Формы отчетности по преддипломной практике
Отчетность о прохождении практики студент очной формы обучения обязан предоставить на кафедру для проверки в течение 10 дней после даты окончания практики. В течение следующих 7 дней руководитель практики от кафедры проверяет отчетность, назначает дату защиты, по результатам которой выставляет окончательную оценку.
Отчетность о прохождении практики включает:
1.Индивидуальное задание для прохождения практики (Приложение А). Индивидуальное задание включает перечень вопросов и заданий, которые практикант должен выполнить в процессе прохождения практики. Индивидуальное задание разрабатывается руководителем выпускной квалификационной работы.
2. Дневник о прохождении практики (Приложение Б) с указанием характера ежедневных поручений. Дневник должен быть заверен подписью руководителя организации.
3. Отчет о проведенной работе, содержащий описание деятельности за время практики, полученных новых знаниях и навыках, анализ трудностей в работе, оценка своих творческих удач и недостатков и т.д. Структура отчёта включает: титульный лист (Приложение В), оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы (документации), приложения. Основная часть отчета включает развернутую характеристику результатов поведенной работы в процессе прохождения практики. Объем отчета – 30-35 страниц печатного текста на листах формата А4.
4.Справка о прохождении преддипломной практики, оформленная руководителем практики от организации-базы практики и заверенная печатью организации (приложение Г).
5. Отзыв о прохождении преддипломной практики студентом, оформленный руководителем практики от организации-базы практики и заверенный печатью организации (приложение Д).
В отчете излагаются результаты прохождения преддипломной практики в соответствии с индивидуальным заданием и программой практики. К отчету прилагаются список специальной литературы и источников по исследуемой проблеме, финансовая отчетность базы практики и другие материалы, подтверждающие результаты исследовательской работы обучающегося.
Содержание преддипломной практики
Преддипломная практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении экономических дисциплин, на основе изучения деятельности конкретных организаций.
Преддипломная практика проводится для овладения выпускником профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего бакалавра к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материала для выполнения выпускной квалификационной работы. Образец заявления студента на утверждение темы выпускной квалификационной работы представлен в приложении Е.
В период прохождения практики студент должен:
1. Изучить и охарактеризовать организационную структуру управления организации, являющейся базой практики, а также нормативно-правовые основы её деятельности.
2. Ознакомиться с условиями и задачами функционирования объекта исследования.
3. Определить место организации базы практики в финансовой системе, взаимосвязь с органами власти соответствующего уровня финансовой системы, налоговыми и контрольными органами, правоохранительными службами, общественными организациями, кредитными учреждениями, страховыми и инвестиционными структурами и т.п.
4. Выявить круг реальных и потенциальных партнеров организации (поставщиков, покупателей, подрядчиков и т.д.), преимущества и недостатки их взаимодействия.
5. Ознакомиться с организацией финансового управления на предприятии.
6. Изучить систему планирования производственной и финансовой деятельности, определить формы и методы финансового планирования, показатели и их измерение.
7. Изучить схему документооборота организации.
8. Закрепить навыки самостоятельного заполнения форм, бланков, отчетов, финансовых и платежных документов.
9. Продемонстрировать умения организовать свой труд, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации.
10. Выявление преимуществ и недостатков производственно-финансовой деятельности и формирование основных направлений ее совершенствования.
Выполнение этих задач предполагает оформление отчета и может включать схематические, табличные, текстовые, программные и иные материалы, обеспечивающие освещение данных вопросов.
При формировании отчета по преддипломной практике учитываются особенности баз практики:
· органы государственного и муниципального управления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения,
· коммерческие и некоммерческие организации различных отраслей и форм собственности; финансовые организации: банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и пр.
Ниже представлены примеры задач в зависимости от вида базы практики.
При прохождении практики в налоговых органах студент должен изучить:
- состав и структуру Федеральной налоговой службы и ее структурных подразделений на соответствующих территориях;
- работу внутренних подразделений и отдельных должностных лиц ее структурных подразделений;
- постановку методического и практического руководства деятельностью структурных подразделений;
- роль и значение налоговых органов в процессе управления финансами соответствующих территорий;
- деятельность основных структурных подразделений;
- формы и методы организации работы по управлению финансами в разрезе отдельных направлений и структурных подразделений;
- взаимосвязь и взаимообусловленность функционирования внутренних подразделений налоговых органов;
- работу по совершенствованию организации деятельности налогового органа и его структурных подразделений.
При прохождении практики в министерстве финансов (РФ или субъекта РФ) и его структурных подразделений рекомендуется акцентировать внимание на работе конкретного структурного подразделения с изучением особенностей его функционирования, целей, форм и методов организации работы, роли в системе управления финансами.
При прохождении практики в органах Федерального казначейства и его структурных подразделений студент должен изучить:
- состав и структуру Управлений Федерального казначейства соответствующего территориального образования;
- функции внутренних подразделений и отдельных должностных лиц Казначейства РФ и его структурных подразделений;
- постановку методического и практического руководства деятельностью нижестоящих структурных подразделений;
- роль и значение Казначейства РФ и его структурных подразделений в бюджетном процессе;
- формы и методы организации работы по исполнению соответствующего бюджета;
- работу по организации контроля прохождения бюджетных средств;
- работу по организации и проведению проверок надлежащего и целевого использования бюджетных средств.
Кроме того, студенту следует изучить организацию и формы проведения финансовых проверок нижестоящих структурных подразделений, главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей, в том числе ознакомится с актами проверок, решениями по ним и материалами реализации результатов. Целесообразно также ознакомиться:
- с работой Казначейства РФ по обеспечению казначейской системы исполнения бюджетов;
- с материалами по обобщению опыта исполнительной и контрольной деятельности;
- с предложениями Казначейства РФ и его территориальных подразделений по совершенствованию процесса исполнения соответствующего бюджета, улучшению деятельности участников бюджетного процесса и непосредственного самого Казначейства РФ и его структурных подразделений. Следует уделить внимание применяемым технологиям исполнения бюджета, в том числе с использованием разработанных электронно-вычислительных программ.
При прохождении практики в федеральных и территориальных органах финансового контроля студент должен изучить:
- состав и структуру соответствующего органа финансового контроля;
- функции внутренних подразделений и отдельных должностных лиц органов финансового контроля;
- формы и методы осуществления финансового контроля;
- практическую и методическую базу организации и проведения финансовых проверок;
- порядок составления отчетов о результатах проведенных проверок;
- систему организации взыскания за нарушение финансового законодательства;
- взаимодействие с другими финансовыми органами соответствующего уровня.
При прохождении практики в финансовых подразделениях государственных и муниципальных организаций (предприятий и учреждений) студент должен изучить:
- состав и структуру финансового подразделения соответствующей организации;
- функции внутренних подразделений и отдельных должностных лиц;
- особенности функционирования соответствующей организации;
- формы и методы осуществления финансовой работы;
- организацию работы с Управлениями Казначейства РФ;
- организацию работу с другими федеральными и территориальными финансовыми подразделениями;
- организацию внутреннего контроля прохождения и использования бюджетных средств;
- особенности организации учета доходов полученных через бюджеты соответствующих уровней и от осуществления коммерческой деятельности.
При прохождении практики в предприятиях различных организационно-правовых форм объектом изучения для студента являются:
- цели, задачи, организационные основы, принципы построения, виды деятельности предприятия;
- структура финансового менеджмента (как органа управления, как системы управления финансами). Роль финансового менеджмента в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента;
- вопросы взаимодействия предприятия с финансовыми посредниками, работа на финансовых рынках. Изучение финансовых инструментов, используемых в деятельности предприятия (первичных и производных). Риск и доходность финансовых активов предприятия;
- налоговая среда функционирования предприятия;
- информационное обеспечение финансового менеджмента. Характеристика основных форм отчетности, используемых в финансовом менеджменте. Пользователи информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- вопросы управления издержками производства: значение планирования затрат для предприятия, классификация затрат предприятия;
- вопросы управления оборотным капиталом: особенности формирования оборотных средств и кредиторской задолженности на данном предприятии; значение управления оборотными средствами; влияние прибыльности и риска на структуру оборотных средств и краткосрочной задолженности; определение очередности сроков финансирования; зависимость очередности сроков финансирования от подхода к финансированию; определение суммы оборотных средств (с позиции выбора между риском и прибыльностью при скидках); решения о соотношении кредиторской задолженности и оборотных средств; влияние неопределенности, степени обеспеченности ссуды, риска и прибыльности на выбор ссуды;
- вопросы управления производственными запасами: управление запасами и контроль; определение размера резервного запаса;
- вопросы управления дебиторской задолженностью;
- вопросы управления денежными средствами и их эквивалентами;
- вопросы управление инвестициями: виды инвестиций, подходы к управлению инвестициями, используемые на предприятии; методы и процедуры оценки эффективности и риска инвестиционных проектов; формирование бюджета капиталовложений; инвестиционная политика (основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики предприятия);
- вопросы управления источниками долгосрочного финансирования: источники долгосрочного финансирования (собственный капитал, заемный капитал, долгосрочные долговые ценные бумаги, налоговый кредит); управление источниками долгосрочного финансирования; основные способы увеличения капитала;
- вопросы производственного и финансового левериджа, их взаимосвязь с категорией риска: оценка производственного левериджа; оценка финансового левериджа; эффект финансового рычага;
- вопросы формирования дивидендной политики: факторы, определяющие дивидендную политику (ограничения правового характера, ограничения контрактного характера, ограничения в связи с недостаточной ликвидностью, ограничения в связи с расширением производства, ограничения с интересами акционеров, ограничения рекламно-информационного характера); порядок выплаты дивидендов (дата объявления дивидендов, экс-дивидендная политика, дата переписи, дата выплаты); виды дивидендных выплат и их источники;
- вопросы финансового планирования и прогнозирования на предприятии: изучение процесса, системы планов на предприятии; процедуры, особенности стратегического, долгосрочного и краткосрочного финансовое планирования на предприятии; последовательность разработки финансовых планов; финансовое планирование в системе бюджетирования текущей; основные финансовые показатели в системе бизнес-планирования;
- финансовый менеджмент в условиях инфляции (методики оценки инфляции, проблемы принятия финансовых решений в условиях инфляции). Основные подходы к принятию финансовых решений в условиях инфляции (оценка вложений в основные средства, оценка вложений в производственные запасы, особенности управления дебиторской задолженностью);
- для студентов, проходящих практику на реструктуризируемых предприятиях (например: предприятия энергетики, ЖКХ), предстоит исследовать финансовые эффекты реструктуризации.
Если базой преддипломной практики являетсякоммерческий банк, то студенту следует изучить особенности финансового менеджмента в кредитной организации. В процессе производственной практики студент должен ознакомиться:
- с ролью финансового менеджмента в комплексной системе управления банком;
- с финансовой системой банка, управлением её в целом и в поэлементном разрезе;
- с особенностями формирования стратегии финансового менеджмента и её реализации в условиях современного этапа перехода к рыночной экономике.
При прохождении преддипломной практики в банке студент должен изучить:
- основные направления финансовой стратегии банка;
- блок обеспечения;
- блок операционных подсистем.
В рамках финансовой стратегии банка должны быть определенны перспективные приоритеты банка в части обеспечения глобальных целей его функционирования на рынке (относительный баланс ликвидности, надёжности и рентабельности). Для этого необходимо изучить:
- общий подход к управлению движением финансовых потоков банка;
- процентную политику банка;
- эмиссионную политику банка;
- кредитную политику банка;
- дивидендную политику банка;
- фондовую политику банка.
Формируя условия для эффективного управления, блок обеспечения включает в себя несколько направлений, которые следует изучить:
- нормативное обеспечение, включающее в себя комплекс внешних и внутренних регламентов, используемых в процессе управления финансовым направлением деятельности банка;
- технологическое обеспечение как совокупность формализованных технологий проведения конкретных финансовых операций;
- инструментальное обеспечение как совокупность прикладных методов управления, используемых в рамках системы;
- информационное обеспечение, включающее базу данных, накапливаемую банками за все время его функционирования на рынке и используемую в процессе формирования управленческих решений и финансового анализа;
- трудовое обеспечение как полностью укомплектованный штат финансовых менеджеров всех должностных уровней, участвующих в процессе эксплуатации системы.
Для оценки блока операционных подсистем следует изучить:
- подсистему управления пассивами - весь комплекс задач, связанных с формированием и последующим увеличением собственного капитала банка, а также размеров его пассивов, привлекаемых на рынке расчетно-кассовых, депозитных услуг и межбанковских кредитов;
- подсистему управления затратами, включающую задачи по оптимизации всей совокупности затрат банка, не связанных с непосредственным привлечением финансовых ресурсов;
- подсистему управления прибылью, включающую задачи по обеспечению рационального баланса финансовых интересов самого банка и его акционеров (или пайщиков);
- подсистему управления рисками, включающую задачи по предотвращению финансовых рисков и использованию наиболее выгодных (безубыточных) форм компенсации возможных потерь по наступившим рискам.
Структура отчета по преддипломной практике:
Структура отчета должна соответствовать содержанию практики и индивидуальному заданию руководителя выпускной квалификационной работы. Рекомендуется включать туда следующие разделы:
- общая характеристика базы практики (вид деятельности, отраслевая принадлежность, специализация, формы кооперации, масштабы деятельности, формы собственности и др.);
- организационная структура управления организации;
- характеристика финансового механизма организации его оценка;
- анализ показателей финансовой деятельности предприятия за три предшествующих года (структура капитала, показатели ликвидности, оценка доходности, прибыльность, структура активов по основным видам деятельности, структура пассивов и др.);
- характеристика основных операций учреждения (коммерческие операции, кредитные операции, валютные сделки, операции с ценными бумагами и др.);
- характеристика методов планирования и управления, применяемых в организации, и их оценке;
- результаты изучения выбранных студентами разделов для самостоятельной работы;
- выводы и предложения по совершенствованию работы организации.