Глава 8. финансовый контроль
Содержание и значение финансового контроля
В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпидемиологический, пожарный и т.д. Финансовый контроль— один из важнейших среди них. Это объясняется тем, что всякая деятельность государства (в том числе государственных органов, государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций) требует определенных финансовых затрат, результаты же этой деятельности имеют финансовые последствия, определяющие в условиях развития рыночных отношений экономическую жизнедеятельность государства и его субъектов.
Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Она создает государству возможность эффективно воздействовать на процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Следует подчеркнуть, что для реализации данной функции необходимы общественные отношения, обязательное участие людей и специальные органы контроля. Таким образом, финансовый контроль отражает единство объективного начала и субъективного фактора. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
В отличие от других видов контроля (например, административного, экологического) финансовый контроль осуществляется в денежной форме. В этом его важнейшая особенность. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.
Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Непосредственным предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях (бартерные сделки) — и без денег.
Посредством финансового контроля проверяются: соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
• содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства;
• обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды;
• выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости продукции (услуг) и повышению рентабельности;
• способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
• обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам, относящимся к сферам налогообложения, бюджета, инвестиционной деятельности, государственного кредита и т.д.;
• содействовать высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям;
• помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, максимально возможного удовлетворения потребностей населения в услугах социального характера.
В условиях развития рыночных отношений роль и значение финансового контроля значительно возрастает, поскольку быстро возрастают масштабы производства и распределения продукции, усложняются финансовые и хозяйственные связи как внутри страны, так и в международных экономических отношениях. Центральной проблемой хозяйствования становится всемерное повышение эффективности производства, и решить ее можно при хорошо отлаженном финансовом контроле, вскрывающем негативные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Другими словами, финансовый контроль должен быть эффективным.
Экономические и политические преобразования, произошедшие в России и Беларуси после 1991 г., привели к существенной перестройке системы финансового контроля, приблизив ее к западной модели. В результате реорганизации контрольных, органов в России была создана Счетная палата, а в Беларуси — Комитет государственного контроля. Появились новые органы финансового контроля, была перестроена структура и изменены функции министерств финансов обоих государств.