Такая мера создает видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, , ведет к резкому ускорению инфляционных процессов
В этом году для покрытия дефицита бюджета привлекались средства полученный от реализации еврооблигаций (евробонд) в размере 1 млрд.$.
Мировая практика экономического развития свидетельствует, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для национальной экономики, если заемные средства в рамках 2-3% ВВП направляются на производительные цели.
Сущность гос кредита и его функции
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой, возникающих в процессе привлечения государством или представления государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности с целью выполнения своих функций. Гос кредит-самостоятельное звено финн сис-мы гос-ва и он обслуживает формирование и использование централизованных ден фондов гос-ва. Гос-во в нашей сране-заемщик, а юр и физ лица-кредиторы.
В системе гос-кредитных отношений есть понятие «условный гос кредит» - гос-во выступает гарантом по кредитам предприятиям внутри страны, кот предоставляются иностранным инвесторам в местные органы власти или отдельным гос предприятиям РБ.
Функции гос кредита:
1.распределительная – перераспределение стоимости ВВП и части нац богатства посредством гос крелита (гос-во выпускает различные формы казначейских обязательств и реализует их на финансовом рынке населению и субъектам хозяйствования, таким образом, через перераспределение доходов граждан, предприятий и орган-й создаётся соответствующий централизованный фонд).
Регулирующая – сознательное воздействие на общеэкономические и социальные процессы (распространяется на сферы производства(посредством кредита финансируется развитие производства, его модернизация, инновационные мероприятия), занятости населения и денежного обращения(гос кредит позволяет изъять или добавить денежные средства из наличного оборота, тем самым воздействуя на оптимизацию денежной массы и обеспечивая устойчивость нац валюты).
Стимулирующая – проявляется при устойчивых условиях привлечения средств в централизованный фонд(устойчивость обеспечивается выгодностью размещения сбережений в гос ценные бумаги(высокие проценты, возможность их реализации на финансовом рынке), повышающий эконом интерес к ним).
Виды внешних и внутренних заимствований
Гос кредит м.б внутренним, когда гос-во-заемщик, а кредиторами являются юр и физ лица резиденты, и внешний гос кредит если кредиторами явл нерезиденты.
Внутренняя форма гос кредита относится к формированию и использованию централизованного фонда в пределах гос-ва.. Посредством внешних гос займов расширяются финансовые возможности страны и укрепляются её эконом и политич связи с др странами. К внешним займам гос-во прибегает, как правило, при внутренних финансовых затруднениях, приобретении больших партий импортного сырья или осуществлении крупных инвестиционных проектов.
1) Кредитное соглашение (договора), заключенное от имени РБ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными нерезидентами РБ.
2) Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций) от имени РБ. Облигационные займы могут быть как внутренние, так и внешние: внутренние – гос краткосрочные облигации(ГКО), гос долгосрочные облигации(ГДО), валютные облигации для населения; внешние – евробонды
Займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами.
Способы управления гос долгом
Государственный долг - сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами (резидентами), иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний в РБ и РФ.. Внутренний долг - отражает общую сумму долговых обязательств перед резидентами. Внешний долг - представляет непогашенное обязательство резидентов РБ перед нерезидентами. Гос долг м.б. как долгосрочным(срок погашения свыше 1 года) и краткосрочным. В основной долг не вкл. Начисленные по займу проценты и другие платежи. Их относят к понятию обслуживание гос долга.
Управление гос долгом РБ представляет собой деятельность ос-ва по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания. Важная роль принадлежит Министерству финансов. В составе этого министерства является главное управление, финансирование внешнеэкономических связей и внешнего долга, гл управление регулир гос займов и ден-кредит сферы.
Отношение внешнего гос долга к ВВП не должно превышать 50-60%.