Структура производственной (преддипломной) практики

№ п/п Этапы практики. Виды работ и трудоемкость (в часах)   Форма контроля
Подготовительный этап Согласование места прохождения практики. Организационное собрание. Получение направления на практику. Разработка календарного плана практики (8 час.). Внесение соответствующих записей в календарный план. Беседа с руководителем практики
Учебно-производственный этап Прибытие в организацию. Прохождение инструктажа по технике безопасности. (6 час.) Выполнение программы практики. Выполнение отдельных производственных заданий (268 час.) Обработка, систематизация и анализ собранного фактического материала (32 час.) Внесение соответствующих записей в дневник практики и в отчет. Беседа с руководителем практики.
Подготовка и представление результатов практики Оформление отчета по практике. Защита отчета (10 час.) Дифференцированный зачет

Содержание производственной (преддипломной) практики

1.Содержание производственной (преддипломной) практики соотносится со следующими видами и задачами профессиональной деятельности, определяемыми ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01«Экономика» профиль «Финансы и кредит»: аналитическая, научно-исследовательская деятельность, расчетно-экономическая, расчетно-финансовая, банковская деятельность.

2. В период прохождения производственной (преддипломной) практики студент должен систематизировать знания, полученные при изучении учебных дисциплин; собрать необходимые материалы для написания выпускной квалификационной работы.

3. Содержание производственной (преддипломной) практики определяется темой ВКР. Оно должно соответствовать индивидуальному заданию, разработанному совместно с руководителем практики от кафедры с учетом направления, выбранного студентом.

4. Независимо от избранного студентом направления производственной (преддипломной) практика начинается с общего ознакомления с организацией (ее организационно-правовой формой и формой собственности, целями, основными направлениями деятельности, производственной и организационной структурой и пр.).

6. Производственная (преддипломная) практика студентов профиля «Финансы и кредит» в зависимости от избранной ими темы выпускной квалификационной работы может осуществляться в следующих направлениях: финансовое прогнозирование и планирование, финансовый менеджмент, инвестиции, анализ деятельности кредитных организаций.

Ниже приведены возможные разделы (темы) и соответствующие им этапы производственной (преддипломной) практики.

7. Независимо от избранного направления в заключении должны быть отражены предложения по совершенствованию деятельности коммерческих организаций и коммерческих банков и выводы о практической значимости, а также список источников, приложения (бухгалтерская (финансовая) отчетность, организационная структура, информационное обеспечение управленческого процесса).

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ (ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ)

Текущий контроль – устный отчет у руководителя производственной (преддипломной) практики. Руководитель практики проверяет работу бакалавра и делает соответствующие отметки в дневнике практики.

Промежуточная аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики – защита результатов производственной (преддипломной) практики на кафедре. Оценка выставляется по результатам защиты производственной (преддипломной) практики.

Производственная (преддипломная) практика считается завершенной при условии выполнения бакалавром всех требований программы производственной (преддипломной) практики. Промежуточная аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики – дифференцированный зачёт. Бакалавры оцениваются по итогам всех видов деятельности при наличии документации по производственной (преддипломной) практике.

В процессе прохождения производственной (преддипломной) практики обучающийся составляет индивидуальный письменный отчет, который представляет руководителю практики.

Отчет о прохождении производственной (преддипломной) практики в общем виде включает следующие элементы:

Титульный лист.

Титульный лист отчета представлен в приложении 2.

Содержание.

В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав), пронумерованные согласно их размещению в работе. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов в тексте работы. (Приложение 3)

Введение.

Во «Введении» (2-3 страницы) следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.).

4. Основная часть:

1) Характеристика предприятия (организации, учреждения):

-общие сведения:полное наименование; местоположение; форма собственности; организационно-правовая форма; отрасль, выпускаемая продукция (работы, услуги);

- краткое описание организации: миссия, цели и задачи, внешняя среда;

- описание организационной структуры и отдельного исследуемого подразделения;

- описание функций подразделения и отдельных специалистов.

2) Организационно-правовая форма исследуемой организации (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное или муниципальное предприятие и т.д.):

- содержание основных учредительных документов (Устав, учредительный договор и др.);

- права, обязанности и ответственность участников;

- порядок распределения доходов (прибыли);

- договорная практика и клиентская база, договоры предприятия (двусторонние и многосторонние), условия и сроки реализации.

3) Состояние экономики (сфер деятельности) и финансов организации:

- наличие, состав и качественная характеристика земельных, материальных, трудовых, финансовых, инновационных ресурсов;

- специализация, внутренние и внешние факторы, определяющие выбор производственного направления (специализации);

- отрасли предприятия и используемые в них технологии;

- организация труда и материально-технического обеспечения;

- спрос и предложение на производимые предприятием товары (продукцию, работы, услуги);

- объемы производства и реализации продукции (услуг), ее состав и качество;

- характеристика различных каналов реализации и ценовой политики;

- процесс товародвижения (состояние складского хозяйства, возможности товарной доработки и переработки, транспортировки продукции);

- организация торговли, опыт работы собственной торговой сети или перспективы ее создания;

- распределение прав и обязанностей в системе управления маркетингом;

- эффективность производства, реализации продукции (услуг) и использования ресурсного потенциала предприятия;

- взаимоотношения предприятия с бюджетом: виды налогов и порядок их уплаты в бюджет, имеющиеся налоговые льготы;

- субсидии и дотации, получаемые из бюджета;

- взаимоотношения предприятия с внебюджетными фондами: размер вносимых взносов и порядок их уплаты;

- взаимоотношения предприятия с банками и другими кредитными учреждениями;

- порядок деятельности предприятия на рынке ценных бумаг (виды и типы ценных бумаг, выпускаемых и приобретаемых предприятием, размещение ценных бумаг на первичном рынке, дивиденды и проценты, выплачиваемые предприятием по размещенным ценным бумагам, доходы, получаемые предприятием по приобретенным ценным бумагам, взаимоотношения организации с брокерскими конторами и фондовыми биржами и др.);

- реализуемые и перспективные инновационные (инвестиционные) проекты предприятия, механизмы управления ими.

4) Результаты и показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации:

- финансовая устойчивость;

- анализ производственно-хозяйственной деятельности, организационной структуры организации;

- анализ формирования доходов и расходов, определения динамики данных показателей;

- анализ прибыли и рентабельности и факторов их определяющих;

- анализ управления активами;

- анализ денежных потоков;

- анализ финансового состояния;

- анализ финансового планирования.

Оценить динамику и структуру статей бухгалтерского баланса на основе горизонтального и вертикального анализа показателей сравнительного аналитического баланса, используя группировку статей актива по степени ликвидности, а статей пассива – по срочности обязательств.

Проанализировать показатели финансовой устойчивости, оценить тип устойчивости.

Проанализировать динамику ликвидности баланса, сопоставив итоги групп актива и пассива, определить платежный излишек или недостаток. Оценить динамику относительных показателей ликвидности активов.

Проанализировать показатели деловой активности и рентабельности. Дать комплексную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

5) Анализ существующей системы объекта исследования (в зависимости от выбранной темы ВКР).

6) Выявление недостатков и основных проблем темы исследования.

7) Предложение мероприятий по повышению эффективности объекта исследования.

Предлагаемые мероприятия должны вытекать, прежде всего, из результатов анализа и быть направлены на устранение выявленных недостатков.

Заключение.

Заключение имеет краткую тезисную форму, и содержит основные, итоговые показатели, полученные в ходе исследования. Цель заключения – показать, в какой степени студенту удалось достичь поставленной во введении цели и решить обозначенные задачи, к каким выводам пришел автор. Объем заключения – 1-2 страницы.

6. Список источников и литературы (включая внутренние документы организаций и учреждений).

Приложения.

Приложения оформляются при необходимости использования в основной (текстуальной) части значительного объема фактических данных вспомогательного характера, имеющих целью наглядно продемонстрировать или подтвердить описываемые автором ситуации, отдельные или более общие вопросы. На все приложения должны быть ссылки в тексте работы.

К отчету прикладываются календарный план практики (приложение 4), дневник прохождения практики (приложение 5), отзыв-характеристика по итогам практики (приложение 6), оценочная ведомость по формируемым в ходе производственной (преддипломной) практики компетенциям, подписанная руководителем производственной (преддипломной) практики от предприятия (приложение 9).

Все документы, свидетельствующие о прохождении производственной (преддипломной) практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

При защите отчета по производственной (преддипломной) практике учитывается:

- объем выполнения программы практики;

- правильность оформления всех предусмотренных документов;

- содержание отзыва-характеристики, выданного организацией – базой практики;

- умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы руководителя практики.

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ

8.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в
процессе освоения образовательной программы

Код компетенции / Этапы формирования компетенции Контролируемые этапы практики Форма контроля
Беседа с руководителем практики Беседа с руководителем практики, внесение соответствующих записей в отчет Дифференцированный зачет
ПК-3 Знать: методы составления расчетов в рамках различных направлений деятельности; Уметь: обосновывать и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами; Владеть: навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; работы в коллективе, правилами деловой этики. Подготовительный этап +    
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +
ПК-4 Знать: методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов; Уметь: строить на основе описания ситуаций эконометрические модели; анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; Владеть: навыками использования методов и приемов анализа экономических явлений и процессов с помощью эконометрических моделей. Подготовительный этап      
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +
ПК-5 Знать: основные понятия, категории и инструменты бухгалтерского (финансового) учета, экономического анализа и других экономических дисциплин; Уметь: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; Владеть: навыками сбора, обработки и анализа необходимых экономических данных, используемых для решения профессиональных задач; методологией экономического исследования. Подготовительный этап      
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +
ПК-6 Знать: основы построения, расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроровне; Уметь: анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; Владеть: навыками использования методик расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроровне. Подготовительный этап      
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +
ПК-7 Знать: технологии сбора, обработки и анализа научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования; Уметь: осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде информационного обзора, аналитического отчета, статьи; Владеть: навыками сбора, обработки и анализа научной литературы; навыками работы с применением информационно-коммуникационных технологий. Подготовительный этап      
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +
ПК-8 Знать: виды и назначение современных технических средств и информационных технологий; возможности современных информационно-справочных и поисковых систем; Уметь: использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии; Владеть: навыками использования современных технических средств и информационных технологий для решения экономических задач. Подготовительный этап      
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +
ПК-10 Знать: роль и значение информации в развитии современного информационного общества; назначение, виды, средства ИКТ; технологии сбора, обработки, передачи и распространения информации; Уметь: проводить анализ предметной области, работать с офисными пакетами прикладных программ, использовать прикладные программные средства и информационные системы, решать задачи в области экономики с использованием пакетов прикладных программ; Владеть навыками: анализа предметной области, работы с офисными пакетами прикладных программ, решения задач в области экономики с использованием пакетов прикладных программ Подготовительный этап      
Учебно-производственный этап   +  
Подготовка и представление результатов практики     +

8.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на
различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Показатели оценивания компетенций ПК-3 (способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами), ПК-4 (способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты), ПК-5 (способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений),

ПК-6 (способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей), ПК-7 (способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет), ПК-8 (способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии), ПК-10 (способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии):

Знает: основные нормативные правовые документы, регламентирующие сферу профессиональной деятельности; основы построения, расчета и анализа системы показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей; систему статистических показателей для оценки социально-экономических процессов; основные категории бюджетных, налоговых, валютных отношений в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля; состав и структуру государственного и муниципального бюджета, его доходную и расходную часть; задачи, формы и методы организации бюджетного контроля; теоретические основы планирования затрат на производство и реализацию продукции, выручки от продаж, прибыли.

Умеет: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности; формировать бухгалтерскую и финансовую отчетность предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств в виде первичных документов необходимых для последующего анализа; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде информационного обзора, аналитического отчета; использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач; обосновывать предложения по совершенствованию управления денежными потоками, затратами и финансовыми результатами предприятия с учетом факторов риска.

Владеет: навыками использования нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность предприятия; навыками сбора, обработки и анализа необходимых экономических данных, используемых для решения профессиональных задач; современными методиками расчета системы показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; навыками использования современных технических средств и информационных технологий для решения экономических задач; методами формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств для оценки результатов деятельности и текущего финансового состояния предприятий и принятия управленческих решений; методикой проведения расчетов финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность экономических субъектов.

Критерии оценивания компетенций Компетенции ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7 ПК-8, ПК-10 Оценка
Изложение материалов неполное, непоследовательное. Существуют ошибки, оформление не соответствует предъявляемым требованиям. Приложения отсутствуют. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики не выполнена. не сформированы на данном этапе неудовлетворительно
Изложение материалов неполное. оформление не соответствует предъявляемым требованиям. Текстовая часть отчета не везде связана с приложениями. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена не в полном объеме. сформированы на данном этапе удовлетворительно
Изложение материалов полное, последовательное в соответствии с требованиями программы. Допускаются несущественные и стилистические ошибки. Оформление соответствует предъявляемым требованиям. Приложения в основном связаны с текстовой частью. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена. сформированы на данном этапе хорошо
Изложение материалов полное, последовательное, грамотное. Отчет написан в соответствии с предъявляемыми требованиями, без исправлений. Приложения логично связаны с текстовой частью отчета. Отчет сдан в установленный срок. Программа практики выполнена. сформированы на данном этапе отлично

8.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Вопросы для самоконтроля по производственной (преддипломной) практике

1. Назовите нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие деятельность организации – базы прохождения практики в области экономики, организации, бухгалтерского учета, анализа и аудита.

2. Дайте краткую характеристику предприятия (организации, учреждения) и (или) подразделения, в котором проходили производственную (преддипломную) практику.

3. Дайте оценку динамики и структуры статей бухгалтерского баланса на основе горизонтального и вертикального анализа показателей сравнительного аналитического баланса, используя группировку статей актива по степени ликвидности, а статей пассива – по срочности обязательств.

4. Проанализируйте показатели финансовой устойчивости предприятия, оценить тип устойчивости.

5. Проанализируйте динамику ликвидности баланса, сопоставив итоги групп актива и пассива, определить платежный излишек или недостаток.

6. Дайте оценку динамики относительных показателей ликвидности активов предприятия.

7. Проанализируйте показатели деловой активности и рентабельности.

8. Дайте комплексную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

9. Охарактеризуйте проблемы, выявленные в результате анализа объекта исследования.

10. Укажите возможные меры по совершенствованию финансово- хозяйственной деятельности предприятия (структурного подразделения) в части объекта исследования.

11. Охарактеризуйте наличие, состав и качественная характеристика земельных, материальных, трудовых, финансовых, инновационных ресурсов предприятия.

12. Определите специализацию предприятия, внутренние и внешние факторы, определяющие выбор производственного направления (специализации).

13. Дайте оценку организации производства и материально-технического обеспечения предприятия.

14. Оцените спрос и предложение на производимые предприятием товары (продукцию, работы, услуги).

15. Проанализируйте объемы производства и реализации продукции (услуг), ее состав и качество.

16. Выявите основные проблемы управления производственными и сбытовыми издержками.

17. Дайте характеристику различных каналов реализации продукции предприятия.

18. Дайте характеристику ценовой политики предприятия.

19. Дайте оценку организации процесса товародвижения (состояние складского хозяйства, возможности товарной доработки и переработки, транспортировки продукции).

20. Дайте оценку организации торговли, опыт работы собственной торговой сети или перспективы ее создания.

21. Дайте оценку денежному потоку как инструменту управления стоимостью организации в процессах реструктуризации.

22. Какие направления и виды оптимизации финансовой деятельности коммерческого банка вы знаете.

23. Пути совершенствования банковских расчетов.

24. Какие виды инвестиционных проектов возможно реализовать на предприятии.

25. Как происходит регулирование финансовых отношений предприятий с налоговыми органами.

26. Как можно осуществлять управление стоимостью бизнеса на основе управления рисками.

27. Финансовые риски и способы их минимизации.

8.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Промежуточная аттестация по производственной (преддипломной) практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по практике требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» в форме дифференцированного зачета (зачета с оценкой).

Зачет с оценкой «отлично» ставится студенту, если: в установленные сроки представлены все необходимые документы, оформленные в соответствии с требованиями (отчет, отзыв-характеристика, дневник прохождения практики, календарный план); в отчете в полном объеме рассмотрены разделы в соответствии с программой практики; при защите отчета студент дает четкие и аргументированные ответы на вопросы руководителя практики; студент проявил самостоятельность, творческий подход и высокий уровень подготовки по вопросам профессиональной деятельности;

Зачет с оценкой «хорошо» ставится студенту, если: в установленные сроки представлены все необходимые документы (отчет, отзыв-характеристика, дневник прохождения практики, календарный план); в отчете в полном объеме рассмотрены разделы в соответствии с программой практики, но допущены незначительные недочеты при расчетах; при защите отчета студент не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы руководителя практики, в оформлении работы имеются незначительные погрешности.

Зачет с оценкой «удовлетворительно» ставится студенту, если: в установленные сроки представлены все необходимые документы (отчет, отзыв-характеристика, дневник прохождения практики, календарный план); в отчете не в полном объеме рассмотрены разделы программы практики, имеются недочеты; при защите отчета студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы руководителя практики, имеются замечания к оформлению работы.

Зачет с оценкой «неудовлетворительно» ставится студенту, если: индивидуальный письменный отчет не соответствует программе практики, при защите отчета студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы или допускает суще­ственные ошибки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Наши рекомендации