Развитие аудиторского контроля
Для нормального функционирования рыночной экономики необходима достоверная информация о деятельности предприятий. Она помогает владельцу определять стратегию развития своего предприятия и способы повышения эффективности его деятельности; государственным органам — контролировать соблюдение требований законодательных актов по вопросам налогообложения; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям — оценивать платежеспособность предприятия, вероятность возврата кредитов и определять страховой риск. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы, а также предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемым предприятием.
В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой в государственные органы и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе не сложилось однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что термин «аудит» происходит от латинского слова audio, означающего «я слышу», другие утверждают, что «аудит» в переводе с английского языка означает «подсказчик».
Международные нормативы аудита определяют его как независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации по объекту, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации.
♦ История аудита берет начало в Шотландии, где в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода. Так, еще в XIV в. учетные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI в. во многих странах действовал правовой контроль учетных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учетных записей.
♦ Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 г. здесь был принят пакет законов, предписывавших акционерным компаниям поручать проверку бухгалтерских книг и счетов компаний независимым бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.
♦ В США в 1887 г. появилась Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк аудиторская деятельность была регламентирована законодательным путем. Отныне на должность аудитора мог претендовать только дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
♦ На территории Российского государства предпринимались три попытки организовать независимый финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Однако все они оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.
♦ Появление первых аудиторских организаций в СССР относится к 1987 г. и совпадает с выходом постановлений о создании на территории государства совместных предприятий, согласно которым проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности новых предприятий должна была осуществляться за определенную плату хозрасчетными аудиторскими организациями.
♦ В Беларуси развитие аудита началось в 1990 г., когда появились хозрасчетные независимые аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и др. В 1991 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. № 367 признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления действенности финансового контроля за соблюдением режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основу ее нормативной базы. Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994 г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями — с другой.
В конце 2002 г. в этот закон были внесены некоторые изменения. В новой редакции уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости — и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы — индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трех аудиторов.
Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:
1) проводят аудит:
• достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
• целевого использования кредитов и инвестиций;
• финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
• финансового состояния эмитента ценных бумаг;
• иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных законодательством;
2) оказывают сопутствующие аудиту услуги:
• по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• документальному подтверждению факта формирования уставного фонда;
• постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета;
• составлению деклараций о доходах и имуществе;
• анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
• консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
• автоматизации бухгалтерского учета, внедрению информационных технологий и др.
Следует заметить, что сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит является независимой формой аудита, осуществляемой независимыми аудиторами и аудиторскими организациями. Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, он проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования и подконтролен ему.
Различают еще обязательный аудит — разновидность внешнего аудита организации или индивидуального предпринимателя, проведение которого установлено законодательными актами.
Право на осуществление аудиторской деятельности приобретается с лицензией, выдаваемой Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требуется дополнительная лицензия на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выдаваемая Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций — соответствующая дополнительная лицензия от Министерства финансов Республики Беларусь.
Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской и оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.
Взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками регулируются договорами оказания аудиторских услуг, составляемыми в простой письменной форме и включающими следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг и их стоимость, права, обязанности сторон и их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и др.
По результатам проверок аудиторские организации (аудиторы) составляют заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совершенных ими финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Форма аудиторского заключения устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
Согласно законодательству все вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием аудиторской деятельности, повышением эффективности финансового контроля, лицензированием аудиторской деятельности, разработкой методологии аудита, порядком осуществления аудиторской деятельности, а также ведением государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, находятся в ведении Министерства финансов страны, а конкретно — Главного управления аудита при данном министерстве.
Аудит не подменяет собой государственный контроль финансовой и хозяйственной деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо отметить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансового контроля, осуществляемого государственными контролирующими органами, которые проявляются в следующем:
• аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций;
• услуги, оказываемые аудиторскими организациями (аудиторами), являются платными для проверяемых организаций, ревизии же государственных органов контроля оплачиваются вышестоящим органом или государством;
• при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и предприятиями строятся на добровольной, договорной основе. Цель таких проверок — повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. При ревизиях, осуществляемых государственными органами контроля, взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер. Цель ревизий — проверить соблюдение предприятиями соответствующих законов и нормативных актов, а при выявлении нарушений — применить к нарушителям меры административного или даже уголовного воздействия.
Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастет. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита.