Основные принципы бюджетной системы.
Бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов всех уровней, а также институтов и процедур их формирования и расходования. Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве страны, она регулируется положениями Конституции и нормами права.
Современная Россия представляет собой федеративное государство, которое имеет трехуровневую бюджетную систему: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты;
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех дохода
Налоги и налоговая система.
Для надлежащего обеспечения функций государственной власти необходимы соответствующие денежные средства, которые аккумулируются в форме государственного бюджета. Формирование доходов государственного бюджета происходит главным образом посредством налогов и представляет собой один из главных видов государственной экономической политики. Непосредственную деятельность государства по сбору налогов для формирования доходов государственного бюджета принято называть фискальной политикой. В отечественной науке и практике принято вместо термина фискальная, пользоваться термином финансовая политика, который более широко охватывает деятельность государства по формированию государственного бюджета, его использованию для осуществления задач государственной политики, а также по воздействию государства на формирование и использование денежных ресурсов в масштабах национальной экономики.
Основные принципы финансовой политики рассматриваются и утверждаются высшим органом законодательной власти (парламентом) страны, который принимает государственный бюджет. Текущая финансовая политика реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов. Обычно бюджет утверждается сроком на один год, который принято называть финансовым годом. Даты отсчета финансового года могут не совпадать с календарным годом. В США, например, финансовый год начинается с 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего календарного года. В России финансовый год совпадает с календарным.
Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансовых отношений.
Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой - используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, важное место в которой занимает государственный бюджет.
Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими основными методами:
• при помощи налогообложения;
• путем получения государственных займов;
• при помощи денежной эмиссии.
Поскольку выпуск государственных займов и использование денежной эмиссии относится методам финансирования дефицита государственного бюджета и должны рассматриваться в рамках бюджетной политики, остановимся здесь на роли налогообложения в перераспределении национального дохода.
Налоговые поступления являются главным средством формирования доходной части государственного бюджета.
Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в законодательно установленном порядке.
Налоговые поступления в доходах федеральных бюджетов развитых стран составляют до 90 %., в доходах региональных и местных бюджетов до 50%.
Налоги закрепляются за соответствующим бюджетом конституцией государства, либо специальными законами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства.
Налоги одновременно являются экономическим, хозяйственным и политическим явлением хозяйственной жизни.
Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной.
Фискальная - реализуется в процессе формирования доходной части бюджета. Это функция состоит в мобилизации финансовых ресурсов государства.
Распределительная - проявляется в том, что государство через налоговый механизм активно влияет на экономику. Налог представляет собой изъятие у населения и предприятий определенной части денежных ресурсов, которые при отсутствии налогов могли бы быть использованы на иные хозяйственные цели. Поэтому государство должно стремиться к установлению наиболее рациональной системы налогов и минимально возможных налоговых ставок. С другой стороны, государство должно расходовать бюджетные ресурсы наиболее эффективным образом, чтобы его деятельность приносила максимальный полезный эффект для общества.
Контрольная - реализуется в отражении возможного количественного поступления налогов в бюджет, их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах и выявления необходимого внесения изменений в налоговую базу.
Элементы налога.
Обязанность налогоплательщика об уплате налога предусматривает обязательное наличие всех предусмотренных налоговым законодательством элементов.
Выделяют следующие 10 обязательных элементов налога:
1. Налоговая норма - общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным государственным органом. Налоговая норма может быть представлена налоговым законом.
2. Субъекты налогообложения - к ним относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками подразумеваются физические и юридические лица, на которых в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
3. Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы, накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный субъект налогообложения.
4. Налоговая база - это количественное выражение объекта налогообложения. Под ней подразумевается стоимостная, физическая или иные характеристики объекта налогообложения. Для установления налоговой базы необходимо знать единицу измерения налоговой базы. Вследствие различий элементов, входящих в налоговую базу, применяется установленная в нормативном порядке условная единица ее количественного измерения.
5. Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютные суммы) и процентными (определенная доля объекта налогообложения.)
6. Налоговый период - обеспечивает временную определенность существования налога (год, квартал, месяц, декада).
7. Налоговая льгота устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки.
Существуют следующие их виды:
• необлагаемый минимум объекта;
• изъятие из обложения определенных объектов;
• освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• вычет из налогового оклада (налогового платежа за отчетный период);
• налоговые кредиты (отсрочка взимания платежа).
8. Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога.
9. Срок и порядок уплаты налога - это срок, в течении которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
10. Источник дохода - это экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источникам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции, финансовый результат деятельности, чистая прибыль.
Классификация налогов.
Налоги группируются по следующим признакам:
1. По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества. К прямым относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество и др.
Исходя из учета финансового положения налогоплательщика прямые налоги подразделяются на:
• личные прямые (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, наследство и дарения)
• реальные прямые (земельные налоги, налог с владельцев транспортных средств, налог на операции с ценными бумагами).
Косвенные налоги взимаются через цену товара. К ним относятся налог на добавленную стоимость - НДС, налог с продаж, таможенные платежи.
Косвенные налоги подразделяются по объектам взимания на:
• косвенные индивидуальные, к которым относятся строго определенные группы товаров (например, акцизы на отдельные виды товаров, налог на реализацию нефтепродуктов);
• косвенные универсальные налоги, которыми облагаются почти весь перечень товаров (НДС, налог с продаж);
• таможенные пошлины.
2. По объектам налогообложения налоги делятся на:
• налоги на имущество
• налоги на доходы
• ресурсные налоги
• налоги на действия
• прочие налоги
3. По субъектам - налогоплательщикам налоги подразделяются на:
• налоги с физических лиц
• налоги на предприятия и организации
• смешанные налоги (физических и юридических лиц, - например, на транспортные средства.)
4. По органу власти, устанавливающему налог:
на налоги федерального, регионального (субъект федерации) и местных органов власти.
5. По уровню бюджета в который зачисляется налог:
Налоги могут поступать в бюджеты разных уровней, на основании чего их можно подразделить на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные налоги - целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетные фонды. Регулирующие налоги - поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной законодательством. (НДС, на прибыль, подоходный налог с физических лиц).
6. По форме взимания налоги делятся на:
• взимаемые у источника - до получения дохода - например, налог с дивидендов юридических лиц и налог, уплачиваемый работодателем с доходов физических лиц;
• по декларации - после получения дохода, например, НДС;
• по кадастру - по перечню типичных объектов, классифицированных по внешним признакам; например, земельный налог, налог на строения, налог на владельцев автотранспортных средств.
7. По источникам налогообложения налоги подразделяются на:
• налоги, включаемые в цену продукции сверх оптовой цены;
• налоги, включаемые в себестоимость;
• налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;
• налоги, относимые на чистую прибыль предприятия.
Основными формами налогов являются:
• Налоги на доходы (подоходные налоги с физических и юридических лиц);
• Налоги на потребление - общие налоги на потребителя (НДС, налог с продаж, акцизы);
• Налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства - на личное имущество, на имущество корпораций, налог с наследств и дарений, например, налог на прирост капитала, на недвижимое имущество.
Самое главное в системе налогообложения - и в этом кроется внутренняя сущность налогов - в том, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев воспроизводства и социального благосостояния общества в целом. Принцип возвратности реализуется через инвестирование, систему льготного налогообложения, в том числе налоговых «каникул» в производстве и через систему дотаций, субсидий в социальной сфере. Только в этом случае налогообложение носит характер не только экономической, но и социальной справедливости.
Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций общественных и государственных интересов. У них есть еще одна важная функция - функция воздействия на рынок. Рынок и налоги - это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономикой. Здесь на передний план выходит распределительная функция налогов, которую органам государственной власти необходимо учитывать при установлении видов налогов, их ставок, процедуры их взимания и налоговых льгот. Научными исследованиями установлено, что при превышении определенных критических уровней, дальнейшее увеличение налогов ведет к росту укрывательства источников дохода, сокращению величины налоговых поступлений, снижению деловой активности и даже к свертыванию хозяйственной деятельности. Стремление собрать больше денежных ресурсов в бюджет в данный момент может обернуться резким уменьшением поступлений в будущем и общим сокращением экономической деятельности.
Структура налогообложения в рыночной экономике главным образом состоит из следующих видов платежей:
1. Прямые налоги:
• подоходный налог с населения;
• налог с прибыли корпораций;
• имущественный налог (налог на постройки и т.п., уплачиваемый как физическими, так и юридическими лицами);
• налог на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций);
• налог с наследства.
2. Косвенные налоги:
• Налоги, взимаемые с товаров и услуг -
- акцизы;
- НДС (разновидность акциза);
- фискальные (монопольные) налоги;
- таможенные пошлины;
Акцизами облагаются, как правило товары массового производства, а также различные коммунальные, транспортные и культурные услуги, имеющие широкое распространение. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.
Универсальные акцизы, в отличии от выборочных, взимаются в процентах от валовой выручки предприятия. Примерами таких налогов являются налог с оборота и налог на добавленную стоимость.
Фискальные (монопольные) налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Примерами таких монополий являются монополии на производство спиртных напитков, производство и продажа изделий из меха и драгоценных металлов.
Таможенные пошлины - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т.е. пересекающие границы страны.
Правительство применяет различные по воздействию налоги. В зависимости от этого их можно разделить на три группы:
• прогрессивные;
•пропорциональные;
•регрессивные;
Прогрессивный - это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастет доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост доходов (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. Таким образом, реальное налоговое бремя для лиц, получающих высокие доходы, меньше величины предельной налоговой ставки в последней шкале. Это объясняется тем, что с сумм, находящихся в предшествующих шкалах, налог взимается по более низкой ставке.
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.
Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но и отрицательно сказывается на состоянии экономики.
Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
• расширение круга налогоплательщиков;
• увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
• повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.
Показателем оптимального уровня налогообложения является показатель, названный «эластичностью налоговой системы».
Согласно этому показателю, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:
• если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;
• если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
• если растет «теневая экономика» - скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.
Все это свидетельствует об отрицательном воздействии роста налогов на экономику: ослабляются финансовые и экономические стимулы производственной деятельности, тормозится и деформируется производство в целом. Если ставки налогов снижаются, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.
Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличивать доходы государства, с другой - заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.
Налоговая система России содержит более 40 налогов, которые можно разделить на три группы в зависимости от того, каким органом власти они вводятся и в какой бюджет поступают. В ней выделяются федеральные, субъектные (региональные) и местные налоги.
К федеральным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий, подоходный налог с физических лиц.
Следует отдельно отметить, что налог признается федеральным, если он устанавливается Налоговым Кодексом РФ и одинаково действует на территории России, при этом некоторые налоги носят регулирующий характер и часть от их поступлений может передаваться на региональный и местный уровень.
К республиканским (региональным )налогам отнесены: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели.
Система налогового законодательства.
Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:
• Налоговый кодекс;
• федеральные законы о налогах и сборах;
• законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;
• нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.
Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу и является единственным нормативным правовым актом, который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.
В Налоговом кодексе в п.4 ст. 15 отражается приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства применительно к налоговым правоотношениям.
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила международного договора. Такая практика необходима при экономическом сотрудничестве на уровне двух или нескольких государств во избежании двойного налогообложения.
Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:
• по установлению налогов;
• по введению налогов;
• по взиманию налогов;
• по осуществлению налогового контроля;
• по обжалованию актов налоговых органов, Действий (бездействия) их должностных лиц;
• по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые отношения - это, в первую очередь, властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, - с другой.
Согласно ст. 9 Налогового кодекса участниками налоговых правоотношений, которые наделены определенными правами и потому способными выступать реальными участниками признаются:
1. Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;
2. Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
3. Налоговые органы: Министерство по налогам и сборам РФ и его подразделения;
4. Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления;
6. Министерство финансов РФ, МФ республик, а также финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, районов и городов;
7. Органы государственных внебюджетных фондов;
8. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
Налоговый кодекс предусматривает издание значительного числа правоприменительных актов налоговыми органами (их должностными лицами)практически на каждой стадии процесса налогового контроля и привлечения к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.
Среди них наибольшее распространение получили:
• ст. 46 - решение о взыскании налога, сбора за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;
• ст. 47 - постановление о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика;
• ст. 76 - решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;
• ст. 77 - решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
• ст. 79 - решение о возврате излишне взысканного налога, сбора;
• ст. 89 - решение о проведении выездной налоговой проверки;
• ст. 94 - постановление о выемке документов и предметов;
• ст. 100 - акт выездной налоговой проверки;
• ст. 101 - решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Особое место в системе правовых актов, связанных с налогообложением, занимают акты высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, например, разъяснение Конституционного Суда о том, что считать моментом исполнения обязанности по уплате налога, было воспроизведено в ст. 45 Налогового кодекса. Правило, изложенное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20 - П, о том, что при производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам акт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика, нашло отражение в ст. 106 и 108 Налогового кодекса.
Современная система нормативных правовых актов России чрезвычайна сложна и объемна: по некоторым экспертным оценкам, все федеральные органы власти ежегодно принимают до 15000 различных документов. Многие из них напрямую затрагивают важнейшие сферы предпринимательской деятельности, меняют условия налогообложения. Для того, чтобы быстро находить необходимые нормативные документы и отслеживать появление новых, требуется полная и своевременная информация, к которой можно выделить следующие основные требования:
• полнота
• актуальность
• доступность
• оперативность получения новой информации
• возможность эффективного поиска.
Существует несколько источников правовой информации:
1. Традиционные - периодические издания (например, «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень международных договоров»), книги, брошюры, курсы.
2. Консалтинговые услуги.
3. Компьютерные справочные правовые системы.
Внебюджетные фонды