Административный и экономический подхода к управлению качеством
Административный и экономический подхода к управлению качеством
Все многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления.
Административный подход. Предполагается повышение качества выпускаемой продукции до 100%. Качество продукции расчленяется по стадиям цикла жизни, по этапам и операциям, наиболее способствующим образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и доведению уровня качества до 100%.
При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.
Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно так же, однако при этом расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.
Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу.
Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.
Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Многие принципы концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими. Однако они обогатились экономическим содержанием.
Влияние качества на прибыль
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
б) удовлетворяет требованиям потребителей;
в) соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
г) отвечает требованиям общества;
д) учитывает требования охраны окружающей среды;
е) предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
ж) является экономически выгодной (т. е. приносит прибыль). Международный стандарт Международной организации по стандартизации — МС ИСО 9004-1 утверждает, что эти требования к продукции могут быть обеспечены через проектирование эффективной системы качества в организации.
Как для организации, так и для потребителя имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.
В вопросах, связанных с достижением экономического эффекта (прибыли) необходимо:
• в отношении потребителя уделять внимание:
v сокращению затрат,
v улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
• в отношении организации уделять внимание:
v повышению рентабельности;
v увеличению контролируемой доли рынка;
v В вопросах, связанных с затратами рекомендуется:
• в отношении потребителя уделять внимание затратам на обеспечение:
v стоимости приобретения,
v безопасности,
v эксплуатационных затрат,
v затрат на техническое обслуживание,
v издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
• в отношении организации уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонта условиях эксплуатации;
В вопросах, связанных с рисками:
• в отношении потребителя — уделять внимание таким рискам, которые связаны:
v со здоровьем и безопасностью людей,
v неудовлетворенностью продукцией,
v эксплуатационной готовностью,
v рекламациями и потерей доверия;
• в отношении организации — уделять внимание
v рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка,
v претензиям, искам, юридической ответственности,
v растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.
Административный и экономический подхода к управлению качеством
Все многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления.
Административный подход. Предполагается повышение качества выпускаемой продукции до 100%. Качество продукции расчленяется по стадиям цикла жизни, по этапам и операциям, наиболее способствующим образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и доведению уровня качества до 100%.
При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой.
Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно так же, однако при этом расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения.
Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу.
Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям.
Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Многие принципы концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими. Однако они обогатились экономическим содержанием.
Влияние качества на прибыль
Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
б) удовлетворяет требованиям потребителей;
в) соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
г) отвечает требованиям общества;
д) учитывает требования охраны окружающей среды;
е) предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
ж) является экономически выгодной (т. е. приносит прибыль). Международный стандарт Международной организации по стандартизации — МС ИСО 9004-1 утверждает, что эти требования к продукции могут быть обеспечены через проектирование эффективной системы качества в организации.
Как для организации, так и для потребителя имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.
В вопросах, связанных с достижением экономического эффекта (прибыли) необходимо:
• в отношении потребителя уделять внимание:
v сокращению затрат,
v улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;
• в отношении организации уделять внимание:
v повышению рентабельности;
v увеличению контролируемой доли рынка;
v В вопросах, связанных с затратами рекомендуется:
• в отношении потребителя уделять внимание затратам на обеспечение:
v стоимости приобретения,
v безопасности,
v эксплуатационных затрат,
v затрат на техническое обслуживание,
v издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;
• в отношении организации уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонта условиях эксплуатации;
В вопросах, связанных с рисками:
• в отношении потребителя — уделять внимание таким рискам, которые связаны:
v со здоровьем и безопасностью людей,
v неудовлетворенностью продукцией,
v эксплуатационной готовностью,
v рекламациями и потерей доверия;
• в отношении организации — уделять внимание
v рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка,
v претензиям, искам, юридической ответственности,
v растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.