Финансы федератив. и унитар. гос-ств.

Содержание, структура и функции гос.финансов.

Госуд. финансы — форма организации денеж отношений, участником к-рых в той или иной форме выступает гос-во. Гос. финансы - совокупность экономич. отношений,система образования и распределения денеж. фондов, необходимых гос-ву для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.Субъектами являются,предприятия, бъединения,организации, учреждения, граждане.Гос. финансам присущи функции: -распределительная ; -контрольная ;-регулирующая. В состав государ финансов вкл-ся: бюджеты разных уровней государ. управления, внебюджетные фонды, госуд кредит, финансы гос. предприятий. Важную роль в составе гос финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение госуд. структур мобилизуется значительная часть национ. дохода, перераспределяемого финансов. методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные явл. финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.Отдельное звено в составе госуд. финансов образуют внебюджетные фонды. Они имеют определенную самостоятельность.К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения. Специфической частью госуд. финансов выступают денеж. отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юрид. и физич. лиц осуществляется путем продажи на финансов. рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов госуд. ценных бумаг. Осн формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

Эволюция государ.финансов.

Предпосылки: 1 предпосылка. В Централ Европе в рез-те первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосудар. фонд денежных средств — бюджет, к-рым глава государства не мог единолично пользоваться.2 предпосылка. Формир-ние и испол-ние бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы гос доходов и расходов с определ составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды 3 предпосылка. Налоги в денеж форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы гос-ва формировались гл. образом за счет натуральн податей и трудов. повинностей. Т. о., только на данном этапе развития госуд-ности и денеж отношений стало возможным распределение создан. продукта в стоимост выражении. Финансы имеют выраженное специфич обществен назначение — формир-ние и использование денеж фондов госуд-ва посредством особых форм движения стоимости.
Можно выделить два основных этапа развития финансов. 1 этап— неразвитая форма финансов. Она харак-тся непроизводительным характером финансов, т. е. основ масса денеж средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финанс системы, так как она состояла из 1 звена — бюджетного, и количество финанс. отношений было ограничено. Все они были связаны с формир-нием и испол-нием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосудар. фондах денеж. средств и соответственно новых группах денеж. отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящ время, независимо от политич и экономич устройства того или иного гос-тва, финансы вступили в новую стадию своего развития. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание.





Бюджетное устройство, государственный бюджет и внебюджетные фонды

Бюджетное устройство государства представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. В бюджетную систему входят: Республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельских советов. Бюджетная система основывается на принципах: единства; полноты; реальности; гласности; самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Госбюджет– основной финансовый баланс государства, состоящий из доходов и расходов.

Функции госбюджета: распределительная, контрольная, регулирующая. Доходы госбюджета формируются за счет: 1. текущие налоговые доходы: прямые налоги на доходы и на прибыль; налоги, взимаемые с фонда з/пл; внутренние налоги на товары и услуги, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. 2. текущие неналоговые доходы: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности. 3. капит. неналоговые доходы: прибыль национального банка 4. доходы свободных экономических зон 5. доходы республиканских целевых +бюджетных фондов и фондов местных советов. Расходы госбюджета формируются: 1.на содержание государственного управления и местного самоуправления; 2.на правоохранительные органы и обеспечение безопасности страны; 3.наука; 4. промышленность, энергетика и строит комплекс; 5. сельское хозяйство; 6. охрана окружающей среды; 7. транспорт и дорожное хозяйство; 8. ЖКХ; 9.образование; 10. здравоохранение; 11.культура, искусство, кино; 12. СМИ; 13. социальная политика; 14. обслуживание государственного долга; 15. расходы государственных целевых бюджетных фондов; 16.резервный фонд (президентский) и др. Финансирование расходов по республиканскому бюджету осуществляется через систему органов государственного казначейства: главные государственные казначейства Министерства финансов РБ и его территориальные органы (управления государственного казначейства по областям и г.Минску). В городах и районах – отделения и представительства. Структура бюджета: Республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельских советов. Ведущая роль принадлежит республиканскому бюджету, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превышают его доходы. Причины его: 1. Осуществление крупных государственных программ развития экономики (напр, структурная перестройка), 2. Спад экономики (уменьшение объемов пр-ва и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, и при фиксированных расходах – дефицит), 3. Милитаризация экономики, война, стихийные бедствия, ЧС, 4. Увеличение государственных расходов в связи со сверх инфляцией, 5. Расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других мер в предвыборные годы. Для покрытия бюджетного дефицита м.б. использованы средства, полученные от приватизации государственной собственности. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.ёСоздание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

Структура пассива

Собственный капитал. Заемный капитал .в том числе долгосрочные обязательства. краткосрочные кредиты и займы.. кредиторская задолженность

Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.

Собственный капитал представляет собой совокупность финансовых ресурсов компании, сформированных за счёт средств учредителей (участников) и финансовых результатов собственной деятельности. В случае акционерного общества собственный капитал называют также акционерным капиталом. Следует различать термины «собственный капитал» и «чистые активы». Чистые активы равны совокупным активам (англ. assets) за вычетом совокупных обязательств (англ. liabilities). Представляет собой сумму превышения рыночной стоимости собственности над непогашенной задолженностью. Как показатель балансового отчета представляет собой: уставный капитал (оплаченный акционерный капитал); нераспределенную прибыль, заработанную предприятием в результате эффективной деятельности и остающуюся в его распоряжении; добавочный капитал (формируется по результатам переоценки активов, за счёт эмиссионного дохода; безвозмездно полученные предприятием ценности); резервный капитал — резервный фонд (из чистой прибыли создаётся); фонд потребления (также из чистой прибыли) и т. п. см. форму № 1 Бухгалтерский баланс.

Финансы строительства

Кап. стр-во – ведущая отрасль эк-ки, предназначенная для создания и обновления пр-ых и непр-ых осн.фондов. Стр-во может осуществляться в виде: нового стр-ва; расширения действующих предприятий и организаций; реконструкции; модернизации, техн.перевооружения; кап.ремонта.

Технико-эк.особенности стр-ва, оказывающие влияние на организацию и управление фин-ми: 1. технич. и организацион.сложность объектов, индивидуальность> каждый объект имеет индивид.цену; 2. неподвижность и террит.разбросанность объектов; 3. большие затраты трудовых, мат-ых и фин-ых ресурсов; 4. большая длительность пр-го цикла> отвлечение ср-в из хоз.оборота в незавершенное пр-во; 5. участие разл.организаций> разнообразие форм фин.и хоз.отношений.

Продукцией отрасли явл.законченные стр-ом и введенные в эксплуатацию объекты: здания, сооружения, на стр-во кот.разрабатывается проектно-сметная док-ция.

Осн.участники стр-ва: инвестор, заказчик, проектные организации, подрядные строительные орг-ии, каждый из которых имеет разл.целевые установки на различных стадиях строит-ва.

Осн.организационные формы кап.строит-ва: подрядный (строительство осуществляется строительными и подрядными организациями, имеющие спец.технику, мат.базу, специализир.работников); хозяйственный (строительство осуществляет само предприятие собственными силами) и смешанный.

В процессе своей деят-ти строит. организации несут разнообр.расходы. Денежное выражение всех затрат, связанных с пр-ом строительной продукции, составляют ее себ-ть. Себестоимость – важнейший пок-ль, влияющий на общий фин.рез-т деят-ти строит.организаций. Выделяют сметную (определенную с сметах), плановую (рассчитанную строит.организаций с учетом конкр.условий), фактическую (реально сложившейся на стройплощадке) себ-ть.

Сметная ст-ть отражается в договоре подряда и вкл. прямые затраты (затраты на материалы, детали + расходы на их доставку; основная з/п рабочих; затраты на эксплуатацию строит.машин и механизмов,аморт.отчисления, затраты, связанные с доставкой машин, з/п обслуживающего машины персонала); накладные расходы (затраты, связанные с обеспечением общих условий строит.пр-ва); плановые накопления (нормативная прибыль строт.монтажных организаций (сметная прибыль)).

Ценообразование в строит-ве имеет ряд специф.особеностей, что связано с индивид.хар-ом строящихся объектов; существенной зависимостью ст-ти от условий строит-ва. Следовательно цена объектов носит инд.хар-р и формируется на конкурсной основе через подрядные торги. Договорная цена опред.на основании цены предложения подрядной организации – победитель торгов и остается неизменной. Если не проводится торгов, цена определяется на основании согласования м/у заказчиком и подрядчиком. Осн.прибыль – прибыль от сдачи заказчикам выполненных работ. Об. ср-ва строит.организаций вкл:. - ср-ва в незавершенном пр-ве (незаконченные работы, кот. не могут быть вкл.в акты приемки выполненных работ); - производственные запасы (осн.и вспомогат. материалы, топливо т.д.); - ср-ва в процессе пр-ва; ср-ва в расчетах (суммы по предъявленным счетам за выполн.работы, срок оплаты по кот.еще не наступил). Осн. фонды строит.орг. вкл.собственные (находящиеся на балансе строит.орг.) и привлеченные(взятые во временное пользование у др.орг.на условиях аренды или оказания услуг, лизинг) фонды.

Финансы транспорта

Транспорт обеспечивает развитие национального хо­зяйства, соединение производства и потребления, объеди­нение областей, отраслей экономики в единый народнохо­зяйственный комплекс. В экономической литературе отме­чается, что для удовлетворения потребностей экономики стран со средним уровнем развития хозяйства и обеспече­ния мобильности населения доля транспорта в основных производственных фондах должна составлять не менее 12-­15%, а в ВВП - порядка 6~9%. В Беларуси данные пока­затели соответствуют предложенным значениям, вклад транспорта в ВВП составляет около 10%. Внимание к транспорту связано с его высокой ресурсо­емкостью. Здесь сосредоточено около 6% общей численнос­ти фондов, занятых в народном хозяйстве, и 13% основных фондов. С этим нельзя не считаться, как и со спецификой использования на транспорте основных производственных фондов. Транспорт является крупнейшим потребителей топливно-энергетических ресурсов: ежегодный расход бен­зина составляет около 84%, дизельного топлива- 52% от общего объема их использования. На его развитие ежегод­но направляется свыше 10% всех капитальных вложений в республике.

Наибольшая часть грузо- и пассажиропотоков в РБ приходится на автомобильный транспорт. По принципу подчиненности он подразделяется на транс­порт общего пользования, подчиненный Мин-ву транспорта и коммуникаций РБ, и ве­домственный автотранспорт, наход в собствен-ти отдельных организаций, п\п, ведомств.

В ведении Министерства транспорта и коммуникаций находится не более 8-10 % от общего количества подвиж­ного состава страны, но он выполняет свыше 20% всего объема перевозок. Отраслевые особенности транспортного производства (технологии, экономики) обусловливают особенности орга­низации и функционирования финансов. Oco6eнн финансов транспорта: Отсутствуют запасы сырья, готовой продукции, незавершенного производства, а соответственно, снижается потребность в оборотных средствах. Велика доля денежных средств, расчетов с дебиторами, товаров отгруженных и оказанных услуг. Такая роль оборотных средств в обеспечении транспортного производства минимизирует влияние инфляционных процессов на оперативное состояние финансов транспортных предприятий 2.Транспорт процесс увеличивает потребительную стоимость товарного продукта 3.При производственном характере транспортной деятельности, он не создает новой стоимости. Ввиду отсутствия предмета труда, с точки зрения финансов, результат его деятельности рассматривается как услуга. Влияние транспортного процесса сказывается не на себестоимости, а на стоимости товарного продукта 4.Специфическая структура расходов: отсутствие затрат на сырье и полуфабрикаты (траты только на средства производства ­транспортные средства и расходные материалы), отсюда вытекает и высокая доля заработной платы, а также амортизационных отчислений, которые являются основными объектами налогообложения в нашей республике 5.Развитие транспорта должно опережать развитие внутреннего брутто продукта. От соблюдения данного постулата зависит скорость обращения общественного продукта, а от последнего, в свою очередь, зависит величина налогооблагаемой базы (при прочих равных условиях)

В автотранспортном производстве не требуется сырье, велики затраты живого и овеществленного труда на выпол­нение перевозок, ремонт и управление. Удельный вес зара­ботной платы составляет около 15-17% общей суммы за­трат на производство (в промышленности около 8%). В се­бестоимости автомобильных пере возок затраты, связанные амортизацией подвижного состава, составляют порядка12% (в промышленности 5%). Отраслевые особенности формирования затрат на транспортных предприятиях определяют специфику меха­низма их планирования и регулирования.

65. Управление собственным капиталом.Финансовая деятельность предприятия характеризуется размещением и использованием хозяйственных средств и источников их формирования - собственного и заемного капитала.

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов.

В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

- Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

- Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.

Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов

- Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

- Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

- Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

- Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

66. Управление заемнымным капиталом.Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

- Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

- Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования.

- Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа.;

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

- Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

- Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

- Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

- Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

- Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита;

б) ставка процента за кредит;

в) условия выплаты суммы процента;

г) условия выплаты основной суммы долга;

д) прочие условия, связанные с получением кредита.

- Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

- Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.

67. Производственный и финансовый леверидж. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж», это некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа: финансовый, производственный (операционный), производственно-финансовый.

Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты процентов и налогов. Сложившийся в компании уровень финансового левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Он показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа

Леверидж (от англ. leverage - действие рычага):

· Соотношение вложений капитала в ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации, привилегированные акции) и вложений в ценные бумаги с нефиксированным доходом (обыкновенные акции).

· Производственный (операционный) леверидж. Соотношение постоянных и переменных расходов компании и влияние этого отношения на прибыль до вычета процентов и налогов (операционную прибыль). Если доля постоянных расходов велика, то компания имеет высокий уровень производственного левериджа. И даже небольшое изменение объемов производства может привести к существенному изменению операционной прибыли. Эффект производственного рычага = маржинальный доход / прибыль

· Финансовый леверидж. Соотношение заемного капитала и собственного капитала компании. И влияние этого отношения на чистую прибыль. Чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов. Компания с высокой долей заемного капитала называется финансово зависимой компанией. Компания финансирующая свою деятельность за счет только собственного капитала называется финансово независимой компанией.

·

· 68 Лизинг как источник формирования

· Далеко не каждое дело имеет на стартовом этапе капитал или возможность получить в банке спасительный кредит, и, тем не менее, находятся альтернативные способы, позволяющие дать зеленый свет новому предприятию, даже если инвесторам оно не показалось очень перспективным. Одним из таких источников финансирования является лизинг. Он представляет собой качественное взаимодействие предпринимательства и финансового сектора. Благодаря этому малый и средний бизнес получают реальный шанс добиться успеха на выбранном пути. По сути, лизинг это своеобразный кредит на покупку нового оборудования, новых производственных площадей или офиса через аренду.Финансовый лизинг

· Лизинг впервые стал использоваться в сфере финансирования в середине ХХ века. В наше время самым распространенным видом лизинга считаются сделки по приобретению оборудования или техники, когда предприниматель лично указывает лизингодателю марку и производителя. В нашей стране лизинговые сделки только набирают обороты, препятствием для них стало законодательство, так и не успевшее перестроится, но с каждым годом популярность лизинга лишь возрастает.

· Итак, финансовый лизинг необходим, когда требуется подвергнуть производство серьезным инновационным переменам, заменить оборудование, обзавестись новой вычислительной техникой, транспортными средствами и т.д.

· Основные формы договоров:

· — Стандартный договор. В сделке участвуют три стороны. Лизингодатель, собственник объекта лизинга и предприниматель. Сделка проходит в три этапа. Приобретение оборудования лизингодателем, сдача его в аренду предпринимателю и подписание опциона на продажу.

· — Договор о поставке. Оборудование здесь продается лизингодателю самим владельцем, без вмешательства третьих лиц.

· Известны два варианта лизинга — краткосрочный, то есть оперативный, и капитальный.

· Сделка лизинга заключается с учетом срока службы самого оборудования, если же контракт разрывается раньше указанной даты, то арендодатель имеет полное право требовать компенсацию за ущерб.

· Иногда используется продажа оборудования с обратным лизингом. В этом случае фирма официально продаетсвое оборудование, а затем забирает его обратно на условиях лизинга.

· Сам потенциальный лизингополучатель имеет полное право лично выбрать необходимый ему объект лизинга, обговорить все детали с производителем и заключить договор.

· Собственно, лизинг сейчас считается одним из самых перспективных источников финансирования для малого бизнеса, он выгоднее системы кредитов или покупка необходимого оборудования за собственный деньги.

· Лизинг отличается более щадящими правилами соглашения, он не требует обязательного подтверждения устойчивого финансового положения предпринимателя, а сами объекты лизинга до окончания действия договора принадлежат лизингодателю, а, значит, нет надобности говорить о ликвидном обеспечении.

· Другой плюс лизинга, это возможность не изымать из оборота фирмы значительные средства, не брать на себя бремя кредитной ответственности, не озадачиваться поиском средств или накоплением нужной суммы. Лизинг обещает быстрый старт и избавляет от массы проблем.

· Процедура документального оформления не обременительна, для заключения сделки необходим лишь минимальный пакет документов, заполненная анкета-заявка и договоренность с лизингодателем. С продавцом заключают стандартный договор купли-продажи, а с получателем лизинга – договор лизинга.

·

69. ценные бумаги, стоимость капитала.

Це́нная бума́га — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С юридической точки зрения ценная бумага может рассматриваться как титул имущественных прав, а также как движимое имущество. С экономической точки зрения ценная бумага — представитель капитала.

Ценные бумаги как экономическая категория — это право на долю совокупного капитала, полученного в результате первичного размещения данных бумаг, а также на распределение и перераспределение прибыли, которую даёт такой капитал. Это право обосабливается от своей натуральной основы (денег, оборудования, патентов и т. п.) и даже имеет собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т. п.), а также имеющие следующие фундаментальные свойства: обращаемость; доступность для гражданского оборота; стандартность и серийность; документальность; регулируемость и признание государством; рыночность; ликвидность; риск.

Свойства ценных бумаг

Ценными бумагами признаются права на ресурсы, отвечающие следующим фундаментальным требованиям: обращаемость как способность продаваться и покупаться на рынке, а также выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента; доступность для гражданского оборота как способность быть предметом гражданских сделок; стандартность как наличие стандартного представления, реквизитов, что делает ее товаром, способным обращаться; документальность — ценная бумага есть документ; регулируемость и признание государством, что обеспечивает снижение рисков по ценной бумаге и повышение доверия инвесторов; рыночность — неразрывно связаны с соответствующим рынком, являются его отражением; раскрытие информации — должен быть обеспечен равный доступ к информации о ценных бумагах различных эмитентов; ликвидность; риск; доходность.

Стоимость и цена ценных бумаг

Ценная бумага обладает двумя стоимостями: номинальной (нарицательной) стоимостью (стоимостью в качестве представителя действительного капитала) и курсовой (рыночной) стоимостью (стоимостью в качестве фиктивного капитала).

Нарицательная стоимость ценной бумаги (номинал) представляет собой ту сумму денег, которую ценная бумага обеспечивает при обмене ее на действительный капитал на стадии ее выпуска или гашения.

Рыночная стоимость ценной бумаги — это результат капитализации ее имущественных прав. Она рассчитывается как сумма капитализации имущественных и прочих прав ценной бумаги.

Рыночная цена ценной бумаги — это денежная оценка ее рыночной стоимости, которая рассчитывается по следующей формуле:

Цена = Рыночная Стоимость × (1 + Процент отклонений рыночной цены от стоимости)

· Обыкновенные акции оцениваются с помощью модели CAPM.

· Привилегированные акции эквивалентны бесконечному аннуитету, в котором держатель имеет право получать фиксированные платежи неограниченное количество периодов. Таким образом, стоимость определяется отношением периодического платежа к цене привилегированной акции и выражается в процентном измерении.

· Доходность к погашению по торгующимся облигациям является оценкой их стоимости. В случае отсутствия торгующихся облигаций за оценку стоимости можно принять текущие процентные ставки по банковским кредитам для данной компании или сопоставимых компаний. Поскольку компания может списывать налоги с объёма уплаченных процентов, стоимость заёмного капитала снижается на эффективную ставку налога. Таким образом, стоимость заёмного капитала для компании = (доходность к погашению или ставка процента) × (1 − ставка налога). В практике, налоговый вычет сохраняют в формуле, не учитывая в стоимости заёмных средств:

WACC = доля обыкновенных акций × стоимость капитала обыкновенных акций

+ доля привилегированных акций × стоимость капитала привилегированных акций

+ доля заёмного капитала × стоимость заёмного капитала × (1 − ставка налога).

Теперь все составляющие можно включить в итоговую формулу WACC.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТОВ (УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА, ФОРМЫ РАСЧЕТОВ, ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ, МЕРЫ ПРОТИВ НЕПЛАТЕЖЕЙ, ФАКТОРИНГ).

УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА-финансовые ус<

Наши рекомендации