Значение финансового прогнозирования, сферы его применения
прогноз — это научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующих это состояние показателях. Информационную базу при прогнозировании составляют результаты научных исследований, содержащие данные количественного и качественного характера о тенденциях и факторах развития финансовой сферы.
Финансовый прогноз является ориентиром для составления финансовых планов. При разработке прогноза не ставятся конкретные задачи управления финансами, не определяются во всех деталях характеристики будущего состояния финансовой системы. Прогнозируемые показатели дают лишь приближенную оценку будущего, их точность проверяется временем.
Важным методологическим принципом экономического, в том числе финансового, прогнозирования является вариантность сценариев макроэкономических условий прогноза. Таким образом, разрабатывается несколько вариантов прогноза, обычно три: высокий (оптимистический), средний (наиболее вероятный) и низкий (пессимистический).
При этом основными факторами, влияющими на траекторию развития в перспективе, являются: масштабы инфляции, уровень безработицы, инвестиционный климат, уровень доходов населения и др.
Различают следующие основные виды финансового прогнозирования:
краткосрочное (в пределах одного года);
среднесрочное (на один — три года)
долгоcрочное (на срок более трех лет).
Финансовое прогнозирование является многоуровневым, прогнозы разрабатываются на уровнях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Региональные прогнозы содержат информацию об ожидаемых масштабах территориальной дифференциации основных макроэкономических показателей. Эти прогнозы позволяют определить, какие регионы могут оказаться в перспективе «донорами», а какие — дотационными.
Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Посредством финансовой политики активизируются финансовые рычаги и стимулы, обеспечивается мобилизация денежных поступлений в государственный бюджет и их рациональное использование на общегосударственные нужды.
Методология финансового прогнозирования предусматривает автономную разработку федерального прогноза в центре и региональных прогнозов в субъектах РФ. Региональные прогнозы направляются в Минэкономразвития. Отрицательной стороной существующей практики является недостаточная сбалансированность федерального и региональных прогнозов.
10. Источники образования фонда социального страхования. Страховые тарифы
Средства Фонда образуются за счет:
· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
· прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других.
Страхово́й тари́ф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается как правило в процентах по отношению к страховой сумме. Тарифная система построена так, что есть диапазон ставок страхового тарифа, есть система скидок, система коэффициентов. Тариф рассчитывается с помощью актуарных расчетов.
Страховые тарифы по обязательным видам страхования определяются (как правило) в соответствующих законодательных актах (например, в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а по добровольным видам страхования — устанавливаются страховщиком самостоятельно. Страховой тариф может устанавливаться:
1. с единицы страховой суммы;
2. в процентах к страховой сумме.
Принципы построения тарифов (тарифной политики) следующие:
1. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Это общий принцип ценообразования на рынке, и страхование, как вид коммерческой деятельности, в данном случае не исключение. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и даже обеспечивало некоторое повышение доходов над расходами (прибыль страховщика).
2. Эквивалентность страховых отношений сторон. Это означает, что тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Тем самым обеспечивается возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.
3. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок напрямую зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов: чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем ниже страховой тариф.
4. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, у страхователей укрепляется уверенность в солидности страховщика. Однако на практике в современных условиях выдержать соблюдение данного принципа чрезвычайно сложно, поэтому этот принцип следует рассматривать как идеал, к которому должна стремиться страховая компания.
5. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным в деятельности страховщика, поскольку чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Расширение объема (увеличение количества страхуемых рисков) возможно лишь при условии снижения убыточности и неизменных тарифах.
При расчете ставки страхового тарифа (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке