С высокой долей амортизации: нефтедобывающие предприятия и газовой промышленности
11. Финансовый менеджмент на предприятии: цели, задачи, принципы и функции.
Финансовый менеджмент- это специфическая область управленческой деятельности, связанная с целенаправленной организацией денежных потов предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия.
В наиболее общем виде область финансового менеджмента может быть представлена как: текущая и перспективная оценка имущественного и финансового состояния, кот. вкл. управление активами; баланс (внеоборотные активы, оборотные активы; собственный капитал; заемные средства ); Управление источниками средств.
Таким образом, область финансового менеджмента может быть структурирована следующим образом:
1. Общий анализ и планирование имущественного и финансового положения предприятия;
2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика) и управление активами.
Главной целью фин. менеджмента - максимизация собственного капитала, т.е. рыночной стоимости предприятия (рыночной стоимости обыкновенных акций).
Функции:
1. Планирование(стратегическое, текущее, оперативное), которое включает:
· составление финансовых планов (смет, бюджетов, бизнес-планов);
· прогнозирование;
· определение ценовой политики.
2. Обеспечение источников финансирования:
· поиск внутренних и внешних (краткосрочных и долгосрочных) источников финансирования;
· выбор их оптимального сочетания.
3. Управление финансовыми ресурсами:
· управление денежными средствами на счетах в банке и кассе предприятия;
· управление денежными средствами в расчетах;
· управление портфелем ценных бумаг;
· управление заемными средствами.
4. Учет, контроль, анализ:
· разработка учетной политики;
· обеспечение финансовой отчетности;
· анализ результатов и финансового состояния предприятия;
· сопоставление результатов с планами и стандартами, с аналогичными отраслевыми показателями и показателями конкурентов;
· осуществление внутреннего аудита.
5. Защита активов:
· управление рисками;
· выбор оптимального способа страхования различных видов рисков.
Формы и методы реализации ф-й фин. мен.:
1.Учетная политика (строится в соответствии со стандартами бух. учета)
4.Полит. управл. затратами
5.Дивидендная полит.
12. Базовые концепции(теории) финансового менеджмента.
Принятие управленческих решений в системе финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.
1. Концепция денежного потока предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока, выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени, оценку риска, связанного с данным потоком, и способы его учёта.
2. Концепция временной стоимости денег. Временная стоимость, объективно существующая характеристика денежных ресурсов, она определяется тремя основными причинами: инфляцией, риском и оборачиваемостью. Концепция временной стоимости денег имеет важное значение в связи с тем, что решения финансового характера предполагают оценку и сравнение денежных потоков, осуществляемые в разные периоды времени.
3. Концепция учёта фактора инфляции заключается в необходимости реального отражения стоимости активов и денежных потоков. Инфляция представляет собой процесс превышения темпов роста денежной массы над товарной, что приводит к росту цен на товары и услуги.
При оценке инфляционных процессов применяют следующие понятия:
Номинальная процентная ставка – ставка, устанавливаемая без учёта изменений покупательской стоимости денег в связи с инфляцией
Реальная процентная ставка – ставка, устанавливаемая с учётом изменений покупательской стоимости денег в связи с инфляцией
Инфляционная премия – дополнительный доход, выплачиваемый кредитору или инвестору с целью возмещения потерь от обесценивания денег, связанного с фактором инфляции
4. Концепция компромисса между риском и доходностью, получение любого дохода всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная.
Риск – это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода, опасность потерь. Концепция учёта риска состоит в оценке уровня риска с целью обеспечения формирования необходимой доходности финансово-хозяйственных операций.
Под доходностью понимается отношение дохода, создаваемого определённым активом, к величине инвестиций в этот актив.
5. Концепция цены капитала.Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
6. Концепция эффективности рынка капитала, операции на финансовом рынке и их объём зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренней стоимости ценных бумаг.
7. Концепция ассиметричности информации напрямую связана с концепцией эффективности рынка капитала, отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.
8. Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно правовых форм бизнеса. В сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры.
9. Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу. Принятие любого решения финансового характера связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определённый доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений.
13. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.
Отличительной чертой финансов предприятий является зависимость от правовой формы их организации.
В момент созд-я предпр и его участники решают в какой форме они объедин свои усилия:
1 форма – форма объединения лиц(участники объедин свои личные капиталы и приним личное участие в осущ-и предпрдеят-ти) – объединения в хоз товарищества(полные товарищ-ва, коммандитные товарищ-ва)
2 форма – форма объединения капитала (личного участия не принимают) – формирование хозяйственного общества (ООО, ОДО)
3 форма – объединения в акционерные общества(уставн кап образ-ся за счет номин стоим-ти акций) ОАО, ЗАО
4 форма – унитарное предприятие (создается собственником имущ-ва – госорг, т е предприят не наделено правом собств на закрепл за этим предпримущ-во, имущ-во явл неделимым )
5 форма – производств кооператив(создается на основе членства граждан физ лиц для осущ-я совместдеят-ти, основана на их личном участии и на объедин его членов на основе имуществ паевых взносов)
14. Организационно-правовые формы коммерческих организаций: виды, особенности.
Организационно-правовой формы предпринимательской деятельности – это совокупность имущественных и организационных отличий, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами, способов формирования имущественной базы.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций:
1. Хозяйственные товарищества – Полные и На вере.
2. Хозяйственные общества – ОАО, ЗАО, ООО, ОДО.
3. Государственные и муниципальные организации – На хозяйственном ведение, На опреративном управлении, Производственные кооперативы.
Имущественные отличия:
А) отражают формы собственности имущества (государственные: федеральные, региональные имуниципальные).
Б) проявляются в соотношении прав на имущество у участников (учредителей) и самой организации (юр. лицом). По этому критерию выделяют 3 модели имущественных отношений:
1. Когда участники (учредители) не имеют права собственности на имущество организации, собственником является само юр. лицо. У участников возникают следующие виды прав:
- обязательственные права на получение дохода и дивидендов;
- корпоративное право на участие в управлении;
- право на ликвидационную квоту.
2. Учредители являются собственниками имущества организации (гос. и муниц. Унитарные предприятия).
3. Участники вообще не имеют имущ. прав – ни вещных, ни обязательственных (общественные орг-ии, религиоз. фонды).
Организационные отличия выражаются во внутренней конструкции управления организацией.
Пример: хоз. общества - высший орган – общее собрание акционеров и органы управления, которые сформированы в соответствии с 208-ФЗ и уставом;
В ГУПах и МУПах управляющий – руководитель, который принят по контракту;
В товариществах – один или несколько участников.
Особенности взаимодействия собственников и участников, которые проявляются в их различном участии в делах организации.
Собственники гос. и муниц. предприятий определяют цели действия, но не вмешиваются в оперативную деятельность.
В товариществе на вере управление осуществляется полнями товарищами, а вкладчики не вправе участвовать в управлении ведение дел.
Конструкция ответственности
В полном товариществе участники несут солидарную субсидиарную отв-ть по долгам товарищества своим личным имуществом.
В ООО участники несут лишь риск убытков в размере своего вклада.
По обязательствам казенных предприятий отв-ть несет собственник имущества.
Особенности оплаты величины уставного капитала при организации коммерческих организаций различных организационно-правовых форм:
- хоз. товарищества – определяется учредительным договором;
- ОАО – не менее 1000-кратной суммы МРОТ;
- ЗАО, ООО, ОДО – не менее 100-кратного размера МРОТ;
- гос. предприятия на хоз. ведение – не менее 5000-кратной суммы МРОТ;
- муниц. предприятия на хоз. ведение – не менее 1000-кратной суммы МРОТ.
15. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций: виды, особенности.
финансы некоммерческих организаций-совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов для достижения целей деятельности, предусмотренной в уставе организации
Для регистрации некоммерческой организации согласно закону необходимы следующие учредительные документы:
- Устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
- Учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
- Решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.
Организационно-правовые формы:
1. Потребительский кооператив
2. Общественные организации
3. Религиозные организации
4. Фонды
5. Некоммерческие партнёрства
6. Автономные некоммерческие организации
7. Объединения юридических лиц, ассоциации, союзы
8. Государственные корпорации
9. Учреждения
цели деятельности:
1. удовлетворение материальных и иных потребностей
a. путём объединения имущественных взносов
b. но основе общности интересов
2. религиозные
3. социально-культурные
4. благотворительные
5. защита интересов
источники доходов:
1. регулярные и единовременные поступления от участников;
2. добровольные имущественные взносы и пожертвования;
3. выручка от реализации товаров, работ, услуг;
4. дивиденды по ценным бумагам и вкладам;
5. доходы от собственности;
6. другие не запрещенные законом поступления.
направления расходов:
1. содержание аппарата,
2. благотворительность,
3. осуществление прямой деятельности.
ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Потребительские кооперативы
- Фонды
- Учреждения
- Некоммерческие партнерства
- Автономные некоммерческие организации
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Государственные корпорации