Финансы и кредит. Бухгалтерский учет

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Нижний Новгород

2016 год

1. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

Дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности» относится к вариативной части ОПОП и является дисциплиной по выбору. Дисциплина освещает основные аспекты учета и формирования отчетности в соответствии с регламентациями МСФО и изучается на 4 курсе.

Дисциплина имеет предшествующие связи с дисциплинами: «Бухгалтерский финансовый учет»; «Бухгалтерская финансовая отчетность». Обучающиеся должны иметь представление об использовании математических методов и моделей в экономических исследованиях, графической и табличной формах представления информации.

Последующие межпредметные связи дисциплина «Международные стандарты финансовой отчетности» имеет с дисциплинами: «Контроль и ревизия», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в кредитной сфере».

Целями освоения дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности» являются формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по применению международных стандартов финансовой отчетности.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций
Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2) У1 (ПК-2) Уметь на основе регламентаций международных стандартов финансовой отчетности рассчитать показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в соответствии с требованиями МСФО З1 (ПК-2) Знать типовые методики и действующую нормативно-правовую базу для расчета показателей финансовой отчетности, соответствующей МСФО В1 (ПК-2) Владеть навыками применения типовых методик и действующей нормативно-правовой базы для расчета показателей финансовой отчетности, соответствующей МСФО
Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5) У1 (ПК-5) Уметь анализировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в финансовой отчетности организаций, сформированной в соответствии с международными стандартами, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений З1 (ПК-5) Знать экономическую сущность показателей финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, как источников информации для принятия управленческих решений В1 (ПК-5) Владеть навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в финансовой отчетности, сформированной в соответствии с МСФО, и использования полученных сведений для принятия управленческих решений
Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7) У1 (ПК-7) Уметь, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор по вопросам, связанным с разработкой и применением МСФО З1 (ПК-7) Знать отечественные и зарубежные источники, содержащие информацию по вопросам, связанным с разработкой и применением МСФО В1 (ПК-7) Владеть навыками использования отечественных и зарубежных источников информации для сбора необходимых данных по вопросам, связанным с разработкой и применением МСФО


3. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Международные стандарты финансовой отчетности»

Объем дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц, всего 180 часов, из которых на очном отделении 72 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (36 часов занятия лекционного типа, 36 часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.)), 72 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, 36 часов составляет контроль - экзамен.

Содержание дисциплины (модуля)

(структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий)

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Всего (часы) В том числе
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них Самостоятельная работа обучающегося, часы  
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Занятия лабораторного типа Консультации Всего
Очная Очно-заочная Заочная Очная Очно-заочная Заочная Очная Очно-заочная Заочная Очная Очно-заочная Заочная Очная Очно-заочная Заочная Очная Очно-заочная Заочная Очная Очно-заочная Заочная
Тема 1. Исторические предпосылки, роль и назначение МСФО                  
Тема 2. Процесс создания МСФО и ихсостав                  
Тема 3. Концептуальные основы МСФО с              
Тема 4. Учет и отражение в отчетности нефинансовых активов 31,5 0,5             1.5
Тема 5. Учет и отражение в отчетности финансовых инструментов, затрат по займам, оценочных обязательств 30,5 0,5             1,5
Тема 6. Учет и отражение в отчетности вознаграждений работникам, финансовых результатов и налогов на прибыль 21,5 0,5             1,5
Тема 7. Состав и порядок представления отчетности 21,5 0,5             1,5
Тема 8. Консолидированная и отдельная отчетность, учет инвестиций в ассоциированные компании и совместную деятельность              
Промежуточная аттестация – Экзамен (контроль экзамен на очном отделении – 36час.; на очно-заочном -72 час.; на заочном – 9 час.)
Итого            
                                             

Образовательные технологии

При чтении лекций используется объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения информации (монологической, диалогической или эвристической). При проведении семинарских занятий применяются активные и интерактивные методы: разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, обсуждение проблемных вопросов, дискуссии, диспуты, дебаты. Лекционные и семинарские занятия проводятся в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий в активных и интерактивных формах должен составлять не менее 20%.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся включает изучение отдельных теоретических вопросов по теме учебной программы по соответствующим литературным источникам, а также решение практических задач и ситуаций по заданию преподавателя. Результатом самостоятельной работы обучающихся могут быть:

- ответы на вопросы в процессе собеседования;

- решения ситуационных задач;

- тестирование;

- письменные эссе;

- доклады;

- участие в работе круглых столов, в дискуссиях, полемике, диспутах, дебатах.

Результаты самостоятельной работы обучающихся контролируются преподавателем в течение семестра и учитываются при подведении итоговой оценки на экзамене.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по отдельным разделам дисциплины:

Тема 1.,2.,3. – основная литература: источники № 1,2,4; дополнительная литература: источники № 1,2,4,5; программное обеспечение и Интернет-ресурсы: источники № 1,3.

Темы 4.,5.,6. – основная литература: источники № 1,2,3,4,5; дополнительная литература: источники № 1,2,3,4,5,6 программное обеспечение и Интернет-ресурсы: источники № 1,2,3.

Тема 7.,8. – основная литература: источники № 1,2,3,4,5; дополнительная литература: источники № 1,2,3,6; программное обеспечение и Интернет-ресурсы: источники № 1,2,3.

Рекомендуемые темы эссе

1. Правила учета и отражения в отчетности основных средств по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

2. Учет и отражение в отчетности нематериальных активов по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

3. Правила учета и отражения в отчетности запасов по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

4. Учет и отражение в отчетности финансовых инструментов по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

5. Правила учета и отражения в отчетности вознаграждений работникам по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

6. Правила учета и отражения в отчетности налогов на прибыль по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

7. Учет и отражение в отчетности выручки по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

8. Правила учета и отражения в отчетности затрат по займам по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

9. Правила учета и отражения в отчетности договоров подряда по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

10. Правила учета и отражения в отчетности аренды по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

11. Учет и отражение в отчетности инвестиционной собственности по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

12. Правила учета и отражения в отчетности валютных операций по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

13. Учет и отражение в отчетности государственной помощи по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

14. Учет и отражение в отчетности инвестиций в дочерние компании по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

15. Учет и отражение в отчетности инвестиций в ассоциированные компании по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

16. Правила учета и отражения в отчетности совместной деятельности по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

17. Правила формирование консолидированной отчетности по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

18. Правила учета и отражения в отчетности гиперинфляции по международным и российским стандартам: анализ сходства и различия

19. Состав и структура финансовой отчетности по международным и российским стандартам: сравнительная характеристика

20. Отчет о финансовом положении по международным и российским стандартам: интерпретация показателей и требование к составлению

21. Отчет о совокупном доходе в МСФО и отчет о финансовых результатах в РСБУ: сравнительная характеристика

22. Отчет об изменениях капитала по международным и российским стандартам: требования к составлению и интерпретация показателей

23. Отчет о движении денежных средств по международным и российским стандартам: методы формирования и интерпретация показателей

Темы докладов

1. Обзор различных точек зрения российских и зарубежных ученых по вопросам стандартизации и гармонизации учета и отчетности

2. Особенности учета и формирования отчетности в системе национальных бухгалтерских стандартов Франции

3. Походы к учету и отчетности в системе бухгалтерских стандартов Великобритании (GAAP UK)

4. Особенности системы GAAP US (в сравнении с МСФО и другими национальными стандартами)

5. Особенности подходов к учету и отчетности в странах Латинской Америки

6. Сравнительная характеристика различных точек зрения российских и зарубежных ученых по вопросам применения справедливой стоимости

7. Обзор различных точек зрения российских ученых по вопросам реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с МСФО

8. Обзор российской и зарубежной практики применения МСФО в деятельности организаций

Наши рекомендации