Экономические структурные проблемы
Регионы, создававшиеся и развивавшиеся в нерыночной логике, при помещении их в рыночную средуперестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов - административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.). По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3,0 % ВВП в год.
1.1.1. Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). Зачастую, инженерные и социальные инфраструктуры были развернуты там, где они сейчас не нужны (в частности, 11—12% установленной мощности электрогенерирующих объектов в России не эксплуатируется уже длительное время), а там, где в этих инфраструктурах существует большая потребность, их явно недостаточно (энерогодефицит и перегруженность сетей уже ощущается и в Москве, и Санкт-Петербурге). Нередко данные инфраструктуры предельно устарели, а их эксплуатация чрезвычайно ресурсоемка. Например, эксперты отмечают, что 75% существующего жилого фонда России составляют самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. На теплоснабжение данного фонда затрачивается не менее 45% энергоресурсов (около 430 млн. тонн условного топлива в год), что в 2,3 раза больше, чем расход топлива на производство электроэнергии. Постоянное наращивание расточительного теплопотребления и большие потери тепла в сетях привели к устойчивому дефициту тепловых мощностей и снижению надежности теплоснабжающих систем. Дефицит тепловой мощности почти в 190 городах России составляет 20% от потребности и, вполне понятно, что в холодные зимы этот дефицит увеличивается в разы. Потери тепла только при транспортировке теплоносителя из-за значительной протяженности и неудовлетворительного состояния магистралей достигают в зимний период 25-30%.
1.1.2. Унаследованная от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.
1.1.3. Складывающаяся в Российской Федерации новая иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных территорий (например, конкуренция портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-Западе России). С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. В конце 1990-х годов, разрыв по объемам валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между разными субъектами Российской Федерации составлял 18,9 раз и превышал различия в уровне развития стран так называемого «золотого миллиарда» и беднейших государств мира. Ситуация региональной дифференциации в России в начале 2000-х годов только усугубилась. В 1998 году душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000-ом – уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 году десять-двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты.
Таблица 1.1.1. Доля отдельных субъектов Российской Федерации
в суммарном ВРП России, %.
Доля в 2002 г., % | Доля в 1994 г., % | ||
1. г. Москва | 21,1 | 1.г. Москва | 10,2 |
2. Тюменская область | 10,1 | 2. Тюменская область | 6,3 |
3. Московская область | 3,9 | 3. Свердловская область | 3,8 |
4. г. Санкт-Петербург | 3,9 | 4. Московская область | 3,6 |
5. Республика Татарстан | 2,8 | 5. г. Санкт-Петербург | 3,2 |
6. Свердловская область | 2,6 | 6. Самарская область | 3,2 |
7. Самарская область | 2,5 | 7. Красноярский край | 3,0 |
8. Красноярский край | 2,5 | 8. Нижегородская область | 2,8 |
9. Краснодарский край | 2,5 | 9. Башкортостан | 2,7 |
10. Республика Башкортостан | 2,3 | 10. Челябинская область | 2,7 |
Всего 10 субъектов | 54,2 | Всего 10 субъектов | 41,5 |
Таблица 1.1.2. Изменение производства ВРП в 1998-2003 гг. (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) |
1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. | 2002г. | 2003г. | |
Российская Федерация из суммы регионов | 93.6 | 105.6 | 110.7 | 106.0 | 105.6 | 107.6 |
Центральный ФО | 94.7 | 106.3 | 114.9 | 103.7 | 107.8 | 108.8 |
Белгородская область | 96.5 | 111.2 | 113.3 | 102.5 | 104.0 | 107.4 |
Брянская область | 100.7 | 95.9 | 115.4 | 104.5 | 105.4 | 107.8 |
Владимирская область | 94.7 | 107.1 | 112.1 | 102.4 | 103.5 | 105.8 |
Воронежская область | 92.3 | 107.2 | 108.5 | 100.7 | 101.4 | 110.3 |
Ивановская область | 86.1 | 105.0 | 112.5 | 101.1 | 102.3 | 106.0 |
Калужская область | 95.1 | 101.5 | 107.7 | 108.0 | 102.5 | 107.6 |
Костромская область | 94.9 | 105.5 | 106.6 | 101.6 | 102.0 | 104.6 |
Курская область | 101.9 | 101.0 | 111.2 | 98.2 | 107.7 | 110.5 |
Липецкая область | 95.7 | 103.2 | 108.3 | 103.4 | 110.5 | 107.8 |
Московская область | 97.6 | 105.2 | 106.7 | 107.1 | 105.0 | 112.4 |
Орловская область | 107.1 | 101.2 | 117.0 | 106.7 | 104.3 | 105.3 |
Рязанская область | 96.5 | 102.2 | 113.1 | 104.2 | 100.2 | 107.2 |
Смоленская область | 91.7 | 125.5 | 103.7 | 106.5 | 101.0 | 104.6 |
Тамбовская область | 99.1 | 109.1 | 112.0 | 109.5 | 103.1 | 108.1 |
Тверская область | 102.0 | 104.9 | 106.6 | 102.8 | 101.8 | 109.4 |
Тульская область | 96.7 | 99.7 | 110.5 | 103.5 | 102.1 | 104.4 |
Ярославская область | 90.2 | 111.7 | 108.0 | 109.9 | 103.4 | 104.2 |
г.Москва | 93.2 | 106.9 | 118.9 | 103.1 | 110.1 | 108.9 |
Северо-Западный ФО | 95.6 | 107.4 | 109.9 | 104.9 | 108.9 | 107.1 |
Республика Карелия | 92.8 | 110.9 | 108.3 | 102.8 | 107.5 | 101.6 |
Республика Коми | 99.3 | 96.3 | 110.0 | 108.0 | 96.7 | 103.7 |
Архангельская область | 96.2 | 111.4 | 116.4 | 105.8 | 101.6 | 108.3 |
в т.ч. Ненецкий АО | … | … | … | 108.6 | 118.2 | 127.4 |
Вологодская область | 95.7 | 114.0 | 107.5 | 101.9 | 102.5 | 104.6 |
Калининградская область | 90.5 | 106.8 | 115.2 | 103.4 | 109.5 | 109.4 |
Ленинградская область | 93.7 | 113.7 | 112.8 | 108.5 | 116.3 | 114.6 |
Мурманская область | 96.1 | 106.1 | 104.2 | 101.6 | 98.0 | 101.1 |
Новгородская область | 105.7 | 106.5 | 102.9 | 112.2 | 98.2 | 103.5 |
Псковская область | 92.6 | 117.6 | 105.9 | 100.2 | 105.1 | 103.0 |
г.Санкт-Петербург | 94.7 | 106.2 | 110.5 | 104.5 | 117.7 | 108.4 |
Южный ФО | 94.4 | 108.7 | 111.6 | 107.9 | 106.0 | 104.5 |
Республика Адыгея | 96.5 | 105.4 | 105.9 | 100.8 | 101.0 | 104.0 |
Республика Дагестан | 91.9 | 101.8 | 115.0 | 119.0 | 111.1 | 113.9 |
Республика Ингушетия | 78.4 | 94.1 | 126.1 | 123.4 | 77.1 | 105.4 |
Кабардино-Балкарская Республика | 100.5 | 109.0 | 118.4 | 114.7 | 105.5 | 104.5 |
Республика Калмыкия | 90.4 | 94.0 | 180.2 | 97.6 | 94.2 | 75.9 |
Карачаево-Черкесская Республика | 100.0 | 97.2 | 112.4 | 113.1 | 107.5 | 101.8 |
Республика Северная Осетия (Алания) | 102.1 | 112.0 | 113.2 | 109.9 | 112.0 | 103.2 |
Чеченская Республика | … | … | … | … | … | … |
Краснодарский край | 94.7 | 116.6 | 110.6 | 98.2 | 108.5 | 102.0 |
Ставропольский край | 94.6 | 104.1 | 106.5 | 110.1 | 106.5 | 105.4 |
Астраханская область | 101.2 | 111.7 | 114.5 | 108.4 | 104.6 | 102.1 |
Волгоградская область | 87.9 | 101.2 | 111.8 | 109.9 | 104.1 | 106.8 |
Ростовская область | 96.7 | 109.5 | 111.2 | 116.1 | 104.2 | 106.3 |
Приволжский ФО | 92.0 | 105.1 | 108.4 | 106.9 | 102.5 | 106.9 |
Республика Башкортостан | 91.4 | 104.4 | 105.6 | 108.1 | 102.7 | 108.9 |
Республика Марий Эл | 95.6 | 100.2 | 97.2 | 104.1 | 99.0 | 109.2 |
Республика Мордовия | 95.6 | 101.7 | 109.8 | 107.0 | 108.6 | 112.9 |
Республика Татарстан | 91.8 | 107.6 | 107.0 | 110.9 | 103.5 | 107.3 |
Удмуртская Республика | 93.5 | 101.4 | 113.3 | 105.6 | 99.1 | 107.2 |
Чувашская Республика | 90.9 | 100.7 | 106.3 | 106.3 | 102.7 | 106.5 |
Кировская область | 94.2 | 104.7 | 107.2 | 99.0 | 99.5 | 102.4 |
Нижегородская область | 95.5 | 103.4 | 109.8 | 109.1 | 105.1 | 105.3 |
Оренбургская область | 86.3 | 109.0 | 109.7 | 101.0 | 105.0 | 112.8 |
Пензенская область | 88.1 | 112.1 | 106.1 | 105.2 | 101.8 | 104.8 |
Пермская область | 93.5 | 107.4 | 113.1 | 108.1 | 95.2 | 105.0 |
в т.ч. Коми-Пермяцкий АО | … | … | … | 102.6 | 97.0 | 99.4 |
Самарская область | 92.5 | 102.5 | 106.4 | 106.8 | 103.7 | 104.9 |
Саратовская область | 87.9 | 106.1 | 113.2 | 103.2 | 105.3 | 109.6 |
Ульяновская область | 91.3 | 106.0 | 104.4 | 99.8 | 107.7 | 102.8 |
Уральский ФО | 93.8 | 102.8 | 110.2 | 108.8 | 104.2 | 108.5 |
Курганская область | 90.3 | 103.0 | 107.0 | 101.0 | 101.8 | 107.7 |
Свердловская область | 92.0 | 101.8 | 112.2 | 108.7 | 104.2 | 109.0 |
Тюменская область | 97.3 | 101.9 | 109.5 | 110.4 | 104.9 | 108.4 |
в т.ч. Ханты-Мансийский АО | … | … | … | 109.3 | 102.4 | 109.3 |
Ямало-Ненецкий АО | … | … | … | 111.4 | 109.9 | 108.8 |
Челябинская область | 83.1 | 108.3 | 110.8 | 103.1 | 100.8 | 108.6 |
Сибирский ФО | 92.1 | 104.4 | 107.5 | 107.0 | 104.2 | 107.5 |
Республика Алтай | 90.4 | 104.5 | 109.4 | 119.6 | 96.2 | 114.0 |
Республика Бурятия | 94.1 | 108.0 | 104.8 | 106.4 | 106.4 | 106.7 |
Республика Тыва | 95.8 | 106.6 | 103.1 | 114.0 | 103.6 | 105.8 |
Республика Хакассия | 91.3 | 99.2 | 107.8 | 103.7 | 96.8 | 103.4 |
Алтайский край | 96.6 | 103.0 | 111.7 | 107.1 | 103.8 | 107.7 |
Красноярский край | 93.6 | 105.1 | 105.1 | 106.3 | 104.0 | 105.6 |
в т.ч.Таймырский АО | … | … | … | 90.1 | 85.7 | 99.1 |
Эвенкийский АО | … | … | … | 108.8 | 159.5 | 89.3 |
Иркутская область | 90.6 | 101.0 | 105.3 | 102.8 | 101.3 | 105.3 |
в т.ч.Усть-Ордынский АО | … | … | … | 105.8 | 102.9 | 97.2 |
Кемеровская область | 91.9 | 108.3 | 106.9 | 104.6 | 103.7 | 107.0 |
Новосибирская область | 94.8 | 104.7 | 113.7 | 111.5 | 105.3 | 109.7 |
Омская область | 87.3 | 100.8 | 107.9 | 112.6 | 108.0 | 110.6 |
Томская область | 92.3 | 104.1 | 110.0 | 110.8 | 109.2 | 112.0 |
Читинская область | 86.8 | 109.8 | 109.3 | 107.5 | 101.6 | 107.4 |
в т.ч. Агинский-Бурятский АО | … | … | … | 100.8 | 112.4 | 107.6 |
Дальневосточный ФО | 92.5 | 106.2 | 103.0 | 105.9 | 103.8 | 106.0 |
Республика Саха (Якутия) | 94.1 | 106.6 | 107.8 | 101.8 | 101.0 | 104.3 |
Приморский край | 93.9 | 106.5 | 98.3 | 99.9 | 104.6 | 105.8 |
Хабаровский край | 93.7 | 109.2 | 111.6 | 108.2 | 106.4 | 104.1 |
Амурская область | 89.4 | 103.9 | 106.3 | 117.6 | 96.6 | 104.1 |
Камчатская область | 92.0 | 93.0 | 106.3 | 95.9 | 96.4 | 105.8 |
в т.ч. Корякский АО | … | … | … | 109.5 | 81.1 | 102.6 |
Магаданская область | 81.1 | 97.0 | 101.8 | 102.5 | 105.2 | 94.7 |
Сахалинская область | 95.9 | 119.1 | 84.8 | 116.6 | 106.2 | 116.5 |
Еврейская АО | 86.9 | 105.1 | 102.8 | 108.5 | 109.3 | 107.5 |
Чукотский АО | 77.1 | 92.4 | 105.1 | 129.4 | 141.8 | 125.6 |
1.1.4. Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации. Даже несырьевая и старонаселенная Тверская область, имеющая полиотраслевую структуру хозяйства, на деле зависит от счетного количества предприятий (четыре предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности производят более 60% продукции отрасли; в машиностроении три предприятия суммарно дают более 44%; в энергетике два предприятия обеспечивают почти 90% производства). Монофункциональные регионы наиболее уязвимы при изменении экономических условий. Монофункциональных городов больше всего в старопромышленных региона Центра, Урала и в регионах нового освоения. В 13 регионах Российской Федерации доля таких городов превышает 60%. Хотя более 74% монофункциональных городов - малые и средние, с населением менее 50 тыс. человек, концентрация населения в них достаточно высока. Только в Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 млн. человек (42% городского населения), в моногородах республик Хакасия и Коми, Тюменской, Вологодской, Архангельской областей - более половины всего городского населения. На долю монофункциональных городов приходится более 40% городского населения Сибири. Поэтому инвестиции в России пока идут преимущественно в сырье, в крупные корпорации, в большие рынки, но не в конкурентоспособные в мировом масштабе территориально-производственные кластеры.
Таблица 1.1.3. Регионы с наибольшей долей монофункциональных городов
Количество городов, всего | В том числе монофункциональных | Доля монофункциональных городов, % | |
Чукотский АО | |||
Республика Хакасия | |||
Республика Карелия | |||
Ивановская область | |||
Свердловская область | |||
Кемеровская область | |||
Нижегородская область |