Расчет безубыточного объема продаж транспортного предприятия
4.4.1 Безубыточным (критическим) называют такой объем продаж, при котором предприятие уже покроет свои убытки, но еще не получит прибыли; либо такое количество единиц продукции, после продажи которого каждая следующая проданная единица будет приносить прибыль.
Величина безубыточного объема продаж не только позволяет предприятию в первом приближении оценить размер годовой производственной (сбытовой) программы, но и является важной контрольной меткой в хозяйственной деятельности.
Безубыточный объем продаж можно определить аналитическим и графическим методами.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Величина безубыточного объема продаж в натуральном выражении может быть рассчитана:
а) для однороднойпродукции по формуле 19:
, шт. (19)
б) для неоднородной продукции (нескольких видов продукции) по формуле 20:
, шт. (20)
Зона безопасности - разность между количеством фактически реализованной продукции и безубыточным объемом продаж (чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия); рассчитывается по формуле 21:
ЗБ = В – В кр (21)
ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Для построения кривой безубыточности необходимо отложить на графике совокупные затраты на годовой объем продаж (сумма постоянных и переменных затрат) и годовую выручку.
На пересечении данных кривых находится точка безубыточности, позволяющая определить безубыточный объем продаж однородной продукции в натуральном (по оси абсцисс) и стоимостном (по оси ординат) выражении.
Вкр и Вфакт - безубыточный и фактический объемы перевозок
Рисунок 1 – Построение кривой безубыточности
4.4.2 По заданию транспортное предприятие выполняет как грузовые, так и пассажирские перевозки, следовательно, продукция неоднородная.
Для определения безубыточного объема продаж необходимо определить величину годовых постоянных затрат транспортного предприятия, удельные переменные затраты на единицу каждого вида транспортных услуг, отпускную цену (или тариф) каждого вида услуг, а также долю видов услуг в общем объеме перевозок.
В таблице 5 задания на расчетно-графическую работу приведен перечень затрат транспортного предприятия. Студентам необходимо распределить указанные статьи затрат на постоянные и переменные, а затем переменные затраты отнести на один из двух видов перевозок – грузовые или пассажирские.
Под постоянными (условно постоянными) затратами понимают такие затраты предприятия, которые не изменяются при изменении объема производства.
Под переменными затратами понимают затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства.
Следует учитывать, что существуют косвенные затраты, которые связаны с несколькими видами услуг, например, услуги вспомогательных производств по обслуживанию ремонтного оборудования. Если с помощью ремонтного оборудования обслуживают как грузовые, так и пассажирские транспортные средства, то определить долю затрат конкретного вида услуг сложно. В этом случае распределение общей суммы косвенных затрат на виды перевозок можно производить пропорционально объему перевозок.
Например, если объем пассажирских перевозок транспортного предприятия составляет 10 млн. пасс., а грузовых – 10 млн. ткм, то косвенные затраты следует распределять в пропорции 50/50%. Аналогично можно производить распределение косвенных затрат пропорционально заработной плате основных рабочих (водителей).
Распределение затрат студенты производят в таблице 12.
Таблица 12 – Распределение затрат
Показатели | Значение |
Постоянные затраты на годовой объем грузовых и пассажирских перевозок, Зпост , тыс. руб. | расчет |
Переменные затраты на годовой объем грузовых и пассажирских перевозок, Зпер , в том числе: | расчет |
на пассажирские перевозки, Зпаспер, тыс. руб. | расчет |
на грузовые перевозки, Згрпер , тыс. руб. | расчет |
Удельные переменные затраты на единицу перевозок определяются по формуле 22:
bп = Зпаспер / Апасс , руб. / 1 пасс.
bгр = Згрпер / Агруз, руб./ ткм
После того, как все необходимые величины определены, студенты производят расчет безубыточного объема продаж и зоны безопасности по формулам 19-21, а также строят график безубыточности (см. рисунок 1).
Если по заданию предприятие выполняет как грузовые, так и пассажирские перевозки, студенты строят кривую безубыточности для условной продукции по совокупным (постоянным и переменным) затратам.
Таблица 13 – Построение кривой безубыточности
Показатели | Объем перевозок, тыс. усл. ед. | |
z* | ||
1.Постоянные затраты, тыс. руб. | из табл.12 | из табл.12 |
2.Переменные затраты, тыс. руб. | из табл.12 | из табл.12 |
3.Совокупные затраты (п.1+п.2) | расчет | расчет |
4.Выручка, тыс. руб. | расчет | из табл.3 |
*В качестве z выступает суммарный годовой объем пассажирских и грузовых перевозок транспортного предприятия (см. таблицу 6).
В завершение подраздела студенты представляют вывод о рассчитанных значениях безубыточных объемов перевозок, сопоставляют их с фактическими значениями, при необходимости предлагают меры оптимизации.
5 Применение ЭВМ для выполнения расчетов и оформления расчетно-графической работы