Ситуация 9 Мораль — бизнес — мораль
В одну коммерческую фирму по рекомендации хорошего знакомого пришёл работать специалист, молодой, талантливый человек. Генеральный директор фирмы определил ему круг сложных задач, с которыми специалист успешно справился. В результате этого, через год доходы фирмы стали стабильнее, и она стала одной из ведущих в регионе. Специалисту было предоставлено со стороны фирмы всё необходимое для достижения им задуманного. Оплата работы также вполне соответствовала его интересам. В это время знакомый генерального директора фирмы становится вице-президентом крупной компании, профиль деятельности которой в данном значении оказался таким же, что и у фирмы, куда им был в своё время рекомендован специалист.
Знакомому встаёт задача комплектации штата высококвалифицированными специалистами и выведение данного направления деятельности компании на ведущие позиции в стране. В связи с этим знакомый вспоминает о некогда рекомендованном им специалисте, интересуется по своим каналам о его профессиональных достижениях и решает попросту «перекупить» его. Он предлагает генеральному директору встретиться за чашкой кофе, вспомнить «старые добрые времена» и обсудить возможности перехода специалиста к нему на работу.
Роли и интересы:
Генеральный директор — удержать ценного специалиста, который, кроме всего прочего, может предоставить очень много полезной информации о деятельности данной фирмы в случае ухода; не допустить нанесения какого-либо ущерба фирме, в то же время, не испортить хороших отношений со знакомым.
Хороший знакомый — добиться зачисления специалиста в свой штат, предложив ему более выгодные условия работы, но при этом постараться сохранить полезное знакомство и не «подмочить» собственную репутацию.
Специалист — обеспечить дальнейший профессиональный рост, упрочить своё материальное положение, не оказаться «между двух огней».
Ситуация 10 Провинившийся менеджер
Менеджер одной крупной фирмы, один из самых влиятельных ее сотрудников, придя на работу, с большим удивлением на глазах получил приказ об увольнении, подписанный своим генеральным менеджером. «Как же так» — сокрушался он, придя с этим приказом к начальнику. «Вы уволены за опоздание на работу на 3 часа. Так доложил начальник охраны» — ответил генеральный директор. В данной фирме, которая работает в условиях жесткой конкуренции давно был заведен порядок и даже есть пункт в трудовом договоре, который гласил, что любое опоздание более, чем на 2 часа наказывается увольнением сотрудника.
Менеджер был уверен, что он никогда не опаздывал, но доказательств у него не было. В его защиту вступился коллега по работе. Коллега убеждал начальника в том, что если менеджера уволить, то у фирмы будут большие проблемы. Тут еще выяснилось, что электроника, регистрирующая входы и выходы сотрудников на предприятие вышла из строя. Но Начальник охраны оставался непреклонен, потому что он уже в письменном виде доложил генеральному директору о происшествии. Перед генеральным директором был трудный выбор: что делать — уволить менеджера или все же отменить приказ?
Роли и интересы:
Генеральный директор — сохранить бесперебойную работу компании.
Менеджер — сохранить свое место в составе коллектива.
Коллега — убедить начальника в том, что на менеджере держится вся фирма.
Начальник охраны — сохранить свое лицо, а также избежать понижения в должности или увольнения.
Ситуация 11 Дизайнер
Пять лет назад в фирму пришёл работать молодой человек на место дизайнера с испытательным сроком на полгода. Испытательный срок закончился, и дизайнер остался работать постоянно. За время работы в фирме дизайнер стал одним из лучших: блистал всегда новыми, креативными идеями, его полюбили как сотрудники, так и клиенты. Директор фирмы и финансовый директор (составивший в своё время протекцию дизайнеру) поощряли его инициативу.
Наступает день, когда дизайнер приходит в кабинет директора с заявлением, что хочет купить квартиру, но на получаемую в этой фирме заработную плату он такую роскошь себе позволить не может, и что ему предложили другую работу, которая привлекает его высокой оплатой. Директор понимает, что ситуация критическая, потому как с уходом дизайнера фирма потеряет «генератора идей», что повлечёт за собой потерю клиентов. Повысить же зарплату до такого уровня, который обещан дизайнеру в другой фирме, данная компания себе позволить не может.
Роли и интересы
Директор фирмы — удержать работника хотя бы на тот срок, пока не найдут ему замену, сохранить имидж фирмы и клиентуру.
Финансовый директор — по возможности помочь работнику в решении его финансовых проблем, однако, не нанося при этом ущерба фирме.
Дизайнер — повысить своё материальное и социальное положение. Купить квартиру.