ВОПРОС: Компьютерное моделирование экономических процессов в логистической деятельности: моделирование процесса размещения элементов инфраструктуры.
Решения по размещению элементов инфраструктуры необходимо принимать каждый раз, когда организация открывает новые сооружения. Эти решения важны, поскольку они влияют на показатели деятельности организации в долгосрочной перспективе. Решения по размещению необходимо принимать всякий раз, когда организация расширяет масштабы своей деятельности, заключает новые крупные контракты или в ее операциях происходят крупные изменения.
При этом организации необходимо учесть множество факторов, как качественных, так и количественных. Количественные можно измерить или оценить (издержки, ставки ЗП, гранты на развитие, численность населения). Однако многие факторы (качество инфраструктуры, отношение общественности) относятся к качественным. Их нельзя представить в числовом виде.
Решение задачи о размещении элементов инфраструктуры организации разбивается на несколько этапов:
1. Выбор региона для размещения.
2. Детальный анализ выбранного региона и поиск подходящих
для размещения мест.
3. Уточнение условий размещения и окончательный выбор места
для размещения элементов инфраструктуры организации.
Выбор региона.
При выборе региона предполагаемого действия организациям приходиться учитывать множество факторов. Ниже перечислены важнейшие из них.
Факторы, влияющие на выбор места расположения торговой точки:
1. Плотность населения;
2. Расстояние до мест закупки товаров;
3. Удобство доступа;
4. Периодичность закупок на каждом месте закупки товаров;
5. Затраты на инфраструктуру и благоустройство;
6. Наличие конкурентов;
7. отношение органов власти;
8. прямые и косвенные затраты.
Детальный анализ выбранного региона и поиск подходящих для размещения мест.
После принятия решения по региону организация должна провести более детальный анализ территорий и отдельных мест. Для отыскания лучшего размещения элементов используются аргументы геометрического характера, при этом исходят из допущения, что никаких ограничений при выборе мест не существует. Проблема этого метода связана с тем, что предложенное место может оказаться непрактичным. Возможно, что вблизи предлагаемого места подходящих вариантов нет или они очень дорогие,
или там нет дорог, трудно нанять персонал, к тому же выбранное таким образом место фактически оказаться на вершине горы или в море.
Уточнение условий размещения и окончательный выбор места для размещения элементов инфраструктуры организации.
Для уточнения условий и мест размещения и принятия окончательного решения по размещению элемента инфраструктуры организации используются две основные модели: модель калькуляции затрат и модель начисления баллов. Их объединяют в класс методов принятия решения о размещении элементов инфраструктуры на основе реально доступных вариантов. Подходы на основе реально доступных вариантов выявляют доступные места, сопоставляют их характеристики и выбирают из них лучший вариант. Рассмотрим теперь подробнее каждую из приведенных моделей.
Модель калькуляции затрат основана на вычислении общих затрат на ведение деятельности для каждого возможного места и отыскание из них самого дешевого варианта.
Установить точные затраты на доставку продукции трудно и поэтому мы будем исходить из предположения что эти затраты пропорциональны расстоянию до этого поставщика. На практике эти затраты зависят не только от расстояния, на них так же влияет частота доставок, выбранный маршрут, типы заказов и т.д. Тем не менее, поскольку мы не знаем реальных затрат до тех пор пока не начнем фактически действовать, то можем вполне обоснованно прибегать к упрощениям. В связи с этим можно воспользоваться картой или координатами и рассчитать расстояние между точками по прямой.
Расстояние по прямой — разница в координатах Х+ разница в координатах У
Затем мы можем воспользоваться этим простым параметром, чтобы определить место с наименьшей общей стоимостью, если умножим вес груза на расстояние и количество закупок.
Хотя модели калькуляции затрат позволяют проводить полезное сопоставление вариантов, у них есть ряд слабых мест. Например, трудность получения точных данных по затратам, которые могут меняться со временем. К тому же ряд факторов нельзя представить в показателях затрат. Поэтому, чтобы исключить эти проблемы, лучше воспользоваться для сопоставления вариантов моделью начисления баллов, учитывающую в первую очередь факторы, важные для размещения, но которые не всегда возможно представить в числовом виде.
Хотя мы не можем выразить эти факторы в непосредственно числовом виде, мы можем отразить их, начисляя баллы. В общем случае модель начисления баллов состоит из 5 шагов.
1. На первом шаге следует решить, какие факторы в данном случае имеют отношение к принятию решения.
2. Далее присвоить каждому фактору максимальный балл, отражающий
его значимость.
3. Затем рассмотреть каждое место расположения по очереди и оценить
баллы по каждому из факторов, в пределах от нуля до максимально за
данного в шаге 2 значения.
4. Потом сложить отдельные баллы по всем факторам для каждого места расположения и определить место с наивысшей суммой баллов
5. Наконец принять окончательное решение на основе полученных результатов.
Постановка задачи по размещению элементов инфраструктуры организации.
Компания ООО "ТриО" планирует открытие нового магазина в Юго-западном районе Воронежа. Компания рассматривает три альтернативных варианта возможного размещения своего нового магазина (торговой точки, далее т/т).
После активного обсуждения был составлен список важных факторов, который необходимо учесть:
1) Количественные факторы, принятые к рассмотрению:
а) Расстояние до мест закупки товаров
б) Периодичность закупок на каждом месте закупки товаров
в) Затраты на инфраструктуру и благоустройство
2) Качественные факторы:
а) Плотность населения
б) Удобство доступа
в) Наличие конкурентов
Руководству компании известно расстояние до основных баз закупки товаров (табл. 1.1). Периодичности закупки товаров на каждой базе представлены в таблице 1.2. Затраты на инфраструктуру и благоустройство сведены в таблицу 1.3.
На основе выбранных факторов и данных таблиц осуществляется выбор места размещения элемента инфраструктуры.
Решение с помощью табличного процессора Ехсеl.
1. Сначала рассмотрим количественные факторы, указанные руководством компании при постановке задачи.
Таблица 1.1 Расстояния до баз закупки товаров
А | В | С | D | |
Расстояния | Торговые точки | |||
Т/т 1 | Т/т 2 | Т/т З | ||
Расстояние до базы №1, км |
А | В | С | D | |
Расстояние до базы №2, км | ||||
Расстояние до базы №3, км |
Периодичность закупок на каждой базе
Таблица 1.2
А | В | |
Наименование базы | Периодичность закупок | |
База №1 | 1 раз в день | |
База №2 | З раза в неделю | |
База №3 | 1 раз в 3 дня |
Затраты на инфраструктуру и благоустройство
Таблица 1.3
А | В |
16 Наименование базы | Затраты, руб. |
17 Т/т1 | |
1 8 Т/т 2 | |
19 Т/тЗ |
2. Поскольку периодичность закупок на каждой базе различна, для корректного дальнейшего сравнения приведем периодичность поставок к единому временному интервалу - месяцу и оформим результаты в виде табл.2.1
Таблица 2.1
Периодичность закупок на каждой базе за единый временной интервал
(месяц)
А | В | |
Наименование базы | Количество закупок за месяц | |
База №1 | ||
База №2 | 13,5 | |
База №3 |
Примечание: при приведении периодичности к единому временному интервалу (месяцу) использовались следующие соотношения: 1 месяц = 4,5 недели = 30 дней.
3. С учетом сформированной таблицы 2.1 вычислим фактические расстояния от баз поставщиков товаров до торговых точек. Расчеты представим в виде таблицы 2.2
Таблица 2.2 Расстояния до баз поставщиков с учетом периодичности закупок
А | В | С | ||
Расстояния | Торговые точки | |||
Т/т1 | Т/т 2 | Т/тЗ | ||
Расстояние до базы №1 , км | ||||
Расстояние до базы №2, км | 175,5 | |||
Расстояние до базы №3, км | ||||
Сумма | 515,5 | |||
Баллы 5,6 | 9,7 | 10,0 |
Примечание:
Адрес ячейки | Формула |
В31 | =В5*В24 |
В 34 | =Сумм(В31:ВЗЗ) |
В35 | = 10*МИН($В34:$D34)/В34 |
С помощью формулы из ячейки В35 производится нормировка количественного показателя, т.е. приведение его к сопоставимому с качественными показателями виду. Несложно заметить, что при расчетах по этой формуле минимальному значению расстояния будет присвоен максимальный балл (равный 10), а с возрастанием расстояния этот балл будет уменьшаться.
4. Для использования данных о стоимостных показателях открытия каждой торговой точки в модели начисления баллов требуется присвоить каждой торговой точке балл в соответствии с конкретным стоимостным показателем. Сделаем это и сведем результаты вычислений в таблицу 2.3
Таблица 2.3 Начисление баллов по фактору стоимости открытия Т/т
А | В | С | ||
Номер т/т | Т/т1 | Т/т 2 | Т/т З | |
Стоимость | ||||
Баллы | 8,4 | 10,0 | 5,0 |
Примечание:
Адрес ячейки | Формула |
В39 | =В17 |
В40 | =10*МИН($В39:$D39)/В39 |
5. Теперь перейдем к рассмотрению качественных факторов, отобранных для принятия решения о размещении магазина организацией. На этапе постановки задачи было принято решение о включении в модель следующих качественных факторов:
• Плотность населения
• Удобство доступа
• Наличие конкурентов
Максимальный балл для каждого фактора - 10. Экспертным методом были определены следующие баллы по каждому из факторов для всех торговых точек (см. табл. 3.1):
Таблица 3.1 Присвоение баллов каждому качественному фактору
А | В | С | Е | ||
Факторы | Максимальный балл | Значение факторов для каждой т/т | |||
Т/т1 | Т/т 2 | Т/т З | |||
Плотность населения | |||||
Удобство доступа | |||||
Наличие конкурентов |
6. Теперь сведем все полученные данные в таблицу 3.2 и на ее основе выберем наилучшее место для размещения торговой точки.
Таблица 3.2
Выбор лучшего места расположения магазина
А | В | С | Е | ||
Факторы | Вес фактора | Значение факторов для каждой т/т с учетом весовых коэффициентов | |||
Т/т 1 | Т/т 2 | Т/тЗ | |||
_53_ 54 | Плотность населения | 0,45 | 4,5 | 2,7 | |
Удобство доступа | 0,1 | 6.3 " | 0,6 | 0,9 | |
Наличие конкурентов | 0,3 | 0,6 | 2,7 | 1,5 | |
Затраты на доставку | 0,13 | 0,7 | 1,3 | 1,3 | |
Затраты на инфраструктуру | 0,02 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | |
Сумма | 5,4 | 9,3 | 6,5 | ||
Место |
Примечание:
Адрес ячейки | Формула |
С53 | =С45*$В53 |
С 54 | =С46*$В54 |
С55 | =С47*$В55 |
С56 | =В35*$В56 |
С57 | =В40*$В57 |
В58 | =СУММ(В53:В57) |
7. Принятие окончательного решения. Полученные баллы позволяют лучшим местом считать точку номер 2. Конечно, прежде чем принять окончательное решение компания должна рассмотреть и другую значимую информацию.