Оцениваемые компетенции: ОПК-1, ПК-5, ПК-33, ПК-36, ПК-37.
Контрольные вопросы для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену.
1. Основные понятия и терминология инвестиционного менеджмента.
2. Классификация инвестиции.
3. Инвестиционный цикл, каковы его фазы.
4. Сформировать назначение и объём прединвестиционных исследований. Пояснить суть внутренней и внешней сред деятельности предприятия.
5. Инвестиционный портфель предприятия.
6. Формы и методы инвестирования проектов.
7. Раскрыть понятие субъектов инвестирования, особенности их деятельности.
8. Роль государства в инвестиционном процессе.
9. Эффективность инвестиционного проекта.
10. Основные показатели технико-экономической эффективности. Критерии эффективности.
11. Понятие «бизнес-планирование» как инструмент достижения желаемой цели в деятельности предприятия.
12. Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта. Описание цели и содержания каждого раздела бизнес-плана инвестиционного проекта.
13. Инвестиционный план, его содержание и методика анализа.
14. Определение объёма и статей финансирования инвестиционного проекта.
15. Чувствительность проекта.
16. Риск и гарантии при выполнении проекта.
17. Интегральные показатели инвестиционного проекта.
18. Методика оптимизации показателей эффективности инвестиционного проекта.
19. Этапы разработки бизнес-плана.
20. Перечень документов, характеризующих деятельность предприятия.
21. Юридические документы, подтверждающие статус предприятия, право на осуществление деятельности, характеристики товара.
22. Контракты, обеспечивающие выполнение проекта.
23. Информационная поддержка инвестиционного проекта. Современные системы информационной поддержки инвестиционного проекта.
24. Методы уклонения от рисков.
25. Интегральные оценки влияния рисков на эффективность проекта.
26. Компенсация убытков от возможных рисков.
27. Анализ рисков.
Литература для подготовки.
1. Хазанович Э.С. Инвестиции: Учебное пособие / Хазанович Энгель Самуилович; Рец. Н.И.Лахметкина и др. - М.: КноРус, 2013. - 318с.
2. Николаева И.П. Инвестиции: Учебник / Николаева Ирина Павловна; Рец. Т.Д.Викулина, Е.Н.Лобачева; Ред. В.Н.Рогожкин; Отв.за вып. М.Д.Писарева. - М.: Дашков и К, 2012. - 256с.
3. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник / Нешитой Анатолий Семенович; Рец. В.А.Горемыкин; Ред. В.Н.Рогожкин. - 8-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 372с.
4. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учебное пособие / Орлова Елена Роальдовна; Рец. М.В.Грачева и др.; Ред. М.Ф.Белякова. - 7-е изд.,испр.и доп. - М.: Омега-Л, 2012. - 240с.
5. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / Зубченко Л.А.; Редкол. А.Т.Кабанов и др.; Науч.ред. Е.А.Пехтерева; Министерство образования РФ; Институт современной экономики. - 3-е изд.,испр.и доп. - М.: Книгодел, 2012. - 184с.
6. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / Ивасенко Анатолий Григорьевич, Никонова Яна Игоревна; Рец. С.М.Романов и др. - 2-е изд.,стер. - М.: КноРус, 2011. - 272с.
7. Орлова Е.Р. Иностранные инвестиции в России: Учебное пособие / Орлова Елена Роальдовна, Зарянкина Оксана Михайловна; Рец. М.В.Грачева. - 2-е изд.,испр.и доп. - М.: Омега-Л, 2009. - 203с.
Ресурсы Интернет.
1. www.beafnd.org — официальный сайт Бюро экономического анализа.
2. www.worldbank.org — официальный сайт Всемирного банка.
3. www.unctad.org — официальный сайт Конференции по торговле и развитию.
4. www.euromoney.com — официальный сайт международного рейтингового агентства Euromoney.
5. www.standardandpoors.ru — официальный сайт международного рейтингового агентства «Standard & Poor's» в России.
6. www.raexpert.ru — официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт».
7. www.iet.ru — официальный сайт Института экономики переходного периода.
8. www.mcds.ru — Межрегиональный центр делового сотрудничества.
9. www.fsgs.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России.
10. www.ivr.ru — сайт «Инвестиционные возможности России».
Раздел IV. Типовые задачи по курсу "Эконометрика" и "Финансовые и коммерческие расчеты"
Задача 1. Взят займ 12 млн. руб. на срок 5 лет под x% годовых, рыночная ставка — y%. Найти сумму срочной уплаты и постоянный взнос в погасительный фонд, если а)льгот нет, б)льготный период составляет 2 года. Значения ставок выберите самостоятельно из предлагаемых: 10%, 15%.
Задача 2. В условиях задачи 20.1 найти сумму срочной уплаты, если погашение происходит с образованием погасительного фонда, проценты присоединяются к основному долгу.
Задача 3. Сравнить размер срочных уплат в двух схемах с образованием погасительного фонда: 1)проценты присоединяются к основному долгу, 2) с периодическими взносами процентов и постоянными выплатами в погасительный фонд. Результат проанализируйте.
Задача 4. Составить график погашения задолженности (т.е. представить решение в виде таблицы) в размере 2 млн. руб. за 6 лет при ставке 10% а) по схеме «Погашение основной части долга равными частями», б) равными срочными уплатами.
Задача 5. Составить график погашения задолженности (т.е. представить решение в виде таблицы) в размере 2 млн. руб. за 5 лет при ставке 10% а) по схеме «Погашение основной части долга равными частями», б) равными срочными уплатами.
Задача 6. Пусть - нормально распределенная случайная величина, - стандартное отклонение, - выборочное стандартное отклонение. Показать, что величина имеет распределение Стьюдента с степенями свободы.
Задача 7. Показать, что критерий, используемый для сравнения двух дисперсий, подчиняется распределению Фишера.
Задача 8. По 20 наблюдениям получена зависимость .Стандартные ошибки коэффициентов регрессии составили 1.01 и 0.17 соответственно. Оценить значимость коэффициентов регрессии для 1% уровня значимости.
Задача 9. По 22 наблюдениям получена зависимость .Стандартные ошибки коэффициентов регрессии составили 0.32 и 0.11 соответственно. Оценить значимость коэффициентов регрессии для 5% уровня значимости.
Задача 10. При оценивании регрессии по 25 наблюдениям между расходами на питание и доходом коэффициент составил 0.093, его стандартная ошибка 0.003 . Определить 95% доверительный интервал для коэффициента .
Задача 11. По 20 наблюдениям оценена регрессия типа . Объясненная дисперсия составила 243.8, остаточная дисперсия - 512.0 . Оценить качество регрессии для 5% уровня значимости.
Оцениваемые компетенции: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-4, ПК-33, ПК-37, ПК-38
2.4. Порядок подготовки к государственному междисциплинарному экзамену
Кафедра экономики, определив и утвердив на своём заседании перечень дисциплин, выносимых на экзамен, и перечень вопросов по каждой дисциплине, после утверждения курирующим проректором доводит их до сведения студентов до завершения семестра, предшествующего отчётному, и размещает на сайте кафедры.
Подготовку к сдаче государственного междисциплинарного экзамена необходимо начать с ознакомления с перечнем дисциплин и вопросов, выносимых на государственный экзамен. При подготовке ответов необходимо пользоваться рекомендованной литературой, а также лекционными конспектами.
Во время подготовки к экзамену обязательным является:
- посещение проводимых обзорных лекций и консультаций по учебным дисциплинам, вопросы по которым включены в экзаменационные билеты;
- повторение пройденного материала;
- самостоятельное изучение новых нормативно-правовых документов в разделе подготовки по данной специальности (и специализации), принятых после сдачи курсовых экзаменов по соответствующим учебным дисциплинам;
- знакомство с публикациями в периодической печати, ресурсами Интернет, в электронно-библиотечной системе по соответствующим направлениям;
Обзорные лекции читаются по всем учебным дисциплинам, знание которых проверяется в процессе государственного междисциплинарного экзамена. Они проводятся после завершения производственной (преддипломной) практики и ставят своей целью сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных вопросах изученных дисциплин, вновь принятых нормативно-правовых документах, новых публикациях и на прочем.
Во время подготовки к экзамену рекомендуется помимо лекционного материала, учебников, рекомендованной литературы просмотреть также выполненные в процессе обучения задания для индивидуальной и самостоятельной работы, задачи, материалы практических занятий, курсовые работы.
В процессе подготовки ответа на вопросы необходимо учитывать изменения, которые произошли в законодательстве. Увязывать теоретические проблемы с практикой сегодняшнего дня.
Учёный секретарь экзаменационной комиссии, назначенный заведующим кафедрой экономики и утверждённый приказом ректора университета, перед экзаменом проводит консультацию со студентами по общим вопросам его проведения, информирует студентов о форме его проведения – устной или письменной.
Билеты на государственный междисциплинарный экзамен с их структурой и содержанием подписываются заведующим кафедрой экономики, а их комплект утверждается курирующим проректором.
Дата заседаний государственной экзаменационной комиссии и списки допущенных студентов утверждаются заведующим кафедрой экономики и доводятся до сведения студентов.
В состав государственной экзаменационной комиссии, формируемой заведующим кафедрой экономики и утверждаемой приказом ректора университета, включается профессорско-преподавательский состав кафедры, а также специалисты предприятий, учреждений и организаций – представители работодателей, ведущие преподаватели и научные работники других кафедр и вузов.
Председателем государственной экзаменационной комиссии (заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии) является заведующий кафедрой экономики.
Приказы о допуске студентов к государственной итоговой аттестации, по представлению заведующего кафедрой экономики, подписываются ректором университета (курирующим проректором) не позднее, чем за две недели до начала аттестации.
2.5. Процедура проведения государственного междисциплинарного экзамена
Государственный междисциплинарный экзамен принимает государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), в состав которой входят ведущие преподаватели кафедры университета, читающие дисциплины, включенные в экзаменационные билеты, а также руководители и ведущие специалисты предприятий и организаций, финансовых, налоговых органов, организаций и структур, для которых готовятся кадры.
В соответствии с решением кафедры экономики государственный междисциплинарный экзамен может проводиться в устной или письменной форме, о чём студенты оповещаются на последней консультации по подготовке к экзаменам.
При проведении государственного междисциплинарного экзамена в устной форме студенты получают экзаменационные билеты, содержащие, в соответствии с утверждённой программой экзамена, вопросы. Для подготовки к ответу на поставленные в билете вопросы первому студенту предоставляется не менее 45 минут, остальные отвечают в порядке очерёдности. Необходимые записи по каждому вопросу студенты делают на выданных секретарём экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом Университета.
Для ответа на вопросы билета каждому экзаменующемуся предоставляется время для выступления (в пределах 15-20) минут, после чего члены комиссии, с разрешения её председателя, могут задать или уточняющие, или дополнительные вопросы в рамках программы государственного междисциплинарного экзамена. Оценка ответов по каждому вопросу и по билету в целом фиксируется каждым членом комиссии в своих оценочных листах.
В случае проведения государственного междисциплинарного экзамена в письменной форме на него выделяется до четырёх академических часов. Оценки формируются на основе ответов на поставленные в билете вопросы.
В этом случае необходимо разделить экзамен на две части с перерывом между ними и обязательной сдачей ответов на первую часть перед перерывом.
Процедура приёма этого типа экзамена следующая: экзаменатор(ы) рассаживают студентов в аудитории, при этом личные вещи (сумки, книги, тетради, выключенные мобильные телефоны и т.д.) должны быть оставлены в указанном экзаменатором месте. Студентам разрешается брать с собой на экзамен письменные принадлежности и специальные (в соответствии с требованиями экзамена) материалы. Студентам запрещается переговариваться, передавать друг другу что-либо, выходить во время экзамена из аудитории. В исключительных случаях (например, болезни), выход из аудитории возможен только по разрешению экзаменатора.
Экзаменатор и при первом, и при втором типе экзамена должен контролировать ход экзамена, не допуская списывания и других форм нарушения правил прохождения студентами экзаменационных испытаний. При обнаружении списывания или пособничества списыванию студент немедленно удаляется с экзамена с выставлением неудовлетворительной оценки. Экзаменатор письменно сообщает о нарушениях правил декану факультета и курирующему проректору для принятия соответствующих решений.
Студент получает неудовлетворительную оценку и в том случае, если он не явился на экзамен без уважительной причины или отказался сдавать экзамен. Неявка на экзамен по болезни может считаться уважительной, если представлена соответствующая медицинская справка в течение трёх дней после выхода студента на занятия. При других чрезвычайных обстоятельствах, обусловивших неявку, студент должен заранее (по возможности, до экзамена) уведомить декана, управление по учебной работе и проректора по учебной работе о неявке и её причинах. Решение о том, является ли причина неявки неуважительной, принимает проректор по учебной работе совместно с деканом факультета. Наличие медицинской справки о болезни не может считаться основанием для того, чтобы отказаться от оценки в том случае, если студент присутствовал на экзамене.
Каждое задание экзаменационного билета оценивается членами Государственной экзаменационной комиссии отдельно, для чего перед началом экзамена членам комиссии вручается оценочный лист, в котором персонально перечислены все студенты, сдающие государственный междисциплинарный экзамен на конкретную дату. В оценочном листе имеются графы для оценки ответа студента по каждому из трех заданий и задачи, а также предусмотрена специальная графа для оценки ответов на дополнительные вопросы по каждому заданию (см. таблицу 1).
Таблица 1
Оценочный лист
государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Экономика»
Дата сдачи экзамена:___________________
Число, месяц, год
Группа 4031
№ п.п. | ФИО студентов | Оценка ответа на вопросы экзаменационного билета | Оценка ответов на дополнительные вопросы | Итоговая оценка | Примечание | |||
Иванов И. П. | ||||||||
Петров П. П. | ||||||||
и т. Д. |
Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая оценка выставляется после завершения экзамена. Она формируется в результате обсуждения членами Государственной экзаменационной комиссии ответов студента на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы. В итоговой оценке должна учитываться общая совокупность усвоенных студентом знаний и их качество, а не среднеарифметический результат из оценок по заданиям. Для этого члены Государственной экзаменационной комиссии анализируют оценки, проставленные за ответы, причем обсуждение ведется персонально по каждому выпускнику. По окончании обсуждения выставляется итоговая оценка за экзамен в целом.
Выпускники, не сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, не допускаются к защите бакалаврской работы и отчисляются из университета.
При восстановлении в университет «Дубна» назначается повторный государственный междисциплинарный экзамен в порядке, определяемом Вузом.
III. Программа подготовки и защиты бакалаврской работы
3.1. Квалификационные требования и характеристика бакалаврской работы
Выпускная квалификационная работа для присвоения степени «бакалавр» выполняется в форме бакалаврской работы.
Бакалаврская работа является заключительным этапом обучения бакалавров на кафедре экономики университета «Дубна» и направлена на систематизацию, закрепление и углубление знаний, навыков и умений по направлению и на эффективное их применение для решения конкретных задач в сфере экономики и управленческой деятельности.
Бакалаврская работа является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя, а для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов, и призвана продемонстрировать готовность выпускника к самостоятельной научной работе. Основу бакалаврской работы составляет решение актуальной фундаментальной или прикладной задачи по одному из разделов направления, т.е. результат, в получение которого автор внёс существенный личный вклад.
Цельюподготовки бакалаврской работы является систематизация теоретических знаний и практических умений, полученных бакалавром в процессе обучения по данной ОПОП ВО, достижение бакалавром такого их уровня, который позволяет ему, как высококвалифицированному специалисту, успешно воздействовать на объекты управленческой деятельности и добиваться высоких технико-экономических и финансово-экономических показателей.
Сопутствующими целями подготовки бакалаврской работы являются:
- выявление недостатков знаний, навыков и умений, препятствующих адаптации к будущей профессиональной деятельности в области экономики и финансов, научной и педагогической деятельности;
- определение квалифицированного уровня подготовки;
- подготовка, в соответствии с темой исследования, конкретного плана мероприятий, направлений работы по совершенствованию деятельности специализируемой организации или развития научного направления;
- создание базы для последующего роста квалификации в выбранной области приложения знаний, навыков и умений;
- оценка уровня подготовленности, сформированности уровня знаний, навыков и умений, и соответствующих компетенций, позволяющих продолжать обучение по ОПОП ВО более высокого уровня или образовательным программам послевузовского профессионального образования;
- другие цели, поставленные перед и самим бакалавром при написании бакалаврской работы.
Для достижения поставленных целей бакалавр должен решить следующие задачи:
- определить сферу исследования и выбрать тему бакалаврской работы в соответствии с собственными интересами и квалификацией;
- обосновать актуальность выбранной темы бакалаврской работы, сформировать цель и задачи исследования, определить предмет и объект исследования, обосновать новизну бакалаврской работы;
- изучить и проанализировать теоретические и методологические положения, нормативно-техническую документацию, статистические (фактографические) материалы, справочную литературу и законодательные акты в соответствии с выбранной темой бакалаврской работы, а также определить целесообразность их использования в ходе исследований;
- выявить и сформировать проблемы развития объекта исследований, его подразделений, определить причины их возникновения и факторы, способствующие и препятствующие их разрешению, дать прогноз возможного развития событий и учесть возможные риски управленческой деятельности;
- оценить целесообразность использования для достижения цели бакалаврской работы экономико-математических, статистических и логико-структурных методов исследования поведения хозяйствующих субъектов;
- обосновать направления решения проблем развития объекта исследования, учитывая факторы внутренней и внешней среды;
- обосновать и рассчитать экономическую эффективность разработанных мероприятий;
- оформить результаты бакалаврской работы в соответствии с действующими стандартами и требованиями нормоконтроля;
- другие задачи, поставленные перед и самим бакалавром при написании бакалаврской работы.