Характеристика современной финансовой системы России и перспективы ее развития.

Характеристика современной финансовой системы России и перспективы ее развития.

Финансовая система- вся совокупность звеньев и сфер (1 смысл)

Совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в гос-ве (2 смысл)

1 Сферагде необходимы финансы- государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно2 сфераназывается финансы предприятия. Это инструмент с помощью которого предприятия собирают средства.

3 сфера-прочие финансы( в том числе финансы страхования)

Звенья 1 сферы

1. Гос бюджет 9 в нем концентрируются огромные фин ресурсы

2. Внебюджетные фонды ( денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но гос организаций.

- Пенсионный фонд

- Фонд соц обеспечения

- Фонд занятости

- Фонд обязательного медицинского страхования

Правительство стремиться распоряжаться этими фондами, так как в них оседают коллосальные средства, которые правительство может использовать для своих целей

3. Гос кредит

Звенья 2 сферы

1.финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах

2.финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую

деятельность

3.финансы общественных объединений (профсоюзы, политические партии, общественные фонды)

Страхование- специфическая сфера , которая имеет свои звенья

1. Социальное страхование

2. Личное страхование

3. Имущественное страхование

4. Страхование ответственности

5. Страхование предпринимательских рисков

6.

Финансовые ресурсы и финансовые фонды

Денежные фонды называются финансовыми фондами только тогда, когда они формируются за счет фин ресурсов (накопление, поступление и т д):

Амортизационные отчисления

Прибыль

Лишнее имущество

Финансовые ресурсы- денежные ресурсы у предприятий и государства, которые резервируются для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей.

ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА. НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Инфляция.

Денежно обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и без­наличной формах, обслуживающее реализацию то­варов, а также нетоварные платежи и расчеты в хо­зяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и на­селением в наличной и безналичной формах за опре­деленный период времени.

Денежное обращение подразделяется на налич-но-денежное и безналичное.

Налично-денежное обращение — это движе­ние наличных денег. Средством обращения и плате­жа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотрен­ных законодательством случаях.

Налично-денежный оборот страны — это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определен­ный период времени. Данный оборот в основном свя­зан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием.

Безналичное обращение — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, жиро­приказов, пластиковых карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов.

Различают следующие группы безналично­го обращения:

1) по товарным операциям;

2) по финансовым обязательствам.

ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относится способ платежа и соответствующий ему ] документооборот. | Документооборот — это система оформления использования и движения расчетных документов и денежных средств

допускается исполь­зование следующих форм безналичных расчетов:

1) платежных поручений;

2) чеков;

3) аккредитивов;

4) расчетов по инкассо.

Формы расчетов между плательщиком и получа­телем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждении. Спорные вопросы решаются а суде, третейском суде и арбитраже.

Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ

ИНФЛЯЦИИ

Инфляция (от лат. inflation — «вздутие») означа­ет переполнение сферы обращения денежными зна­ками сверх действительной потребности националь­ного хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных при­чин, и проявляется она не только в повышении цен — наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Во время инфляции бумажные деньги обес­цениваются по отношению:

1) к золоту (при золотом стандарте);

2) к товарам;

3) к иностранным валютам.

В основе инфляции лежит несоответствие де­нежного спроса и товарной массы. Эта диспропор­ция может порождаться:

1) дефицитом госбюджета;

2) чрезмерным инвестированием;

3) опережающим ростом заработной платы по срав­нению с ростом производства и повышением произ­водительности труда;

4) произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структу­ре спроса.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ ИНФЛЯЦИИ

Различают следующие типы инфляции:

1) скрытую (подавленную);

2) открытую. Выделяют:

1) по проявлению:

а) внутреннюю инфляцию (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);

6) внешнюю (снижение покупательной способно­сти денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты);

2) по причинам возникновения:

а) инфляцию как следствие адаптационных ожиданий;

б) инфляцию издержек;

в) инфляцию спроса;

3) по темпам нарастания:

а) умеренную (ползучую) инфляцию;

б) галопирущую инфляцию;

в) гиперинфляцию;

4) по степени сбалансированности роста:

а) сбалансированную инфляцию;

б) есбалансированную инфляцию.

Инфляции издержек — рост издержек произ­водства, который может быть обусловлен как внешни­ми причинами (удорожанием критического импорта), так и внутренними (ростом материальных затрат).

Инфляции спрос* — увеличение платежеспособ­ности спроса на товары по сравнению с его прежней величиной.

Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е. внешней инфляцией.

Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапа­зон (в среднем до 10% в год). При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих це­нах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост.

Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. Такой стремительный взлет инф­ляции возможен только при бумажно-денежном об­ращении и неконвертируемой денежной единице, он предполагает неограниченную эмиссию денег и од­новременное падение уровня производства.

Галопирующая инфляция возникает при ежегод­ном росте цен от 20% и выше вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремле­нию избавиться от денег путем покупки товаров и не­движимости сохранения реальной стоимости денег.

КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ

Коммерческий (фирменный) кредит —это кредитование, осуществляемое самими участ­никами производства и реализации товаров (работ, услуг) в виде предоставления отсрочки, рассрочки платежа, предварительной оплаты товара (работы, услуги) либо аванса.

Аванс — денежная сумма, которая уплачи­вается в счет денежного обязательства вперед и не имеет обеспечительного характера (как, на­пример, задаток).

Предварительная оплата— полная или частичная оплата покупателем товара до его передачи продавцом в срок, установленный до­говором.

Отсрочка платежа —такой способ погаше­ния задолженности, при котором ее внесение в полной сумме переносится на более поздний срок, чем это предусмотрено договором.

Рассрочка платежа— такой способ оплаты товаров (работ, услуг), при котором платеж произ­водится не в полной сумме их стоимости, а по частям.

Преимущества коммерческого кредитасостоят в том, что он облегчает реализацию то­вара; способствует ускорению оборачиваемо­сти оборотных средств, что приводит к умень­шению потребности предприятия в кредитных ресурсах и в денежных средствах; обходится, как правило, дешевле банковского кредита во всех его формах; характеризуется достаточно простым механизмом оформления в сравнении с дру­гими видами кредита, а также оперативностью предоставления средств в товарной форме расширяет возможности маневрирования обо­ротными средствами; позволяет фирмам ока­зывать финансовую поддержку друг другу.

Недостатки коммерческого кредита —риск для поставщика при изменении цены това­ра, несоблюдении покупателем сроков оплаты, ' банкротстве покупателя, а также незначитель­ный срок пользования этим видом кредита (пе­риод его предоставления ограничивается обыч­но несколькими месяцами).

Особенности коммерческого кредита:

1) в роли кредитора при коммерческом креди­товании выступают не специализированные кредитные организации, а предприниматель­ские фирмы, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

2) кредит предоставляется исключительно в то­варной форме;

3) средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней процентной ставки по банковским кредитам на данный период;

4) плата за коммерческий кредит, как правило, включается в цену товара, а не определяется специально(через фиксированный процент от базовой суммы),

По способу оформления вхозяйственной практике выделяют несколько видов коммерче­ского кредита: коммерческий кредит р отсрочкой платежа по условиям контракта, коммерческий кредит по открытому счету, коммерческий кредит с оформлением задолженности векселем, ком­мерческий кредит в форме консигнации.

РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ

Вексельная форма расчетов представляет со­бой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специ­ального документа — векселя. Россия придержива­ется «Единообразного вексельного закона», принято­го Женевской конвенцией 7 июля 1930 г. Основными участниками вексельного правоотношения являются:

1 векселедатель;

2 векселедержатель;

3 плательщик.

Векселедатель — лицо, составляющее и выдаю­щее вексель.

Векселедержатель — владелец векселя, имею­щий право на получение указанной в нем денежной суммы. В зависимости от того, кто выступает в качест­ве плательщика по векселю — сам векселедатель или третье лицо — различают два вида векселей.

1. Простой вексель — письменный документ, со­ставленный с учетом всех обязательных для него рекви­зитов, содержащий простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить установленную в документе денежную сумму получателю платежа.

2. Переводной вексель (тратта) — письменный документ, по которому кредитор (трассант) поручает своему дебитору (трассату) выплатить обозначенную в векселе сумму в установленный срок определенно­му лицу (ремитенту).

Обязательными реквизитами переводного и простого векселей являются:

1) наименование документа — «вексель»;

2) указание срока платежа;

3) указание места, где платеж по векселю должен быть произведен;

4) наименование (имя) лица, которому или по распо­ряжению которого платеж по векселю должен быть произведен;

5) указание даты и места составления векселя;

6) наименование (имя) и подпись векселедателя.

В переводном векселе, кроме того, должен при­сутствовать реквизит — «наименование плательщи­ка», содержащий полное наименование и адрес местонахождения плательщика. Вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качест­ве орудия платежа с помощью передаточной надпи­си — индоссамента. Платеж по векселю может быть обеспечен посредством аваля — вексельного поручительства, в силу которого лицо (авалист), оформившее аваль на векселе, принимает на себя ответственность за выполнение обязательств кем-либо из лиц, подписавших вексель. Векселедержа­тель или любое иное лицо, у которого находится пере­водной вексель, вправе до наступления срока платежа предъявить его для акцепта плательщику.

Акцепт — согласие плательщика, указанного век­селедателем в переводном векселе, оплатить век­сель в срок на условиях, изложенных в тексте вексе­ля. Акцепт совершается посредством проставления на векселе собственноручной подписи. Защита прав, вытекающих из векселя, требует выполнения обяза­тельной досудебной процедуры—протеста. Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ в ак­цепте переводного векселя или платеже по нему.

В настоящее время вексель используется как инст­румент оформления коммерческого кредита, предо­ставляемого в товарной форме поставщиком покупате­лю. Преимущества его заключаются в соединении в нем двух важнейших функций—кредитной и расчетной.

Развитие коммерческого кредита и вексельного обращения помогает решать проблему взаимных неплатежей предприятий и организаций, стабилизи­ровать денежное обращение в стране.

Пассивные операции.

Пассивные операции - это операции, связанные с формированием ресурсов банка. Ресурсы формируются за счет

собственных, привлеченных и эмитированных средств.

Собственные средства - акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

Привлеченные средства - депозиты (вклады), контокоррентные и корреспондентские счета.

Депозиты - вклады до востребования, срочные и сберегательные. Важным источником являются межбанковские кредиты.

Контокоррентный счет - единый активно - пассивный счет, посредством которого осуществляются все расчетные и кредитные операции между клиентом и банком.

Корреспондентский счет - счета других дружественных банков, открытых в настоящем банке.

Эмитированные средства банков - есть средства клиентуры, вложенные в ценные бумаги банка (в облигации и векселя).

Активные операции.

Активные операции коммерческих банков - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.

В зависимости от срока различают: срочные (на определенный срок) и онкольные (возвращаемые по первому требованию) ссуды и кредиты.

В зависимости от обеспечения различают:

1. Вексельные ссуды, в том числе:

• учет (дисконтирование) векселей, то есть их покупка до поступления срока платежа;

• акцептные операции, то есть выдача гарантий по оплате векселей своей солидной клиентуры за свой счет;

• аваль - выдача гарантий платежеспособности векселедателя. Ответственность по платежам переходит на банк в случае неспособности векселедателя оплатить вексель.

• выдача ссуд под залог векселей (под 50-70% от номинала).

2. Подтоварные ссуды - ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов: например, варрантов (свидетельств о принятии товаров на ответственное хранение на склад); железнодорожных накладных; коносаментов (свидетельств о приеме груза на борт корабля); накладных о перевозке грузов автомобилями, самолетами и т.д. Выдают ссуды в размере 50-70% стоимости товара.

3. Фондовые операции, то есть ссуды под обеспечение ценных бумаг (из расчета 50-60% обеспечения) и покупка ценных бумаг банком за свой счет (в основном это государственные ценные бумаги, акции нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий).

4. Лизинговые операции.

По степени ликвидности разделяются на 4 группы:

1) Первичные - самые ликвидные, не имеют риска, но и не приносят дохода. Это резервные средства (средства, которые каждый банк хранит в ЦБ. Для юр. лиц составляет 10% в рублях и валюте, для физических - 7% в рублях и 10% в валюте).

2} Вторичные - высоколиквидные активы. Которые имеют незначительную степень риска и приносят банку небольшой доход.

3) Кредитный портфель - приносит основной доход (примерно 65% всего дохода), но и является рискованным.

4) Инвестиционный портфель - приносит доход, имеет определенную степень риска, но основная доля приходится на ценные бумаги.

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Расчеты аккредитивами

В соответствии с Положением о безналичных расчетах ак­кредитив представляет собой условное денежное обязательст­во, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению пла­тельщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих усло­виям аккредитива, или предоставить полномочия другому бан­ку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением ус­ловий договора в части сумм и сроков оплаты.

Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные досто­инства. Поставщик получает дополнительные гарантии по своевременному получению оплаты от покупателя, поскольку, Как правило, отгрузка товара или выполнение каких-либо ра­бот поставщиком производится уже после получения извеще­ния об открытии аккредитива.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основ­ном договоре между поставщиком и покупателем. В соответст­вии с Положением о безналичных расчетах в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо ос­тальных существенных условий договора):

• наименование банка-эмитента (банк плательщика);

• наименование банка, обслуживающего получателя средств;

• наименование получателя средств;

• сумма, сроки действия и вид аккредитива;

• способ извещения получателя средств об открытии аккре­дитива;

• полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств;

• ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполне­ние) обязательств

• вид аккредитива (в случае, если отсутствует указание, что аккредитив является безотзывным, он считается отзыв­ным);

• условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

• номер счета, открытый исполняющим банком для депо­нирования средств при покрытом (депонированном) аккреди­тиве;

• срок действия аккредитива с указанием даты (число, ме­сяц и год) его закрытия;

• полное и точное наименование документов, против кото­рых производится платеж по аккредитиву;

• наименование товаров (работ, услуг), для оплаты кото­рых открывается аккредитив, номер и дата основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

Расчеты чеками

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержа­телю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: де­нежные (чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные (чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами). В данном разделе речь пойдет о расчетных чеках.

Расчетные чеки представлены депонированными и гаранти­рованными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соот­ветствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чеко­вой книжки в банк представляется платежное поручение. . Именно депонированные чеки получили наибольшее распро­странение в современной отечественной практике.

Порядок использования расчетных чеков в хозяйственной практике регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответ­ствии с ним чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

• наименование «чек», включенное в текст документа;

• поручение плательщику выплатить определенную денеж­ную сумму;

• наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

• указание валюты платежа;

• указание даты и места составления чека;

• подпись лица, выписавшего чек,— чекодателя.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизи­тов лишает его силы чека. В

В соответствии с Гражданским кодексом платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредст­вом аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет над­пись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку так же, как и лицо, вы­писавшее чек, и в случае отказа последнего от оплаты чека че­кодержатель вправе предъявить иск к любому или всем обя­занным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссант). Иск чекодержателя к обязанным по чеку лицам может быть предъявлен в, течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую опера­цию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представ­ленных на инкассо документов. Суть указанной операции за­ключается в том, что распоряжение о списании средств со сче­та плательщика оформляется не самим плательщиком, а полу­чателем в рамках предоставленного ему права

Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк до­кументы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам).

В современной практике инкассовая форма расчетов осуще­ствляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслу­живающий получателя.

Платежные требования предоставляются в банк получателя на бланке установленной формы. Кроме основных реквизитов платежных документов, указанных ранее, платежное требова­ние должно содержать:

• условие оплаты (с акцептом или без);

• срок для акцепта (срок определяется контрагентами по основному договору, но не должен быть менее пяти рабочих дней);

• дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных основным договором документов, свидетельствующих о выпол­нении поставщиком условий договора;

• наименование товара, работ, услуг, реквизиты основного хозяйственного договора.

При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования передается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен пла­тельщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основа­нии указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.

Если плательщик отказывается от акцепта полностью или частично, то им в исполняющий банк представляется специ­альное заявление в трех экземплярах, в котором указываются мотивы отказа с обязательной ссылкой на условия договора или нормы права.

При неполучении исполняющим банком в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцеп­тованным, и на основании указанных в нем реквизитов испол­няющий банк осуществляет платеж.

Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на ос­новании инкассовых поручений. В соответствии с действую­щим законодательством списание денежных средств по инкас­совым поручениям производится только в бесспорном поряд­ке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений, а именно:

• в случаях, когда бесспорный порядок взыскания установ­лен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

• при взыскании по исполнительным листам.

Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. В данном случае порядок документооборота ана­логичен документообороту при использовании платежных тре­бований-поручений без акцепта. Однако в сложившейся прак­тику расчеты с использованием инкассовых поручений приме­няются основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами.

52Формы безналичных расчетов организации.

. Безналичные расчеты между предприятиями

Совокупность всех денежных платежей предприятия и как продавца, и как покупателя, и как плательщика финансовой системе, представляет собой его платежный оборот. Наи­большую долю в этом обороте занимают безналичные плате­жи, осуществляемые с помощью банковской системы. К прин­ципам организации безналичных расчетов относят:

• обязательное хранение предприятиями своих денежных средств на банковских счетах;

• осуществление безналичных расчетов путем перечис­ления их со счета плательщика на счет получателя при по­средничестве банка;

• осуществление платежей по распоряжению владельца, если иное не предусмотрено законом;

• выбор формы безналичных расчетов осуществляется контрагентами на основе договора.

Основой организации безналичных расчетов служит орга­низация межбанковских расчетов, в которой используются система межфилиальных оборотов (МФО) и расчеты по кор­респондентским счетам. Первой системой пользуются уч­реждения Центрального банка России, вторые применяются для расчетов хозяйствующих субъектов посредством коммер­ческих банков через учреждения ЦБР. С развитием банковс­кой системы расчеты по корреспондентским счетам стали применяться и для прямых расчетов коммерческих банков друг с другом, минуя расчетно-кассовые центры ЦБР.

Хозяйствующие субъекты вправе открывать любое число счетов в любом банке по месту регистрации, или в банках вне места регистрации с их согласия. Между банком и клиен­том заключается договор банковского счета, который регу­лирует права, обязанности и ответственность сторон. Банк хранит денежные средства клиента, зачисляет на счет посту­пающие суммы, выполняет распоряжения клиента о списа­нии или выдаче средств, гарантирует тайну операций и сче­та, выдает выписки, отражающие денежные обороты клиента.

С учетом особенностей конкретной хозяйственной опера­ции ее участники могут выбрать наиболее удобную форму безналичных расчетов:

• Платежное поручение представляет собой приказ бан­ку перечислить указанную сумму со своего счета, принимае­мый к исполнению лишь при наличии нужной суммы на сче­те. Используется преимущественно при предварительной оплате товаров и услуг, при расчетах в порядке плановых платежей, при уплате взносов в финансовую систему.

• Платежное требование (инкассовое поручение) ши­роко применялось при акцептной форме расчетов, представ­ляет собой поручение банку взыскать платеж. Используется преимущественно в практике взыскания безакцептных пла­тежей в пользу финансовых органов, ряда тепло- энерго- водо-снабжающих организаций, а также на основании судебных решений, или по договору между сторонами.

• Платежное требование-поручение первоначально представляет собой требование поставщика покупателю оп­латить стоимость поставленной продукции, или выполнен­ных работ на основании отгрузочных документов, а затем, после акцептования, поручение плательщика банку перечис­лить получателю требуемую сумму. Используется по догово­ру между участниками сделки.

• Чек представляет собой письменное ничем не обуслов­ленное поручение владельца счета банку произвести платеж на указанную сумму в пользу получателя средств, указанно­го в чеке. Расчеты осуществляются в пределах сумм, депони­рованных владельцем на специальном счете. В настоящее время расчетные чеки с грифом «Россия» в платежном обо­роте не используются.

• Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выданное по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк-эмитент произведет платеж в пользу этого контрагента при получении документов и выполнении ус­ловий, оговоренных в аккредитиве. Аккредитив предназначен только для расчетов с одним получателем в пределах срока дого­вора. В практике используют депонированные, гарантированные, безотзывные, отзывные, документарные аккредитивы на основа­нии договоров между поставщиком и покупателем.

• Вексель, как форма расчетов, представляет собой стан­дартный документ между поставщиком и покупателем о по­рядке оплаты за продукцию и услуги на условиях коммерчес­кого кредита. Надежность этой формы расчетов может быть повышена, если вексель акцептован или абонирован банком, т.е. банк гарантирует оплату по нему.

• Пластиковые карточки формально представляет собой не форму расчетов, а их средства, т.к. наличие карточки обус­ловлено открытием специального счета, с которого, по пору­чению владельца, и списываются денежные суммы в пользу контрагентов, или выдаются наличными. Различают карточ­ки дебетовые и кредитовые, индивидуальные нкорпоратив-ные, карточки для банкоматов и частные предприятий тор­говли и услуг и др.

РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО

Гражданский кодекс РФ предусматривает расче­ты по инкассо — исполнение инкассового поручения.

Инкассо — это банковская операция, посред­ством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчет­ных, товарных и денежных документов.

при расчетах по инкассо банк обязуется по пору­чению своего клиента и за его счет получить от долж­ника (плательщика) причитающиеся клиенту денеж­ные средства и (или) акцепт платежа. Эти расчеты осуществляются на основе инкассового поручения получателя платежа. Инкассовое поручение может быть оформлено с помощью различных расчетных документов, а также иным способом (чеком, вексе­лем).

В остальных случаях оплата по инкассо может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя докумен­ты регистрируются в специальном журнале и переда­ются банком непосредственно плательщику под распис­ку для акцепта.

отечественная банковская практика знает такие формы акцепта, как положительный и отрицатель­ный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному ,

документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое со­гласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обус­ловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый ак­цепт).

Предварительный акцепт означает, что платель­щик свое согласие на оплату требования поставщи­ка дает до списания денег с его счета. При этом рас­четный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение 3 рабо­чих дней. При этом день поступления расчетного до­кумента в банк в расчет не принимается. Оплата произ­водится на следующий день по истечении срока акцепта.

Последующий акцепт предусматривает немедлен­ную оплату расчетных документов по мере их поступле­ния в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления по­следующего отказа от акцепта втечениеЗ рабочих дней.

ВАЛЮТНЫЙ КЛИРИНГ

Вмешательство государства в сферу международных. расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирингов — соглашений между правительствами двух и более стран об обязательном взаим­ном зачете международных требований и обязательств. '

Валютный клиринг отличается от внутреннего межбанковского клиринга. Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному клирингу в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу. Во-вторых, по внут­реннему клирингу сальдо зачета немедленно превра­щается в деньги, а при валютном клиринге возникает ' проблема погашения сальдо. I

Причинами введения валютных клирингов в 30-х гг. XX в. явились:

1) нестабильность экономики;

2) неуравновешенность платежных балансов;

3) неравномерное распределение золотовалютных резервов;

4) отмена золотого стандарта во внутреннем денеж­ном обращении;

5) инфляция;

6) валютные ограничения;

7) обострение конкурентной борьбы.

Цели валютного клиринга (различны в зависимо­сти от валютно-экономического положения страны):

1) выравнивание платежного баланса без затрат зо­лотовалютных резервов;

2) получение льготного кредита от контрагента, имею­щего активный платежный баланс;

3) ответная мера на дискриминационные действия другого государства;

4) безвозвратное финансирование страной с актив­ным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.

Клиринг—главный, но не единственный вид пла­тежного соглашения

Формы валютного клиринга. Эти формы раз­нообразны и могут быть классифицированы по сле­дующим основным признакам:

1) в зависимости от числа стран-участниц различа­ются:

а) односторонние;

б) двусторонние;

в) многосторонние;

г) международные;

2) по объему операций различаются:

а) полный клиринг, охватывающий до 95% платеж­ного оборота;

б) частичный, распространяющийся на опреде­ленные операции;

3) по способу регулирования сальдо клирингового счета:

а) свободно конвертируемое;

б) условно конвертируемое (например, по истечению срока обязательств);

в) неконвертируемое.

ФАКТОРИНГ- является формой беззалогового финансирования поставок товаров (оказания услуг), осуществляемых на отсрочки платежа.

При этом обеспечением для банка является дебиторская задолженность покупателей перед поставщиком.

Факторинг полезен предприятиям для обеспечения роста объемов продаж и пополнения оборотного капитала.

Факторинг необходим, когда компания находится на этапе интенсивного развития, осваивает новый рынок и существует необходимость наиболее широкого представления реализуемой продукции на рынке.

Совокупность всех денежных платежей предприятия и как продавца, и как покупателя, и как плательщика финансовой системе, представляет собой его платежный оборот. Наи­большую долю в этом обороте занимают безналичные плате­жи, осуществляемые с помощью банковской системы. К пр

Наши рекомендации