Финансы и кредит. Бухгалтерский учет
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Нижний Новгород
2016 год
1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП
Дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности» относится к вариативной части ОПОП и является дисциплиной по выбору. Дисциплина освещает основные аспекты учета и формирования отчетности в соответствии с регламентациями МСФО и изучается на 4 курсе.
Дисциплина имеет предшествующие связи с дисциплинами: «Бухгалтерский финансовый учет»; «Бухгалтерская финансовая отчетность». Обучающиеся должны иметь представление об использовании математических методов и моделей в экономических исследованиях, графической и табличной формах представления информации.
Последующие межпредметные связи дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности» имеет с дисциплинами: «Контроль и ревизия», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в кредитной сфере».
Целями освоения дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» являются формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по применению международных стандартов финансовой отчетности.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций |
Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2) | У1 (ПК-2) Уметь на основе регламентаций международных стандартов финансовой отчетности рассчитать показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями МСФО З1 (ПК-2) Знать типовые методики и действующую нормативно-правовую базу для расчета показателей финансовой отчетности, соответствующей МСФО В1 (ПК-2) Владеть навыками применения типовых методик и действующей нормативно-правовой базы для расчета показателей финансовой отчетности, соответствующей МСФО |
Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5) | У1 (ПК-5) Уметь анализировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в финансовой отчетности организаций, сформированной в соответствии с международными стандартами, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений З1 (ПК-5) Знать экономическую сущность показателей финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, как источников информации для принятия управленческих решений В1 (ПК-5) Владеть навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в финансовой отчетности, сформированной в соответствии с МСФО, и использования полученных сведений для принятия управленческих решений |
Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7) | У1 (ПК-7) Уметь, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор по вопросам, связанным с разработкой и применением МСФО З1 (ПК-7) Знать отечественные и зарубежные источники, содержащие информацию по вопросам, связанным с разработкой и применением МСФО В1 (ПК-7) Владеть навыками использования отечественных и зарубежных источников информации для сбора необходимых данных по вопросам, связанным с разработкой и применением МСФО |
3. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Международные стандарты финансовой отчетности»
Объем дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц, всего 180 часов, из которых на очном отделении 72 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (36 часов занятия лекционного типа, 36 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.)), 72 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, 36 часов составляет контроль - экзамен.
Содержание дисциплины (модуля)
(структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий)
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | Всего (часы) | В том числе | ||||||||||||||||||||
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них | Самостоятельная работа обучающегося, часы | |||||||||||||||||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Занятия лабораторного типа | Консультации | Всего | ||||||||||||||||||
Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | ||
Тема 1. Исторические предпосылки, роль и назначение МСФО | ||||||||||||||||||||||
Тема 2. Процесс создания МСФО и ихсостав | ||||||||||||||||||||||
Тема 3. Концептуальные основы МСФО с | ||||||||||||||||||||||
Тема 4. Учет и отражение в отчетности нефинансовых активов | 31,5 | 0,5 | 1.5 | |||||||||||||||||||
Тема 5. Учет и отражение в отчетности финансовых инструментов, затрат по займам, оценочных обязательств | 30,5 | 0,5 | 1,5 | |||||||||||||||||||
Тема 6. Учет и отражение в отчетности вознаграждений работникам, финансовых результатов и налогов на прибыль | 21,5 | 0,5 | 1,5 | |||||||||||||||||||
Тема 7. Состав и порядок представления отчетности | 21,5 | 0,5 | 1,5 | |||||||||||||||||||
Тема 8. Консолидированная и отдельная отчетность, учет инвестиций в ассоциированные компании и совместную деятельность | ||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация – Экзамен (контроль экзамен на очном отделении – 36час.; на очно-заочном -72 час.; на заочном – 9 час.) | ||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||
Образовательные технологии
При чтении лекций используется объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения информации (монологической, диалогической или эвристической). При проведении семинарских занятий применяются активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, обсуждение проблемных вопросов, дискуссии, диспуты, дебаты. Лекционные и семинарские занятия проводятся в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий в активных и интерактивных формах должен составлять не менее 20%.
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся включает изучение отдельных теоретических вопросов по теме учебной программы по соответствующим литературным источникам, а также решение практических задач и ситуаций по заданию преподавателя. Результатом самостоятельной работы обучающихся могут быть:
- ответы на вопросы в процессе собеседования;
- решения ситуационных задач;
- тестирование;
- письменные эссе;
- доклады;
- участие в работе круглых столов, в дискуссиях, полемике, диспутах, дебатах.
Результаты самостоятельной работы обучающихся контролируются преподавателем в течение семестра и учитываются при подведении итоговой оценки на экзамене.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины:
Тема 1.,2.,3. – основная литература: источники № 1,2,4; дополнительная литература: источники № 1,2,4,5; программное обеспечение и Интернет-ресурсы: источники № 1,3.
Темы 4.,5.,6. – основная литература: источники № 1,2,3,4,5; дополнительная литература: источники № 1,2,3,4,5,6 программное обеспечение и Интернет-ресурсы: источники № 1,2,3.
Тема 7.,8. – основная литература: источники № 1,2,3,4,5; дополнительная литература: источники № 1,2,3,6; программное обеспечение и Интернет-ресурсы: источники № 1,2,3.
Рекомендуемые темы эссе
1. Правила учета и отражения в отчетности основных средств по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
2. Учет и отражение в отчетности нематериальных активов по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
3. Правила учета и отражения в отчетности запасов по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
4. Учет и отражение в отчетности финансовых инструментов по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
5. Правила учета и отражения в отчетности вознаграждений работникам по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
6. Правила учета и отражения в отчетности налогов на прибыль по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
7. Учет и отражение в отчетности выручки по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
8. Правила учета и отражения в отчетности затрат по займам по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
9. Правила учета и отражения в отчетности договоров подряда по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
10. Правила учета и отражения в отчетности аренды по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
11. Учет и отражение в отчетности инвестиционной собственности по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
12. Правила учета и отражения в отчетности валютных операций по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
13. Учет и отражение в отчетности государственной помощи по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
14. Учет и отражение в отчетности инвестиций в дочерние компании по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
15. Учет и отражение в отчетности инвестиций в ассоциированные компании по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
16. Правила учета и отражения в отчетности совместной деятельности по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
17. Правила формирование консолидированной отчетности по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
18. Правила учета и отражения в отчетности гиперинфляции по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия
19. Состав и структура финансовой отчетности по международным и российским стандартам: сравнительная характеристика
20. Отчет о финансовом положении по международным и российским стандартам: интерпретация показателей и требование к составлению
21. Отчет о совокупном доходе в МСФО и отчет о финансовых результатах в РСБУ: сравнительная характеристика
22. Отчет об изменениях капитала по международным и российским стандартам: требования к составлению и интерпретация показателей
23. Отчет о движении денежных средств по международным и российским стандартам: методы формирования и интерпретация показателей
Темы докладов
1. Обзор различных точек зрения российских и зарубежных ученых по вопросам стандартизации и гармонизации учета и отчетности
2. Особенности учета и формирования отчетности в системе национальных бухгалтерских стандартов Франции
3. Походы к учету и отчетности в системе бухгалтерских стандартов Великобритании (GAAP UK)
4. Особенности системы GAAP US (в сравнении с МСФО и другими национальными стандартами)
5. Особенности подходов к учету и отчетности в странах Латинской Америки
6. Сравнительная характеристика различных точек зрения российских и зарубежных ученых по вопросам применения справедливой стоимости
7. Обзор различных точек зрения российских ученых по вопросам реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО
8. Обзор российской и зарубежной практики применения МСФО в деятельности организаций