Основное назначение, цель и задачи выпускной квалификационной работы
Выполнение и защита ВКР является формой государственной итоговой аттестации выпускников. Государственная итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям и ФГОС ВО. Подготовка и защита ВКР является заключительным испытанием выпускников, завершающих обучение по основной образовательной программе.
При успешной защите ВКР государственная аттестационная комиссия (далее – ГАК) выносит решение о присвоении квалификации по направлению подготовки и выдаче диплома государственного образца о высшем образовании.
ВКР выполняются в форме, соответствующей определенному уровню высшего образования для степени «бакалавр» – в форме бакалаврской работы.
Написание выпускной квалификационной работы – творческий процесс, поэтому, чем лучше студент знает свою будущую профессию, тем выше будет ее уровень и качество. Особые требования к финансистам, страховщикам и банкирам предъявляет рыночная экономика, определяющая большую гибкость в выборе методов и способов работы в условиях конкурентной борьбы на рынке, что в свою очередь обязывает экономистов быть творческими специалистами, способными принимать верные решения в нестандартных ситуациях.
Выпускная квалификационная работа – самостоятельная работа на определенную тему, выполненная студентом под руководством преподавателя или специалиста. Ее результаты свидетельствуют о высокой специальной теоретической подготовке студента, его практических навыках. Студент является единоличным автором ВКР и несет полную ответственность за ее подготовку.
Основными задачами выполняемой работы являются:
обоснование актуальности и значимости темы работы в теории или практике;
теоретическое исследование с позиций современной экономической науки состояния заданной проблемы или задачи, раскрытие сущности экономических категорий, явлений;
анализ экономического и финансового состояния объекта исследования (отрасли, корпорации, предприятия) за определенный период, выявление динамики изменения экономических и финансовых показателей объекта исследования, их тенденции на перспективу и проблем, требующих своего решения или совершенствования;
владение современной методикой решения практических задач или вопросов, поставленных в выпускной квалификационной работе;
обоснование практической направленности рекомендаций и предложений, разработанных выпускниками в заключительной главе работы;
обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов;
выявление самостоятельного умения работать с научной экономической литературой, правильно цитировать и делать ссылки на источники;
умение грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои мысли, исследования и результаты, обобщать расчеты, строить графики и диаграммы по экономическим показателям.
Решение перечисленных выше учебно-методических задач обуславливает выполнение соответствующих требований к выпускной квалификационной работе:
1. Практическая значимость (ценность) работы. Данное требование сводится к тому, что выпускная квалификационная работа должна выполняться на основе конкретного практического материала, собранного студентом во время практики или по месту работы (для студентов заочного отделения). Главным является не просто анализ, а обобщение и использование материалов предприятия, учреждения, организации для решения проблем, стоящих перед ним. Именно этим условиям должно отвечать содержание ВКР. Такой подход к выполнению работы дает возможность студенту не только показать свою подготовленность и навыки, но и достаточно грамотно подойти к процессу в целом.
2. Применение современной передовой методологии. Выполнением выпускной квалификационной работы завершается обучение студента в университете. В процессе ее подготовки студенты углубляют свои знания в области теории и практики специальных курсов. Поэтому, при выполнении работы необходимо опираться на официальные статистические данные, публикации отечественной и зарубежной специальной экономической литературы.
Изучив передовой отечественный и зарубежный опыт по теме исследования по литературным источникам, методическим материалам и практическим данным, представив его результаты в виде краткого аналитического обзора, выпускник должен сделать заключение – свой собственный вывод о соответствии данного объекта исследования современным требованиям. Предложения и рекомендации, выдвигаемые в работе, следует также обосновать, аргументировать.
3. Комплексный системный подход. В работе должен быть дан глубокий экономический анализ исследуемых вопросов с позиций системного подхода к эффективному развитию кредита и финансов государства, хозяйствующих субъектов, показаны направления развития. Системный комплексный подход обеспечивает решение экономических проблем в том случае, если выпускник будет руководствоваться правилом: цели и задачи системы более высокого уровня являются главными, определяющими для систем низшего уровня, цели и задачи последних не должны противоречить целям систем верхнего уровня, а должны сочетаться, согласовываться с ними. Это же требование предъявляется и к показателям систем разного уровня. Практическим доказательством применения комплексного системного подхода в выпускной квалификационной работе будет оценка экономической и социальной эффективности разработанных автором рекомендаций и предложений.
4. Наличие элементов творчества. В работе выпускник должен показать наряду с глубокими теоретическими знаниями по специальности и практическими навыками по решению экономических задач умение творчески мыслить и способность к научно-исследовательской работе, к самостоятельному творческому решению практических вопросов экономики с учетом новейших законодательных и нормативных актов, инструкций, положений и методик по исследуемой проблеме. Если студент в течение своего обучения участвовал в научно-исследовательской работе, то результаты научных исследований, относящихся к теме работы, должны быть отражены в ней.