Глава 14. налоги в системе финансовых отношений

14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание

Современная наука называет налогом категорию, опосреду­ющую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с госу­дарством нашли самые разные названия. Немецкие ученые рас­сматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами. В Англии до сих пор под налогом подразумевают долг, обязательство. Законодательство США определяет налог как таксу, а Франции — как обязательный платеж. Принуди­тельный характер налоговой формы в российской практике не­когда подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж).

Современное налоговое законодательство трактует налог и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечи­вающего доход бюджета. Налог, опосредуя экономические от­ношения между государством и плательщиками, призван не только обеспечить доходы государства, но и регулировать, вос­производить, стимулировать экономику в целом. Это фискаль­ная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая функции налога — с другой.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач госу­дарства, которое ведет разнообразную деятельность (политичес­кую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, со­циальную и др.), требующую средств. Налоги — основной метод мобилизации средств. Государство может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необ­ходимо возвращать, уплачивая проценты, что требует дополни­тельных расходов по их обслуживанию. При особых обстоя­тельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства оста­ется по существу один главный доход — налоги. В настоящее время в развитых странах на долю налогов, являющихся важ­нейшим средством формирования финансовых ресурсов госу­дарства, приходится 80—90 % всех бюджетных поступлений.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специ­фических черт, можно дать следующее определение. Налоги —это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые госу­дарством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударст­венных потребностей.

Экономическое содержание налогов проявляется в их функ­циях. Функция налога — это проявление его сущности в дей­ствии, способ выражения его свойств. Функция показывает, ка­ким образом реализуется общественное назначение данной эко­номической категории как инструмента стоимостного распре­деления и перераспределения доходов.

В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и конт­рольную.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспе­чении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, ха­рактерная для всех государств на различных этапах развития.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систе­му льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязывае­мых с льготообразующими признаками объекта налогообложе­ния. Она проявляется также в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Для стимулирующей функции характерны две ос­новные черты. Во-первых, стимулирование социально-эконо­мической деятельности приоритетных для государства направ­лений через преференции и различные виды льгот по налогам. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами. Во-вторых, мобилизация и ак­кумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.

Распределительная, а точнее перераспределительная, функ­ция обеспечивает процесс перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода. Неко­торое его количество направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), остальное — в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное на­значение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводствен­ном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный ха­рактер, но с развитием государства активно включилась в орга­низацию хозяйственной жизни и развитие экономики страны. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое реализуется через налоговый механизм, и сегодня уже можно говорить о проявлении регулирующей функции налогов. Обус­ловлено это тем, что налоги, активно участвуя в перераспреде­лительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспро­изводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая пла­тежеспособный спрос населения. Необходимость регулирова­ния экономических процессов порождена функциями государ­ства по регулированию экономики, которые усложняются и по­лучают развитие в рыночных условиях, предполагающих сво­боду хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост са­мостоятельности и одновременно ответственности за результа­ты производства.

Осуществляя налоговое регулирование, государство прово­дит всесторонний анализ экономических систем и осуществля­ет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает глубокий анализ и кон­троль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функ­ция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет кон­тролировать полноту и своевременность налоговых поступле­ний в бюджет и в конечном счете определяет необходимость ре­формирования налоговой системы.

Налоговая система

В теории финансов налоги рассматриваются как финансо­вые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресур­сов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фон­дах. Налоговая система развивает и конкретизирует этот про­цесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Под налоговой системойпонимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фон­да финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, спо­собов, форм и методов их взимания.

Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, сле­довательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от по­литических интересов и органов законодательной и исполни­тельной власти. Экономические законы отражают фундамен­тальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. В этом проявляется объективность экономических законов. Система налогообложе­ния должна строиться исходя из фундаментальных закономер­ностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые прин­ципы функционирования налоговой системы, формирует кон­кретные методики исчисления отдельных налоговых плате­жей. При этом следует подчеркнуть, что при проведении нало­говых реформ законодатели обязаны учитывать требования объективных рыночных законов.

Функционирование национальной системы налогообложе­ния обусловлено состоянием ее экономики и общественно-поли­тической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.

Все государства развиваются в соответствии с внутринацио­нальными законами хозяйствования, которые существенно раз­личаются. Следовательно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Промышленно развитые страны наиболее приближены к классическому варианту этих принципов; стра­ны, вступающие на путь рыночных преобразований, восприни­мают их, преодолевая определенные затруднения.

Комплекс принципиальных положений системы налогооб­ложения разграничивается на две подсистемы:

1) классические, или наднациональные, принципы, которые, при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;

2) организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возмож­ностям экономики, сложившимся социальным условиям раз­вития общества.

С развитием национальных экономик меняются и их систе­мы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообло­жения не теряют своей индивидуальности.

Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего реформирования.

Как бы ни были унифицированы национальные системы на­логообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый меха­низм, при формировании которого решаются следующие основ­ные вопросы:

1) соотношение налогов физических и юридических лиц;

2) базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств;

3) ставки налогов с каждого базисного показателя.

Своеобразие решения данных вопросов каждой из стран не нарушает принципиальные основы организации фиска по клас­сическим принципам налогообложения. В любом государстве при формировании налоговой системы действуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы:

• налогообложение результатов производства;

• формирование налогов на основе ренты (земельный, лесной и т.д.);

• налогообложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ;

• обложение потребления.

Известно, что налоговая система создается сообразно обще­ственно-политическому устройству общества, типу государст­ва, его задачам, целям и экономической политике. Особенно ва­жен выбор видов налогов, методов управления ими.

Преобладание прямых или косвенных видов налогов опре­деляет особенности национального налогообложения.

Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех или иных налоговых форм и видов налогов, определение усло­вий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, уста­новление мер налоговой ответственности при нарушении поло­жений налогового законодательства — все это характеризует зрелость национальных налоговых систем.

Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участ­никами воспроизводства. В противном случае отдельные нало­ги в действительности будут представлять собой форму директив­ного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов.

Налоговая система должна быть свободной от малоэффек­тивных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых пос­туплений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.

Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.

В налогообложении действуют три способа взимания нало­гов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образова­ния объекта.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений (оценка, средняя доходность) об объекте обложения (земли, до­ма), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный кадастр, на основании которого в зару­бежных странах определяется поземельный налог, содержит описания типичных участков земли, группируемых в зави­симости от качества, местоположения и использования. Для каждой группы установлена средняя доходность на единицу площади за ряд лет. Остальные земельные участки (нети­пичные) приравниваются к той или иной категории, которой соответствует ставка налога с единицы площади. Земельные ка­дастры утверждаются государственными органами.

В дореволюционной России кадастры широко использова­лись для переписи лиц при обложении подушным налогом.

Декларационный способ предусматривает подачу налого­плательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Административный способ основан на исчислении и изъя­тии налога у источника образования объекта обложения. Обыч­но это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, ко­торый выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Бухгалте­рия удерживает его до выплаты дохода, исключая возможность уклонения от уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием непосредственно в бюджет. В совре­менных условиях этот способ часто сопровождается последую­щей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы оплаты налога:

• наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

• безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета;

• гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.

Наши рекомендации