Цель: определение понятия и составляющих жизненного цикла продукта.
Задачи: изучить последовательность продолжительности циклов жизни новой техники и технологии.
Понятие управления жизненным циклом продукции в большей степени "произрастает" из потребностей сложных производств, существенной составляющей которых является деятельность, связанная с проектированием производимой продукции.
Информационными источниками для анализа цикла техники и технологии являются бизнес - план предприятия, отчет о наличии и движении основных средств, инвентарные карточки учета основных средств, баланс производственной мощности, план технического развития, бухгалтерский баланс и приложение к нему и другая документация. Для определения продолжительности использования оборудования, срока его применения рассчитывают следующие показатели.
№ п/п | Показатели | Пояснения |
| Коэффициент применения календарного фонда времени | Это отношение фактического к календарно фонду рабочего времени оборудования. |
| Коэффициент применения режимного фонда времени | Это отношение фактического к режимному фонду рабочего времени оборудования. |
| Коэффициент применения планового фонда времени | Это отношение фактического к плановому фонду рабочего времени оборудования. |
| Удельный вес простоев в календарном фонде | Рассчитываемый делением простоев оборудования на календарный фонд времени оборудования. |
Тема 14 «Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции»
Цели:определение затрат; их классификация.
Задачи:изучить особенности анализа косвенных и прямых затрат
Количество товаров, которое может реализовать предприятие, в значительной мере зависит от уровня затрат на их производство и реализацию. Отсюда затраты - важнейший фактор эффективного хозяйствования.
К затратам относят начисления и расходы, списанные в отчетном периоде с целью выявления конечного финансового результата.
Отражаются затраты через показатели себестоимости продукции, характеризующие в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, необходимые для производства и продаж.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и продажу.
Планирование и учет затрат на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Группировка затрат по элементам и статьям.
1. Материальные затраты (МЗ) 2. Затраты на оплату труда (Т) 3. Отчисления на социальные нужды (Осоц) 4. Амортизация основных средств (А) 5. Прочие затраты (износ НМА, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты, налоги) | |
Затраты предприятия классифицируются по разным признакам.
Классификация затрат на производство и реализацию продукции
| | | |
| По отношению к объектам калькуляции | | | (1) Прямые (связаны с производством отдельных видов продукции – сырье, материалы, зарплаты производственных рабочих) непосредственно относятся на объект калькуляции (2) Косвенные (связаны с производством нескольких видов продукции – общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание оборудования) относятся на объект калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате основных рабочих или всеми прямыми затратами или производственной площади) | |
|
В зависимости от поведения затрат при изменении объема производства | |
В зависимости от отражения в учете и отчетности | |
Схема направлений анализа себестоимости продукции
Устранение Неоправданных перерасходов | |
Ликвидация Непроизводительных затрат | |
Обобщение резервов возможного снижения себестоимости продукции | |
Полная себестоимость продукции | |
Схема группировки резервов снижения себестоимости продукции
По статьям прямых затрат: - сырье и материалы; - возвратные отходы; - технологическое топливо и энергия; - комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги; - оплата труда производственных рабочих; - расхода на тару, упаковку, транспортирование продукции в составе коммерческих расходов | |