Формализованные приемы и способы
Методы подразделяются на:
- традиционные методы экономической статистики (средних и относительных величин, группировок, графический, индексный);
- классические методы (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, балансовый, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, дисконтирования);
- математико-статистические (корреляционного, регрессионного, дисперсионного и факторного анализа, метод главных компонент);
- эконометрические методы (матричный и гармонический анализ, метод теории производственных функций);
- методы экономической кибернетики и оптимального программирования (системного анализа, машинного, линейного, нелинейного и динамического программирования);
- методы исследования операций и теории принятия решений (теории графов, игр и массового обслуживания, метод сетевых графиков).
Традиционные методы экономической статистики:
Метод средних величин:
Роль средних величин заключается в обобщении, т.е. замене множества индивидуальных значений признака некоторой средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений.
- средняя арифметическая.
- Средняя геометрическая
- средняя гармоническая.
- средняя хронологическая.
Метод группировки данных:
1) Структурные группировки предназначены для изучения структуры и состава совокупности. Оформляется, как правило, в виде таблицы
2) Аналитические группировки предназначены для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, характеризующими исследуемую совокупность.
3) Типологическая группировка. Для выделения определенных типов явлений или процессов.
В качестве показателей общности используются следующие величины: середина интервала, мода и медиана.
Один из наиболее востребованных методов анализа – индексный метод. При индексном методе индекс (I) любого показателя определяется делением его фактического значения на базисное.
Различают индивидуальные индексы, которые отражают соотношение измеряемых величин и агрегатные - характеризуют соотношение сложных величин, явлений.
Способы абс и отн разниц.
Способ абс разниц прим-ся для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном а-зе, но только в мультипликативных моделях и мультипликативно-аддитивного типа. При его исп-ии величина ф-ров расч-ся умнож-ем абс прироста значения исслед ф-ра на базовую величину ф-ров, к-е нах-ся справа от него, и на фактическую величину ф-ров, располож слева от модели.Т.о. с помощью этого м-да получаются те же рез-ты, что и способом цепно подстановки.Здесь необх следить, чтобы алгебраическая сумма прироста рез-го показ-ля за счет отд-х ф-ров=общему приросту.
Способ отн разниц прим-ся для измерения влияния ф-ров на прирост рез-го показателя только в мультипликативных моделях. Здесь исп-ся отн-ые приросты факторных показателей, выраженные в виде к-тов или %. Для расчета влияния 1 ф-ра необх базовую величину рез-го показателя умножить на относ-й прирост 1 ф-ра, выраж-го в виде дроби. Чтобы расч влияние 2 ф-ра, нужно к базовой величине рез-го показателя прибавить изм-ие его за счет 1 ф-ра и затем полученную сумму умножить на относ прирост 2 ф-ра..
Балансовый метод
Этот метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Особенно широко распространено использование метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Может применяться в качестве как основного, так и вспомогательного приема анализа хозяйственной деят-ти. В качестве основного балансовый метод используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости, например при анализе обеспечения п\п сырьем, материалами, т. к. вспомогательный, балансовый способ используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на совокупный результативный показатель. Если сумма факторов на результативный показатель равна отклонению результативного показателя от базового значения, это означает, что расчеты произведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных в расчетах ошибках. Балансовый метод применяют и для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов. Если ∆у = ∑ ∆у(хi), где у- результативный показатель, х- факторы, ∆у(хi)- отклонение результативного показателя за счет фактора хi, тогда ∆у(хi) = ∆у - ∑ ∆у(хi-1).
Факторный анализ.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.
основные этапы факторного анализа:
- Постановка цели анализа.
- Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
- Классификация и систематизация факторов.
- Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
- Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
- Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Способ сравнений
научный метод, когда изучаемое явление сопоставляют с уже известным, изученным ранее, для определения общих черт либо различий между ними. В экономическом анализе данный способ является одним из важнейших, так как с него начинается любой анализ. Сравнение представляет оценку и анализ исследуемого объекта по сравнению с аналогичными объектами. Главным условием сравнения показателей является их сопоставимость.
Базой для сравнения могут быть использованы:показатели прошлых лет;плановые и нормативные значения;уровни показателей конкурентов;теоретически максимально возможные, потенциальные и прогнозируемые показатели.
Различают также горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный виды сравнительного анализа.
Горизонтальный применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового.
С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом.
Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
При одномерном сравнительном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.
При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.
В экономическом анализе используются разные виды относительных величин:планового задания, динамики, структуры, интенсивности, эффективности и разные типы средних величин:среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др. (см. №9)
14 Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем
Наиболее распространенным видом анализа в хозяйственной практике является детерминированный анализ, т.е. анализ зависимостей между показателями с помощью жестко детерминированным факторных моделей. Основным результатом детерминированного анализа является разложение прироста результативного показателя, обусловленного совместным влиянием или изменением факторных признаков, на сумму частных приростов результативного показателя, любой из которых обусловлен изменением только одного фактора.
Различают четыре типа детерминированных моделей:
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид
.
Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой
.
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель.
Кратные модели: у=Х1/Х2
Смешанные моделипредставляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений: Y=(a+b)*c
Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.
Если исходная факторная модель у=Х1/Х2, а x1=x11+x12+..+x1n, то модель примет вид Y=(x11/x2)+(x12/x2)+..+x1n/x2.
Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:
Y=(x1*a*b*c)/( x2*a*b*c)=(x1/a)*(a/b)*(b/c)*(c/x2)/
Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число: x11=x1/a, x12=x2/a, y=x11/x12.
Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.
Интегральный способ.
Интегральный метод- позволяет избежать недостатков присущих методу цепных подстановок и достигнуть полного разложения отклонения результативного показат. по факторам. Интегральный метод:
Достоинствами интегрального метода следует признать полное разложение факторов и отсутствие необходимости устанавливать очередность действия факторов.
Метод универсален и используется в мультипликативных, кратных и смешанных моделях. – метода: большой объем вычислений и сложность использования в моделях более 4 факторов. Алгоритм расчета:
1. двухфакторная мультипликативная модель: у= А*В; ∆у(А)= ∆А* В0+1/2∆В*∆А;∆у(В)= ∆В*А0+1/2∆А*∆В.
2. 3-хфакторная мультипликативная: у=А*В*С; ∆у(А)= 1/2∆А* (В0*С1+С0*В1)+ ∆А*∆В*∆С / 3;
∆у(В)= 1/2∆В*(А0*С1+С0*А1)+ ∆А*∆В*∆С / 3;
∆у(С)= 1/2∆С*(А0*В1+В0*А1)+ ∆А*∆В*∆С / 3;