Глава 14. налоги в системе финансовых отношений
14.1. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание
Современная наука называет налогом категорию, опосредующую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством нашли самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами. В Англии до сих пор под налогом подразумевают долг, обязательство. Законодательство США определяет налог как таксу, а Франции — как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в российской практике некогда подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж).
Современное налоговое законодательство трактует налог и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван не только обеспечить доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая функции налога — с другой.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое ведет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Налоги — основной метод мобилизации средств. Государство может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать, уплачивая проценты, что требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства остается по существу один главный доход — налоги. В настоящее время в развитых странах на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80—90 % всех бюджетных поступлений.
Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение. Налоги —это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и контрольную.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется также в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Для стимулирующей функции характерны две основные черты. Во-первых, стимулирование социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений через преференции и различные виды льгот по налогам. Никакая другая функция налогов не обладает непосредственно стимулирующими свойствами. Во-вторых, мобилизация и аккумуляция финансовых ресурсов в централизованном фонде финансовых ресурсов государства. Данная черта характерна и для фискальной функции.
Распределительная, а точнее перераспределительная, функция обеспечивает процесс перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода. Некоторое его количество направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), остальное — в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства активно включилась в организацию хозяйственной жизни и развитие экономики страны. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое реализуется через налоговый механизм, и сегодня уже можно говорить о проявлении регулирующей функции налогов. Обусловлено это тем, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики, которые усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.
Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает глубокий анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и в конечном счете определяет необходимость реформирования налоговой системы.
Налоговая система
В теории финансов налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системойпонимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и органов законодательной и исполнительной власти. Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. В этом проявляется объективность экономических законов. Система налогообложения должна строиться исходя из фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей. При этом следует подчеркнуть, что при проведении налоговых реформ законодатели обязаны учитывать требования объективных рыночных законов.
Функционирование национальной системы налогообложения обусловлено состоянием ее экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.
Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Следовательно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Промышленно развитые страны наиболее приближены к классическому варианту этих принципов; страны, вступающие на путь рыночных преобразований, воспринимают их, преодолевая определенные затруднения.
Комплекс принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
1) классические, или наднациональные, принципы, которые, при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;
2) организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
С развитием национальных экономик меняются и их системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности.
Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего реформирования.
Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:
1) соотношение налогов физических и юридических лиц;
2) базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств;
3) ставки налогов с каждого базисного показателя.
Своеобразие решения данных вопросов каждой из стран не нарушает принципиальные основы организации фиска по классическим принципам налогообложения. В любом государстве при формировании налоговой системы действуют следующие подходы к выбору основной налоговой базы:
• налогообложение результатов производства;
• формирование налогов на основе ренты (земельный, лесной и т.д.);
• налогообложение капитала, недвижимости или отдельных имуществ;
• обложение потребления.
Известно, что налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике. Особенно важен выбор видов налогов, методов управления ими.
Преобладание прямых или косвенных видов налогов определяет особенности национального налогообложения.
Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех или иных налоговых форм и видов налогов, определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства — все это характеризует зрелость национальных налоговых систем.
Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов.
Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.
Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.
В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.
Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений (оценка, средняя доходность) об объекте обложения (земли, дома), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный кадастр, на основании которого в зарубежных странах определяется поземельный налог, содержит описания типичных участков земли, группируемых в зависимости от качества, местоположения и использования. Для каждой группы установлена средняя доходность на единицу площади за ряд лет. Остальные земельные участки (нетипичные) приравниваются к той или иной категории, которой соответствует ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры утверждаются государственными органами.
В дореволюционной России кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.
Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.
Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Бухгалтерия удерживает его до выплаты дохода, исключая возможность уклонения от уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием непосредственно в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы оплаты налога:
• наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
• безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета;
• гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу.