Сущность бюджета, его функции.
5.5Госуда-й бюджет — совокупность эконом-их отношений, связанных с формированием и использ-ем гос. централиз-го фонда денежных средств для обеспечения реализации задач и функций гос-ва и явл. важнейшим рычагом воздейс-я на ход общественного воспроизв-ва и стимулирования эконом-го роста.
Бюджетный кодекс РБ определяет бюджет как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Бюджетный план отражает все доходы государства, направления, пропорции распределения основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны. В РБ различают вышестоящий и нижестоящий бюджеты. Вышестоящий бюджет — это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.
Как экономическая категория гос.бюджет выражает денежные отношения органов гос. власти и органов местного самоуправления с юр. и физ. лицами, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономич-х, социальных и политических интересов общества и его граждан. Эти денежные отношения перераспределительные по своему характеру и являются частью финансовых отношений. Назначение бюджетных отношений заключается в распределении валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деяельности и других с целью формирования финансовых ресурсов для органов государственной власти и управления. Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ
ФУНКЦИИ: контрольная, информационная, регулирующая, Контрольная функцияпроявляется в том, что бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти. Контроль может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями, со стороны вышестоящей организации и дрИнформационная функция. Бюджет — это индикатор текущего со-
стояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных
групп интересов. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. Формой реализации функций государственного бюджета является бюджетный механизм. Экспансивнаябюджетная политика выражается в увеличениигосударственных расходов и снижении уровня налогообложения,что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.Рестриктивнаябюджетная политика означает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляциюи нормализовать хозяйственную конъюнктуру.
Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства.
6.6.Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на различных административно-территориальных уровнях страны.Структура бюджетной системы гос-ва зависит от его бюджетного устройства. Поэтому административно-территориальное деление страны определяет количество уровней бюджетной системы. Каждый орган гос-ой власти имеет право на свой бюджет. Различают два вида бюджетных устройств: унитарное(простое или единое) и федеральное (сложное). В унитарных государствахбюджетная система имеет два основных уровня: общегосударственный и местные бюджеты. В унитарном гос-ве орган гос-го управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций гос.власти закреплен за центральным правительством. Большинство из существующих в мире государств являются унитарны а также РБ. В федеральных государствахбюджетная система состоит из трех
уровней (рис. 5): общегосударственный бюджет — федеральный бюджет центрального правительства; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Государства с федеральной системой: Россия, США, Канада и др.
Унитарное Бюджетное устройство. Преимущества:Централизация финансовых ресурсов в руках центрального правительства позволяет контролировать бюджетные потоки, оперативно направлять их на общегосударственные цели,определенные государственные и местные программыНедостатки: Ущемление инициативы на местах, отсутствие гибкости и неповоротливости бюрократическоймашины
Федеральное Бюджетное устройствоПреимущества: Децентрализованное принятие бюджетных решений, но и распределение полномочий, разделение государственной власти, обеспечение множественности национальных суверенитетовНедостатки: Усложнение процедуры контроля за бюджетными средствами, дублирование бюджетных программ и размывание ответственностиБюджетная система РБ в соответствии с Конституцией состоит из двух уровней: республиканский и местные бюджеты.
Бюджетная система Республики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов РБ, основанную на экономических
отношениях и государственном устройстве РБРеспубликанский бюджет— план формирования и использова-
ния денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Местные бюджетывключают: 1) бюджеты первичного уровня — сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); 2) бюджеты базового уровня — районные и городские (городов областного подчинения); 3) бюджеты областного уровня — областные бюджеты и бюджет г. Минска.
Свод бюджетов отдельных уровней государства называется консолидированным бюджетом.
Консолидированный бюджет районасостоит из бюджетов сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.
Консолидированный бюджет областискладывается из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.
Консолидированный бюджет РБвключает республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей
и бюджет г. Минска.
Принципы организации бюджетной системы.Устройство бюджетной системы основывается на принципах единства, полноты сбалансированности, гласности, самостоятельности, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности, адресности и целевого назначения бюджетных средств, ответственности участников бюджетного процесса. Принцип единстваозначает, что бюджетная система обеспечивается единой законодательной и правовой базой, единой денежной
системой, единым порядком регулирования бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком испол нения бюджета и ведения бухгалтерского учета и отчетности. Принцип полнотыпредполагает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению
в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.Принцип сбалансированности бюджетовозначает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов бюджета и поступлений из источников финансиро вания его дефицита.Принцип гласноститребует открытости для общества и средств
массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, сведений о ходе исполнения бюджетов. Принцип самостоятельностиобеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Принцип эффективности использования бюджетных средствпредполагает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или
достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходовозначает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его
дефицита. Принцип достоверностиозначает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, соответствующей административно-территориальной единицы. Принцип адресности и целевого назначениябюджетных средств означает, что бюджетные ресурсы выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей. Принцип ответственности участников бюджетного процессазаключается в том, что каждый участник бюджетного процесса не сет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.