Сущность и классификация государственного кредита
Государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта.
К основным задачам государственного кредита относятся:
1. финансирование бюджетного дефицита;
2. проведение международной и региональной финансово-кредитной политики;
3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.
Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.
В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.
Государственные заимствования в России могут быть двух видов:
- государственные заимствования Российской Федерации;
- государственные заимствования субъектов Российской Федерации.
Государственные заимствования Российской Федерации– государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации могут быть внутренними и внешними.
Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерациипонимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации) понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
Помимо уже отмеченных видов государственных займов их можно дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:
1. по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;
2. по срокам погашения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (от пяти лет и более);
3. по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета;
4. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном;
5. по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом;
6. в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения.