Финансовая политика коммерческих и некоммерческих организаций
Финансовая политика хозяйствующих субъектов представляет собой совокупность стратегических и тактических мер в области формирования и использования их финансовых ресурсов и доходов. Финансовая политика коммерческих организаций разрабатывается собственниками, советом директоров и администрацией. Отдельные блоки финансовой политики разрабатываются специализированными службами хозяйствующего субъекта. Выбор финансовой политики зависит от целей и задач организации на данном этапе ее развития.
Корпоративную финансовую политику структурно можно разделить на следующие виды:
1. по финансовой активности хозяйствующего субъекта на рынке: агрессивная, умеренная и сдерживающая финансовая политика;
2. по рисковым предпочтениям организации: политика, ориентированная на рентабельность и политика, ориентированная на ликвидность;
3. по видам финансовой деятельности: ценовая, дивидендная, инвестиционная, долговая и т.д.
Агрессивная финансовая политика организации связана с финансовым обеспечением агрессивного поведения компании на рынке финансовых капиталов. Умеренная финансовая политики не отличается от финансового поведения большинства организаций определенного сегмента рынка. Сдерживающая финансовая политика направлена на свертывание деятельности на рынке определенных товаров и услуг в связи с высокой конкуренцией, бесперспективностью данного направления или переориентацией на другую деятельность. Такая политика сопровождается снижением активности на финансовом рынке, расширением операций по продаже активов и т.д.
Каждое коммерческое предприятие должно самостоятельно решать стратегическую дилемму финансового менеджмента – рентабельность или ликвидность. Политика, ориентированная на рентабельность, основана на обеспечении и поддержании высокого уровня рентабельности как одного из важных качественных показателей эффективности предприятия. Данный вид финансовой политики, как правило, сопровождается высокими рисками в деятельности фирмы. Политика, ориентированная на ликвидность, подразумевает рост массы прибыли и объема продаж за счет использования системы гибкого ценообразования и политики низких цен, расширения объемов производства и проведения активной политики на рынке финансовых ресурсов, повышение ликвидности ценных бумаг предприятия.
Большим разнообразием отличается финансовая политика хозяйствующих субъектов по видам их финансовой деятельности. Так, ценовая политика является центральной при определении стратегии предприятия, так как от цены зависят его выручка, прибыль и в значительной степенизапас финансовой прочности. Ценовая политика может быть активной (политика предельных цен, обеспечивающих максимум прибыли на единицу товара), пассивной (политика следования в ценовом фарватере, сложившемся на рынке), демпинговой (политика болеенизких цен по сравнению с рыночными), гибкой (политика сочетания высоких цен на новые товары с широкой системой ценовых скидок на прочие товары) и т.д. Выбор той или иной ценовой политики зависит от экономической и финансовой стратегии и тактики организации, места на рынке, стадии жизненного цикла и других условий.
Дивидендная политика представляет собой принятый организацией вариант распределения чистой прибыли на дивиденды и нераспределенную прибыль. В мировой практике получили распространение три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный, агрессивный. При консервативной дивидендной политике выплата дивидендов осуществляется либо по остаточному принципу, либо фиксированными платежами. Компания не ставит цели повысить свою стоимость путем увеличения дивидендных выплат; на первый план выдвигаются цели инвестирования и финансирования других потребностей за счет собственных источников. При умеренном подходе выплачиваются гарантированный минимальный дивиденд плюс экстрадивиденд, зависящий от результатов деятельности компании за год. Наконец, при агрессивной дивидендной политике предприятие ставит целью повышение своей инвестиционной привлекательности на основе применения методов постоянного возрастания (процентного и абсолютного) дивидендов. Это позволяет повысить рыночную цену акций предприятия и привлечь тем самым новых собственников (акционеров), но такая политика таит в себе опасность потери контроля над компанией и даже частичной потери платежеспособности.
Инвестиционная политика предприятия направлена на разработку инвестиционной стратегии, определение конкретных инвестиционных проектов, источников их финансирования и критерием эффективности инвестиций (последними могут быть срок окупаемости, внутренняя норма доходности, степень риска и т.д.). Целью такой политики является выбор направлений инвестиций и инвестиционных проектов, приносящих большую доходность при наименьшем периоде окупаемости.
Долговая политика компании связана с определением оптимального для нее соотношения между заемными и собственными средствами. Долговая политика, так же как и дивидендная, может агрессивной, умеренной и пассивной.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Сформулируйте цели финансовой политики на уровне государства и предприятия.
2. Каковы особенности государственной финансовой политики в России на современном этапе?
3. Какова взаимосвязь финансовой, бюджетной, налоговой, инвестиционной и таможенной политик?
Список дополнительной литературы:
1. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. – Т.1. – 3-е изд. – Киев: Эльга: Ника-Центра, 2006. – 621 с.
3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
4. Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.
5. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.