Характеристика современной финансовой системы России и перспективы ее развития.
Характеристика современной финансовой системы России и перспективы ее развития.
Финансовая система- вся совокупность звеньев и сфер (1 смысл)
Совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в гос-ве (2 смысл)
1 Сферагде необходимы финансы- государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.
Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно2 сфераназывается финансы предприятия. Это инструмент с помощью которого предприятия собирают средства.
3 сфера-прочие финансы( в том числе финансы страхования)
Звенья 1 сферы
1. Гос бюджет 9 в нем концентрируются огромные фин ресурсы
2. Внебюджетные фонды ( денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но гос организаций.
- Пенсионный фонд
- Фонд соц обеспечения
- Фонд занятости
- Фонд обязательного медицинского страхования
Правительство стремиться распоряжаться этими фондами, так как в них оседают коллосальные средства, которые правительство может использовать для своих целей
3. Гос кредит
Звенья 2 сферы
1.финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах
2.финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую
деятельность
3.финансы общественных объединений (профсоюзы, политические партии, общественные фонды)
Страхование- специфическая сфера , которая имеет свои звенья
1. Социальное страхование
2. Личное страхование
3. Имущественное страхование
4. Страхование ответственности
5. Страхование предпринимательских рисков
6.
Финансовые ресурсы и финансовые фонды
Денежные фонды называются финансовыми фондами только тогда, когда они формируются за счет фин ресурсов (накопление, поступление и т д):
Амортизационные отчисления
Прибыль
Лишнее имущество
Финансовые ресурсы- денежные ресурсы у предприятий и государства, которые резервируются для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей.
ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА. НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Инфляция.
Денежно обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
Денежный оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.
Денежное обращение подразделяется на налич-но-денежное и безналичное.
Налично-денежное обращение — это движение наличных денег. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях.
Налично-денежный оборот страны — это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступлением денежных доходов населения и их расходованием.
Безналичное обращение — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов.
Различают следующие группы безналичного обращения:
1) по товарным операциям;
2) по финансовым обязательствам.
ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относится способ платежа и соответствующий ему ] документооборот. | Документооборот — это система оформления использования и движения расчетных документов и денежных средств
допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
1) платежных поручений;
2) чеков;
3) аккредитивов;
4) расчетов по инкассо.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждении. Спорные вопросы решаются а суде, третейском суде и арбитраже.
Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.
СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ
ИНФЛЯЦИИ
Инфляция (от лат. inflation — «вздутие») означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен — наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению:
1) к золоту (при золотом стандарте);
2) к товарам;
3) к иностранным валютам.
В основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы. Эта диспропорция может порождаться:
1) дефицитом госбюджета;
2) чрезмерным инвестированием;
3) опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
4) произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ ИНФЛЯЦИИ
Различают следующие типы инфляции:
1) скрытую (подавленную);
2) открытую. Выделяют:
1) по проявлению:
а) внутреннюю инфляцию (снижение покупательной способности денег на внутреннем рынке);
6) внешнюю (снижение покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение обменного курса валюты);
2) по причинам возникновения:
а) инфляцию как следствие адаптационных ожиданий;
б) инфляцию издержек;
в) инфляцию спроса;
3) по темпам нарастания:
а) умеренную (ползучую) инфляцию;
б) галопирущую инфляцию;
в) гиперинфляцию;
4) по степени сбалансированности роста:
а) сбалансированную инфляцию;
б) есбалансированную инфляцию.
Инфляции издержек — рост издержек производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожанием критического импорта), так и внутренними (ростом материальных затрат).
Инфляции спрос* — увеличение платежеспособности спроса на товары по сравнению с его прежней величиной.
Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е. внешней инфляцией.
Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапазон (в среднем до 10% в год). При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост.
Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. Такой стремительный взлет инфляции возможен только при бумажно-денежном обращении и неконвертируемой денежной единице, он предполагает неограниченную эмиссию денег и одновременное падение уровня производства.
Галопирующая инфляция возникает при ежегодном росте цен от 20% и выше вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости сохранения реальной стоимости денег.
КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
Коммерческий (фирменный) кредит —это кредитование, осуществляемое самими участниками производства и реализации товаров (работ, услуг) в виде предоставления отсрочки, рассрочки платежа, предварительной оплаты товара (работы, услуги) либо аванса.
Аванс — денежная сумма, которая уплачивается в счет денежного обязательства вперед и не имеет обеспечительного характера (как, например, задаток).
Предварительная оплата— полная или частичная оплата покупателем товара до его передачи продавцом в срок, установленный договором.
Отсрочка платежа —такой способ погашения задолженности, при котором ее внесение в полной сумме переносится на более поздний срок, чем это предусмотрено договором.
Рассрочка платежа— такой способ оплаты товаров (работ, услуг), при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям.
Преимущества коммерческого кредитасостоят в том, что он облегчает реализацию товара; способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, что приводит к уменьшению потребности предприятия в кредитных ресурсах и в денежных средствах; обходится, как правило, дешевле банковского кредита во всех его формах; характеризуется достаточно простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, а также оперативностью предоставления средств в товарной форме расширяет возможности маневрирования оборотными средствами; позволяет фирмам оказывать финансовую поддержку друг другу.
Недостатки коммерческого кредита —риск для поставщика при изменении цены товара, несоблюдении покупателем сроков оплаты, ' банкротстве покупателя, а также незначительный срок пользования этим видом кредита (период его предоставления ограничивается обычно несколькими месяцами).
Особенности коммерческого кредита:
1) в роли кредитора при коммерческом кредитовании выступают не специализированные кредитные организации, а предпринимательские фирмы, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;
2) кредит предоставляется исключительно в товарной форме;
3) средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней процентной ставки по банковским кредитам на данный период;
4) плата за коммерческий кредит, как правило, включается в цену товара, а не определяется специально(через фиксированный процент от базовой суммы),
По способу оформления вхозяйственной практике выделяют несколько видов коммерческого кредита: коммерческий кредит р отсрочкой платежа по условиям контракта, коммерческий кредит по открытому счету, коммерческий кредит с оформлением задолженности векселем, коммерческий кредит в форме консигнации.
РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа — векселя. Россия придерживается «Единообразного вексельного закона», принятого Женевской конвенцией 7 июля 1930 г. Основными участниками вексельного правоотношения являются:
1 векселедатель;
2 векселедержатель;
3 плательщик.
Векселедатель — лицо, составляющее и выдающее вексель.
Векселедержатель — владелец векселя, имеющий право на получение указанной в нем денежной суммы. В зависимости от того, кто выступает в качестве плательщика по векселю — сам векселедатель или третье лицо — различают два вида векселей.
1. Простой вексель — письменный документ, составленный с учетом всех обязательных для него реквизитов, содержащий простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить установленную в документе денежную сумму получателю платежа.
2. Переводной вексель (тратта) — письменный документ, по которому кредитор (трассант) поручает своему дебитору (трассату) выплатить обозначенную в векселе сумму в установленный срок определенному лицу (ремитенту).
Обязательными реквизитами переводного и простого векселей являются:
1) наименование документа — «вексель»;
2) указание срока платежа;
3) указание места, где платеж по векселю должен быть произведен;
4) наименование (имя) лица, которому или по распоряжению которого платеж по векселю должен быть произведен;
5) указание даты и места составления векселя;
6) наименование (имя) и подпись векселедателя.
В переводном векселе, кроме того, должен присутствовать реквизит — «наименование плательщика», содержащий полное наименование и адрес местонахождения плательщика. Вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи — индоссамента. Платеж по векселю может быть обеспечен посредством аваля — вексельного поручительства, в силу которого лицо (авалист), оформившее аваль на векселе, принимает на себя ответственность за выполнение обязательств кем-либо из лиц, подписавших вексель. Векселедержатель или любое иное лицо, у которого находится переводной вексель, вправе до наступления срока платежа предъявить его для акцепта плательщику.
Акцепт — согласие плательщика, указанного векселедателем в переводном векселе, оплатить вексель в срок на условиях, изложенных в тексте векселя. Акцепт совершается посредством проставления на векселе собственноручной подписи. Защита прав, вытекающих из векселя, требует выполнения обязательной досудебной процедуры—протеста. Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая официально фиксирует отказ в акцепте переводного векселя или платеже по нему.
В настоящее время вексель используется как инструмент оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме поставщиком покупателю. Преимущества его заключаются в соединении в нем двух важнейших функций—кредитной и расчетной.
Развитие коммерческого кредита и вексельного обращения помогает решать проблему взаимных неплатежей предприятий и организаций, стабилизировать денежное обращение в стране.
Пассивные операции.
Пассивные операции - это операции, связанные с формированием ресурсов банка. Ресурсы формируются за счет
собственных, привлеченных и эмитированных средств.
Собственные средства - акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.
Привлеченные средства - депозиты (вклады), контокоррентные и корреспондентские счета.
Депозиты - вклады до востребования, срочные и сберегательные. Важным источником являются межбанковские кредиты.
Контокоррентный счет - единый активно - пассивный счет, посредством которого осуществляются все расчетные и кредитные операции между клиентом и банком.
Корреспондентский счет - счета других дружественных банков, открытых в настоящем банке.
Эмитированные средства банков - есть средства клиентуры, вложенные в ценные бумаги банка (в облигации и векселя).
Активные операции.
Активные операции коммерческих банков - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.
В зависимости от срока различают: срочные (на определенный срок) и онкольные (возвращаемые по первому требованию) ссуды и кредиты.
В зависимости от обеспечения различают:
1. Вексельные ссуды, в том числе:
• учет (дисконтирование) векселей, то есть их покупка до поступления срока платежа;
• акцептные операции, то есть выдача гарантий по оплате векселей своей солидной клиентуры за свой счет;
• аваль - выдача гарантий платежеспособности векселедателя. Ответственность по платежам переходит на банк в случае неспособности векселедателя оплатить вексель.
• выдача ссуд под залог векселей (под 50-70% от номинала).
2. Подтоварные ссуды - ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов: например, варрантов (свидетельств о принятии товаров на ответственное хранение на склад); железнодорожных накладных; коносаментов (свидетельств о приеме груза на борт корабля); накладных о перевозке грузов автомобилями, самолетами и т.д. Выдают ссуды в размере 50-70% стоимости товара.
3. Фондовые операции, то есть ссуды под обеспечение ценных бумаг (из расчета 50-60% обеспечения) и покупка ценных бумаг банком за свой счет (в основном это государственные ценные бумаги, акции нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий).
4. Лизинговые операции.
По степени ликвидности разделяются на 4 группы:
1) Первичные - самые ликвидные, не имеют риска, но и не приносят дохода. Это резервные средства (средства, которые каждый банк хранит в ЦБ. Для юр. лиц составляет 10% в рублях и валюте, для физических - 7% в рублях и 10% в валюте).
2} Вторичные - высоколиквидные активы. Которые имеют незначительную степень риска и приносят банку небольшой доход.
3) Кредитный портфель - приносит основной доход (примерно 65% всего дохода), но и является рискованным.
4) Инвестиционный портфель - приносит доход, имеет определенную степень риска, но основная доля приходится на ценные бумаги.
ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Расчеты аккредитивами
В соответствии с Положением о безналичных расчетах аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.
Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты.
Аккредитивная форма расчетов имеет несомненные достоинства. Поставщик получает дополнительные гарантии по своевременному получению оплаты от покупателя, поскольку, Как правило, отгрузка товара или выполнение каких-либо работ поставщиком производится уже после получения извещения об открытии аккредитива.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре между поставщиком и покупателем. В соответствии с Положением о безналичных расчетах в данном договоре должны быть предусмотрены следующие условия (помимо остальных существенных условий договора):
• наименование банка-эмитента (банк плательщика);
• наименование банка, обслуживающего получателя средств;
• наименование получателя средств;
• сумма, сроки действия и вид аккредитива;
• способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
• полный перечень и точная характеристика документов, предоставляемых получателем средств;
• ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств
• вид аккредитива (в случае, если отсутствует указание, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);
• условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
• номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;
• срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
• полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;
• наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дата основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
Расчеты чеками
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные (чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные (чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами). В данном разделе речь пойдет о расчетных чеках.
Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. . Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.
Порядок использования расчетных чеков в хозяйственной практике регулируется Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ним чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
• наименование «чек», включенное в текст документа;
• поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
• наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
• указание валюты платежа;
• указание даты и места составления чека;
• подпись лица, выписавшего чек,— чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. В
В соответствии с Гражданским кодексом платеж по чеку полностью или частично может быть гарантирован посредством аваля (поручительства). Аваль может быть выдан любым лицом, за исключением плательщика. На лицевой стороне чека либо на дополнительном листе авалист проставляет надпись «считать за аваль» с указанием своего наименования и реквизитов. Авалист отвечает по чеку так же, как и лицо, выписавшее чек, и в случае отказа последнего от оплаты чека чекодержатель вправе предъявить иск к любому или всем обязанным по чеку лицам (чекодатель, авалист, индоссант). Иск чекодержателя к обязанным по чеку лицам может быть предъявлен в, течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов. Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права
Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам).
В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.
Платежные требования предоставляются в банк получателя на бланке установленной формы. Кроме основных реквизитов платежных документов, указанных ранее, платежное требование должно содержать:
• условие оплаты (с акцептом или без);
• срок для акцепта (срок определяется контрагентами по основному договору, но не должен быть менее пяти рабочих дней);
• дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных основным договором документов, свидетельствующих о выполнении поставщиком условий договора;
• наименование товара, работ, услуг, реквизиты основного хозяйственного договора.
При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования передается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен плательщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основании указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.
Если плательщик отказывается от акцепта полностью или частично, то им в исполняющий банк представляется специальное заявление в трех экземплярах, в котором указываются мотивы отказа с обязательной ссылкой на условия договора или нормы права.
При неполучении исполняющим банком в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным, и на основании указанных в нем реквизитов исполняющий банк осуществляет платеж.
Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены случаи применения инкассовых поручений, а именно:
• в случаях, когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
• при взыскании по исполнительным листам.
Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. В данном случае порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта. Однако в сложившейся практику расчеты с использованием инкассовых поручений применяются основном для принудительного взыскания денежных средств соответствующими государственными контролирующими органами.
52Формы безналичных расчетов организации.
. Безналичные расчеты между предприятиями
Совокупность всех денежных платежей предприятия и как продавца, и как покупателя, и как плательщика финансовой системе, представляет собой его платежный оборот. Наибольшую долю в этом обороте занимают безналичные платежи, осуществляемые с помощью банковской системы. К принципам организации безналичных расчетов относят:
• обязательное хранение предприятиями своих денежных средств на банковских счетах;
• осуществление безналичных расчетов путем перечисления их со счета плательщика на счет получателя при посредничестве банка;
• осуществление платежей по распоряжению владельца, если иное не предусмотрено законом;
• выбор формы безналичных расчетов осуществляется контрагентами на основе договора.
Основой организации безналичных расчетов служит организация межбанковских расчетов, в которой используются система межфилиальных оборотов (МФО) и расчеты по корреспондентским счетам. Первой системой пользуются учреждения Центрального банка России, вторые применяются для расчетов хозяйствующих субъектов посредством коммерческих банков через учреждения ЦБР. С развитием банковской системы расчеты по корреспондентским счетам стали применяться и для прямых расчетов коммерческих банков друг с другом, минуя расчетно-кассовые центры ЦБР.
Хозяйствующие субъекты вправе открывать любое число счетов в любом банке по месту регистрации, или в банках вне места регистрации с их согласия. Между банком и клиентом заключается договор банковского счета, который регулирует права, обязанности и ответственность сторон. Банк хранит денежные средства клиента, зачисляет на счет поступающие суммы, выполняет распоряжения клиента о списании или выдаче средств, гарантирует тайну операций и счета, выдает выписки, отражающие денежные обороты клиента.
С учетом особенностей конкретной хозяйственной операции ее участники могут выбрать наиболее удобную форму безналичных расчетов:
• Платежное поручение представляет собой приказ банку перечислить указанную сумму со своего счета, принимаемый к исполнению лишь при наличии нужной суммы на счете. Используется преимущественно при предварительной оплате товаров и услуг, при расчетах в порядке плановых платежей, при уплате взносов в финансовую систему.
• Платежное требование (инкассовое поручение) широко применялось при акцептной форме расчетов, представляет собой поручение банку взыскать платеж. Используется преимущественно в практике взыскания безакцептных платежей в пользу финансовых органов, ряда тепло- энерго- водо-снабжающих организаций, а также на основании судебных решений, или по договору между сторонами.
• Платежное требование-поручение первоначально представляет собой требование поставщика покупателю оплатить стоимость поставленной продукции, или выполненных работ на основании отгрузочных документов, а затем, после акцептования, поручение плательщика банку перечислить получателю требуемую сумму. Используется по договору между участниками сделки.
• Чек представляет собой письменное ничем не обусловленное поручение владельца счета банку произвести платеж на указанную сумму в пользу получателя средств, указанного в чеке. Расчеты осуществляются в пределах сумм, депонированных владельцем на специальном счете. В настоящее время расчетные чеки с грифом «Россия» в платежном обороте не используются.
• Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выданное по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк-эмитент произведет платеж в пользу этого контрагента при получении документов и выполнении условий, оговоренных в аккредитиве. Аккредитив предназначен только для расчетов с одним получателем в пределах срока договора. В практике используют депонированные, гарантированные, безотзывные, отзывные, документарные аккредитивы на основании договоров между поставщиком и покупателем.
• Вексель, как форма расчетов, представляет собой стандартный документ между поставщиком и покупателем о порядке оплаты за продукцию и услуги на условиях коммерческого кредита. Надежность этой формы расчетов может быть повышена, если вексель акцептован или абонирован банком, т.е. банк гарантирует оплату по нему.
• Пластиковые карточки формально представляет собой не форму расчетов, а их средства, т.к. наличие карточки обусловлено открытием специального счета, с которого, по поручению владельца, и списываются денежные суммы в пользу контрагентов, или выдаются наличными. Различают карточки дебетовые и кредитовые, индивидуальные нкорпоратив-ные, карточки для банкоматов и частные предприятий торговли и услуг и др.
РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО
Гражданский кодекс РФ предусматривает расчеты по инкассо — исполнение инкассового поручения.
Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов.
при расчетах по инкассо банк обязуется по поручению своего клиента и за его счет получить от должника (плательщика) причитающиеся клиенту денежные средства и (или) акцепт платежа. Эти расчеты осуществляются на основе инкассового поручения получателя платежа. Инкассовое поручение может быть оформлено с помощью различных расчетных документов, а также иным способом (чеком, векселем).
В остальных случаях оплата по инкассо может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя документы регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
отечественная банковская практика знает такие формы акцепта, как положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному ,
документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение 3 рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта втечениеЗ рабочих дней.
ВАЛЮТНЫЙ КЛИРИНГ
Вмешательство государства в сферу международных. расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирингов — соглашений между правительствами двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств. '
Валютный клиринг отличается от внутреннего межбанковского клиринга. Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному клирингу в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу. Во-вторых, по внутреннему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, а при валютном клиринге возникает ' проблема погашения сальдо. I
Причинами введения валютных клирингов в 30-х гг. XX в. явились:
1) нестабильность экономики;
2) неуравновешенность платежных балансов;
3) неравномерное распределение золотовалютных резервов;
4) отмена золотого стандарта во внутреннем денежном обращении;
5) инфляция;
6) валютные ограничения;
7) обострение конкурентной борьбы.
Цели валютного клиринга (различны в зависимости от валютно-экономического положения страны):
1) выравнивание платежного баланса без затрат золотовалютных резервов;
2) получение льготного кредита от контрагента, имеющего активный платежный баланс;
3) ответная мера на дискриминационные действия другого государства;
4) безвозвратное финансирование страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.
Клиринг—главный, но не единственный вид платежного соглашения
Формы валютного клиринга. Эти формы разнообразны и могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
1) в зависимости от числа стран-участниц различаются:
а) односторонние;
б) двусторонние;
в) многосторонние;
г) международные;
2) по объему операций различаются:
а) полный клиринг, охватывающий до 95% платежного оборота;
б) частичный, распространяющийся на определенные операции;
3) по способу регулирования сальдо клирингового счета:
а) свободно конвертируемое;
б) условно конвертируемое (например, по истечению срока обязательств);
в) неконвертируемое.
ФАКТОРИНГ- является формой беззалогового финансирования поставок товаров (оказания услуг), осуществляемых на отсрочки платежа.
При этом обеспечением для банка является дебиторская задолженность покупателей перед поставщиком.
Факторинг полезен предприятиям для обеспечения роста объемов продаж и пополнения оборотного капитала.
Факторинг необходим, когда компания находится на этапе интенсивного развития, осваивает новый рынок и существует необходимость наиболее широкого представления реализуемой продукции на рынке.
Совокупность всех денежных платежей предприятия и как продавца, и как покупателя, и как плательщика финансовой системе, представляет собой его платежный оборот. Наибольшую долю в этом обороте занимают безналичные платежи, осуществляемые с помощью банковской системы. К пр