность, функции, требования к выполняемым работам, их трудоемкость, уровень технического, программного, информационного, методического оснащения и т.п.);

- характеристика основных полученных практических навыков;

- разработка предложений по повышению эффективности функционирования структурного подразделения на основе выявленных особенностей, тенденций, резервов его работы.

7.3. Права и обязанности студентов

1. Студенты обязаны своевременно и в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию.

2. В период прохождения практики студент обязан проявлять высокую организованность, соблюдать трудовую и служебную дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка и охраны труда, установленные в организации.

3. Каждый студент ведет дневник (Приложение 4), в котором фиксируется выполняемая им работа.

4. Студент обязан:

- в период прохождения практики четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителей практики от Университета и организации;

- собрать необходимые материалы для написания курсовой работы или дипломной работы.

5. После окончания практики студент обязан в течение 3 дней представить руководителю практики от кафедры следующие документы:

- отчет о проделанной работе в соответствии с программой практики. Он должен содержать не менее 14 листов машинописного текста, выполненного через 1,5 интервала 14 шрифтом TNR (Приложение 6);

- отзыв-характеристику по итогам практики (Приложение 5);

- календарный план (Приложение 3);

- дневник прохождения практики (Приложение 4).

6. Студент обязан в течение 10 дней после окончания практики сдать зачет по практике (защитить отчет по практике в форме зачета).

Оценка результатов практики

1. По окончании практики руководитель практики от организации составляет на студента отзыв-характеристику и подписывает ее у руководства организации, заверяет печатью.

2. Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

3. Руководитель практики от кафедры в течение10 дней обеспечивает организацию ее защиты в форме зачета. По итогам защиты практики выставляется оценка "зачтено" или "не зачтено", о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке.

4. При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

5. Зачет по практике приравнивается к оценке (зачет) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. При этом студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность.

6. Материалы практики (отчет, характеристика-отзыв и др.) после ее защиты хранятся на кафедре.

8. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии,
используемые на преддипломной практике

В процессе организации учебной практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.

1. Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.

2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов учебной практики и подготовки отчета.

3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
на преддипломной практике

9.1. Основными источниками материалов, необходимых для аналитического исследования являются:

1. Устав организации;

2. Документы, закрепляющие структуру и штат предприятия:

2.3. Структура организации и штатная численность;

2.4. Штатное расписание;

2.5. Положение о структурном подразделении;

2.6. Должностные инструкции работников;

2.7. Трудовой договор.

3. Финансовая отчётность:

3.1. бухгалтерский баланс группирует актив и пассив компании в денежном выражении.

3.2. отчёт о прибылях и убытках содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты.

3.3. отчёт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации.

3.4. отчёт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определённый отчётный период.

9.2. Контрольные вопросы и задания для проведения аттестации по итогам преддипломной практики:

9.2.1. Студентам в период прохождения преддипломной практики необходимо ознакомиться с:

- организационной структурой организации, организационно-правовой формой предприятий;

- особенностями деятельности экономических и финансовых служб, а также должностными инструкциями их персонала;

- функциями, предусмотренными квалификацией экономист - менеджер;

- основными экономическими и финансовыми показателями деятельности предприятия в отчетном и предыдущем году, их оценкой;

- видами деятельности, осуществляемыми субъектом хозяйствования;

- содержанием Устава, учредительного договора и нормативными документами по функционированию организации.

9.2.2. Для обеспечения объективности анализа, оценки работы организации, разработки направлений совершенствования ее деятельности обязательному рассмотрению подлежат следующие вопросы.

1. Особенности организации производственного процесса:

- основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

- характеристика основных видов продукции (работ, услуг);

- конкурентоспособность продукции, услуг, работ;

- наличие лицензий, патентов, сертификатов на продукцию, услуги, работы;

- система управления организацией;

- особенности организационной и производственной структур;

- особенности подготовки производства (в т.ч. система материально - технического снабжения, складского хозяйства, технической подготовки производства);

- технология производственного процесса, степень ее прогрессивности;

- основные функции структурных подразделений;

- функциональные взаимосвязи между структурными единицами организации;

- характеристика основных средств, в т.ч. по направлениям, видам деятельности, структурным подразделениям;

- характеристика обслуживающих и вспомогательных производств;

- характеристика производственных кадров, система оплаты и стимулирования труда;

- особенности системы управления качеством;

- особенности комплексного плана организационно-технических мероприятий.

2. Организация управления:

- организационная структура управления, происходящие изменения,

- необходимость и особенности реорганизации;

- распределение прав, обязанностей и ответственности на предприятии;

- действующая система планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного);

- система внутрифирменного планирования;

- уровень технической вооруженности управленческого труда;

- информационное, методическое, программное и т.п. обеспечение систем управления, включая схемы информационных потоков, документооборот организации;

- анализ действующей организационно-распорядительной документации, структуру баз данных и т.д.;

- кадровое обеспечение системы управления (в т.ч. количественный и качественный состав и структура кадров, показатели движения и т.п.);

- организационная культура.

3. Планирование работы предприятия:

- действующая система планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного);

- система внутрифирменного планирования.

4. Анализ финансового состояния организации:

- основные финансовые документы, формируемые в организации, в т.ч. для внешних и внутренних пользователей;

- особенности налогообложения предприятия;

- анализ формирования и структуры капитала (собственного, заемного, соотношение между ними).

5. Характеристика профессиональной деятельности студента в процессе практики:

- место структурного подразделения, в котором проходила практика, в системе управления организации, в т.ч. взаимосвязь с другими подразделениями, основные функции;

- нормативно-методическая регламентация работы подразделения (положение о подразделении, должностные инструкции, система материального поощрения и другие организационно распорядительные основы);

- взаимосвязи между специалистами внутри структурного подразделения, их основные функции;

- особенности организации труда (условия труда, нормирование, оплата, система стимулирования);

- характеристика рабочего места студента в процессе практики (должность, функции, требования к выполняемым работам, их трудоемкость, уровень технического, программного, информационного, методического оснащения и т.п.);

- характеристика основных полученных практических навыков;

- разработка предложений по повышению эффективности функционирования структурного подразделения на основе выявленных особенностей, тенденций, резервов его работы.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам преддипломной
практики)

Промежуточная аттестация проходит в соответствии с программой прохождения практики, что отражается в календарном плане, каждый выполненный этап работы оценивается руководителем практики от университета, с последующей отметкой в календарном плане.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение
преддипломной практики

Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:

1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам (см. далее список основной и дополнительной литературы);

2. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации), на котором проходит учебную практику студент;

3. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;

4. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии (организации) и инструкции по их заполнению.

Основная литература:

1. Баликоев, Общая экономическая теория / Издательство: Омега-Л, 2011 г.

2. Корнелиус Н., HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2005 г.

3. Райченко А.В., Административный менеджмент / Издательство: Инфра-М, 2010 г.

4. Фидельман Г.Н., Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности / Издательство: Альпина Паблишерз, 2010 г.

5. Кукушкина В. В., Антикризисный менеджмент / Издательство: ИНФРА-М, 2012 г.

6. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 21.01.2009 №7.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ (в ред. 29.12.2010 г.) // Российская газета от 31.12.2001 №256.

8. Маршев, В. И. История управленческой мысли: учебник / В. И. Маршев. - М. : ИНФРА-М, 2011.

9. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко.- М.: КНОРУС, 2010.

10. Шевчук, Д. А. История менеджмента: учебное пособие / Д. А. Шевчук. – Эксмо, 2009.

11. Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. – 320 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).

12. Мильнер Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. (Гриф МО)

13. Одинцов А. А. Менеджмент организации: Введение в специальнеось : учебник л\для вузов / А. А. Одинцов. – М.: Академия, 2007. – 240 с. (Гриф УМО)

Дополнительная литература:

1. Бондаренко В. В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие / В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, О. Ф. Алехина. - М. : КНОРУС, 2010.

2. Дорофеев В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Организационное поведение: учебник / ред. Г. Р. Латфуллин, ред. О. Н. Громова. - СПб.: Питер, 2010.

4. Хохлова Т. П. Организационного поведение: Учеб. пособие / Т. П. Хохлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009.

5. Глумаков В. Н. Организационное поведение: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Вузовский учебник, 2009.

6. Глухов В. В. Менеджмент: учебник для вузов / В. В. Глухов.- 3-е изд., СПб.: Питер Пресс, 2009.

7. Дафт Р. Л. Менеджмент: пер. с англ. / Р. Л. Дафт. – М.: Питер, 2008.

8. Зиновьев В. Н. Менеджмент / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - 2-е изд; - М.: Дашков и К, 2008.

9. Менеджер коммерческой деятельности: практические основы профессиональной деятельности: учебное пособие / А. В. Бакулева [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008.

10. Алексеевский B. C. Введение в специальность « Менеджмент организации» : Учеб. Пособие для вузов / B.C. Алексеевский, Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

11. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала : учебное пособие / Г. Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12. Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация / Я. Брукс. Пер. с английского 3-го издания – 2008.

13. Вестник НОУ ВПО Волгоградский институт бизнеса «Бизнес. Образование. Право».

14. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд. - М.: Экономистъ, 2006.

15. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2004.

16. Жуплев А. В. Руководитель и коллектив /А. В. Жуплев. – Ставрополь: Кн. изд-во, 2007.

17. Зельдович Б. З. Организационное поведение : Учеб. пособие для студентов вузов / Б. З. Зельдович. – М.: Аспект Пресс, 2008.

18. Кнорринг В. Искусство управления / В. Кнорринг. - М.: БЕК, 2007.

19. Козлов В. В. Корпоративная культура: учебно-практическое пособие / В. В. Козлов. - М.: Альфа-Пресс, 2009.

20. Коротков Э. М. Менеджмент: учебник / Э. М. Коротков.- М.:Юрайт, 2011.

21. Мазур И. И. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. - М.: Омега-Л, 2011.

22. Одинцов А. А. Менеджмент организации. Введение в специальность / А. А. Одинцов. – М.: Академия, 2007.

23. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2006.

24. Прошкин Б. Г. Мотивация труда: Управленческий аспект / Б. Г. Прошкин; ред. И. П. Поварич. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.

25. Пудич В. С. Введение в специальность «Менеджмент» / В.С. Пудич. - М.: ЮНИТИ, 2003. Гриф УМО ВУЗов России.

26. Резник С. Д. Введение в специальность "Менеджмент организации" : учеб. пособие для студ. вузов. Гриф УМО / С. Д. Резник, И. А. Игошина, В. С. Резник; Под общ. ред. Э. М. Короткова, С. Д. Резника. - М.: ЛОГОС, 2004.

27. Резник С. Д. Гендерный менеджмент: женщины в управлении / С. Д. Резник, С. Н. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2008.

28. Резник С. Д. Основы личной конкурентоспособности / С. Д. Резник, А. А. Сочилова. – М.: Инфра-М, 2009.

29. Резник С. Д. Персональный менеджмент / С. Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2010.

30. Резник С. Д. Управление личной карьерой: Учебное пособие. Гриф УМО / С. Д. Резник, И. А. Игошина, В. С. Резник. – М.: ЛОГОС, 2005.

31. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник / С. Д. Резник. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.

32. Семенов А. К. Этика менеджмента : учеб. пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - 3-е изд. - М. : Дашков и К°, 2008.

33. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развития и оценка : Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2011.

34. Ушакова Н. В. Имиджелогия : учеб. пособие / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. – 2-е изд., испр. – М.: Дашков и К, 2011.

35. Фаузер В. В. Введение в специальность «менеджмент организации»: учебное пособие / В. В. Фаузер. – Сыктывкар.: Изд-во СыктГУ, 2001.

36. Чернышев М. А. Основы менеджмента: учебное пособие / М.А. Чернышев.- Издательский дом «Дашков и К», 2009. Гриф УМО вузов России

37. Чернышова Л.И. Деловое общение: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

38. Шапиро С. А. Организационное поведение / С. А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005.

39. Шарипо, Ф. В. Психологические основы менеджмента : Учебное пособие / Ф. В. Шарипов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

Интернет-ресурсы:

1. Правительство РФ — www.government.ru

2. Официальный сайт Мэрии Москвы – www.mos.ru

3. Министерство экономического развития (Минэкономразвития России) — www.economy.gov.ru

4. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — www.cbr.ru

5. Министерство финансов Российской Федерации — www.minfin.ru

6. Министерство по налогам и сборам Российской Федерации — www.nalog.ru

7. Федеральная служба государственной статистики — www.gks.ru

8. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — www.fas.gov.ru

9. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации (ФК ЦБ России) — www.fedcom.ru

10. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — www.worldbank.org

11. Национальная ассоциация участников фондового рынка Российской Федерации — www.naufor.ru

12. Рейтинговое агентство «Интерфакс» — www.interfax.ru

13. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) — www.rbc.ru

14. Информационное агентство «АК&М» — www.akm.ru

15. Рейтинговое агентство Standard & Poor's — www.standardandpoors.com

16. Рейтинговое агентство Moody's Investors Services — www.moodys.com

17. Рейтинговое агентство Fitch Ratings — www.fitchratings.ru

18. Еженедельник «Эксперт» — www.expert.ru

19. Еженедельник «SmartMoney» — www.smoney.ru

20. Еженедельник «Секрет фирмы» — www.sf-online.ru

21. Еженедельник «Компания» — www.ko.ru

22. Еженедельник «Эксперт» — www.expert.ru

23. Газета «The Economist» — www.economist.com

24. Журнал: http://www.top-manager.ru/

25. Библиотека рыночной экономики: http://www.cemi.rssi.ru/mei/libr.htm

26. Научная электронная библиотека: http: //elibrary.ru/

27. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

28. Электронная библиотека: http://www.bibliotekar.ru/ekonomika.htm

29. Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/

30. Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал http://www.eup.ru/

31. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

32. Сайт о менеджменте качества: http://quality.eup.ru/

33. Корпоративный менеджмент: http://www.cfin.ru/

34. Официальный сайт Российской государственной библиотеки: http://www.rsl.ru/

35. Официальный сайт компании Консультант-плюс: http://www.consultant.ru/

36. Информационно-правовой портал компании Гарант: http://www.garant.ru/

37. Официальный сайт компании Head Hunter: http://www.hh.ru/

38. Официальный сайт компании HR-менеджмент: http://www.hrm.ru/

39. Сайт сообщества HR-менеджеров: http://www.hr-portal.ru/

40. Сайт журнала управление персоналом: www.top-personal.ru/

Наши рекомендации