Методическое руководство составления проекта бюджета осуществляется МинФином.
Для составления проекта бюджета на очередной год необходимы показатели, кот содержатся в проекте прогноза соц-эк развития страны и проекте осн направлений денежно-кредитной политики.
МинФин представляет составленный проект бюджета совместно с др органами гос управления в СовМин РБ. После этого проект бюджета рассматривается в СовМине, где происходят какие-либо коррективы, затем на заседании СовМина – обсуждение проекта, затем проект попадает в парламент.
Структура государственного бюджета.
Структура гос. бюджета представляет собой совокупность доходной и расходной части
Доходы бюджета – это денежные поступления, которые централизуются в гос бюджете в результате изъятия части доходов хоз-щих субъектов и населения, а также посредствам взимания установленных платежей и сборов.
Осн источники формирования доходной части бюджета.:
Гос имущество и общегос ресурсы, за пользование кот может взиматься опред плата. 2) обязат платежи физ и юр лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов. 3) привлеченные ресурсы в форме гос займов и доходов от реализации ценных бумаг.
В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на 3 осн группы: 1. Налоговые платежи. 2. Неналоговые платежи. 3. Отчисления в соц фонды.
Расходы бюджета – представляют собой денежные ср-ва, которые мспользуются на цели, предусмотренные в Законе о гос бюджете.
Основные виды расходов бюджета (Бюджет РБ носит яркий соц выраженный хар-р, т.е. имеет соц направленность): 1. Расходы на соц нужды (образование, здравоохранение, культура, туризм). 2. Группа эк расходов: почти во всех бюджетах предусм-ся гос поддержка нерентабельных или малорентабельных предприятий, имеющих высокую соц значимость. 3. Расходы на управление. 4. Расходы на оборону. 5. Расходы на внешнеэкономич деятельность: гос поддержка экспортеров, содержание дипломатич представителей за рубежом в международн обществен организациях. 6. Расходы на содержание гос запасов и ресурсов. 7. Капитальн расходы (строительство объектов). 8. Текущие расходы.
Социально-экономическая сущность местных бюджетов.
К местным бюджетам республики относятся бюджеты областей, в том числе: областные, городов областного подчинения и бюджеты районов (первичные). В бюджеты районов включаются: районные бюджеты, сельские и поселковые. Местные бюджеты играют значительную роль в расширении местного хозяйства и повышении жизненного и культурного уровня населения, проживающего на данной территории.
Областные бюджеты выполняют две основные функции: 1. финансирование расходов, которые являются общими для всей области. В частности это расходы на содержание областных органов управления, на поддержку национальной экономики по области, строительство и ремонт дорог местного значения, охрану окружающей среды и т.д. 2. выравнивание, которое заключается в том, что часть полученных из республиканского бюджета средств направляется на сбалансирование нижестоящих бюджетов.
На бюджеты первичного уровня (районные, сельские, поселковые) возложено в основном, финансирование социально-культурных мероприятий, благоустройство населенных пунктов, содержание органов местного управления, формирование фондов местного значения и др. Расходы бюджета г.Минска финансируют мероприятия, связанные с выполнением функций областного и базового уровней.
Доходы местных бюджетов, с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета, позволят профинансировать расходные обязательства местных исполнительных и распорядительных органов.
Бюджетный дефицит и методы его управления
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами .
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему ВВП.
Финансовое положение страны в целом считается нормальным, если уровень бюджетного дефицита не превышает 2-3% к ВВП.
Основными методами покрытия бюджетного дефицита являются:
Увеличение собственных источников покрытия (налоговые поступления, денежная эмиссия)
2.Привлечение заемных средств (кредитов национального банка, облигационных займов, иностранных кредитов)
Самый цивилизованный метод покрытия бюджетного дефицита - эмиссия ценных бумаг.
Данный источник широко применяется в РБ путем выпуска Министерством финансов, как государственных краткосрочных облигаций (ГКО), так и долгосрочных облигаций (ГДО). И те и другие реализуются через валютно-фондовую биржу.