Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение
Смета составляется с учетом установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность таможенного органа и учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы. Смета составляется получателем бюджетных средств в двух экземплярах, утверждается в течение десяти рабочих дней со дня получения расходного расписания. Один экземпляр сметы направляется в вышестоящий таможенный орган и учреждение для осуществления контроля соответствия составления, утверждения и ведения сметы.
Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.
Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные – руководителя таможенного органа и учреждения, руководителя планово-финансовой службы таможенного органа и учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет таможенных органов и учреждений). Составление и утверждение сметы по представительствам таможенной службы Российской Федерации за рубежом осуществляется Федеральной таможенной службой России на основании информации представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом. Главный распорядитель бюджетных средств формирует свод смет подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств по состоянию на первое число месяца текущего квартала, а на начало и коней финансового года утверждает их у руководителя.
Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений:
– изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного таможенным органам и учреждениям в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации (кроме кодов классификации операций сектора государственного управления), требующих изменения показателей бюджетной росписи Федеральной таможенной службы и лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, не требующих изменения показателей бюджетной росписи Федеральной таможенной службы и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
Таможенные органы несут ответственность за перечисление в федеральный бюджет в полном объѐме налогов и сборов от внешней торговли. В Федеральном законе от 23.12.2004 № 174 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации» и в Бюджетном кодексе РФ дано понятие «администратор поступлений в бюджет». Администратор доходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ осуществляет: – начисление и учет платежей в бюджет; – контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей; – взыскание и принятия решений о возврате излишних уплаченных платежей в бюджет и штрафов. Администраторами поступлений в бюджет являются: – налоговые органы, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, таможенная служба. В соответствии с законом « О бюджете» в федеральный бюджет в полном объѐме поступают: налог на добавленную стоимость за ввозимые товары, акциз по подакцизным товарам, таможенные сборы, пошлины, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности, средства федерального бюджета о распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства.
Контроль в таможенном деле
Финансовый контроль– это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
– проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
– проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
– проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
– выявлении внутренних резервов производства;
– устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Текущий(оперативный) финансовый контроль – это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).
Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.).
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.
Обязательный проводится:
– в силу требований законодательства;
– по решению компетентных государственных органов.
Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.
В отношении участников внешнеэкономической деятельности проверки проводит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или ее территориальные органы. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и документарными. Стандартный срок проверки не должен превышать 30 рабочих дней, однако в исключительных случаях он может быть продлен.
Проверки проводятся Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России или ее территориальными органами (далее – органы госконтроля). Целью проверки является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований юридическими лицами, их руководителями или иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями.
Проверки могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными. Срок их проведения не должен превышать 30 рабочих дней. При необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований этот срок может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана, который утверждается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России и размещается на интернет-сайте службы (за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено законодательством РФ). Проверка участника внешнеэкономической деятельности включается в план, если истекает трехлетний период со дня государственной регистрации этого участника в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя или со дня окончания проведения в его отношении органом государственного контроля последней плановой проверки. При этом обязательным условием является осуществление таким участником внешнеэкономической деятельности в течение указанных трех лет внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
– истечение срока исполнения российским участником внешнеэкономической деятельности ранее выданного контролирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
– представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю России заявления о предоставлении лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономической операции с товарами и технологиями, в отношении которых установлен экспортный контроль;
– поступление в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю России обращений, заявлений, сообщений, содержащих сведения, которые указывают на признаки нарушения обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу безопасности РФ либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств
его доставки, а также в области экспортного контроля;
– наличие приказа органа госконтроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.