Красноярский институт железнодорожного транспорта -
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА -
филиал ФГБОУ ВПО
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
КРАСНОЯРСК 2013
Рецензент:
Г.В. Кочелорова – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» КриЖТ ИрГУПС.
Кирьянова, М.А. Методические указания по выполнению дипломной работы для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) / сост. М.А. Кирьянова, КТЖТ КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск : КрИЖТ ИрГУПС, 2013. - 30 с.
Методические указания разработаны с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в качестве руководства при выполнении дипломных работ. Методические указания определяют требования к содержанию и оформлению дипломной работы и правила по организации ее выполнения и защиты, предназначены для студентов, а также преподавателей, руководителей дипломных работ и рецензентов.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Протокол №5 от «18» января 2013г.
Председатель цикловой комиссии Кирьянова М.А.
Рекомендовано к изданию методическим советом КрИЖТ ИрГУПС
Печатается в авторской редакции
ã М.А. Кирьянова, 2013
ã КрИЖТ ИрГУПС, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 7
2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ 9
3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ... 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... Ошибка! Закладка не определена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА.. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.. 30
ВВЕДЕНИЕ
Заключительным этапом учебного процесса, реализующим конечные цели подготовки специалистов по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) является Государственная (итоговая) аттестация, включающая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы).
Дипломная работа наглядно демонстрирует степень овладения студентами, соответствующими специальности видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными и общими компетенциями.
Целями выполнения дипломной работы являются:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, практический опыт их применения при решении конкретных профессиональных задач;
- развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
- определение уровня подготовленности студентов для эффективного выполнения профессиональных задач.
В дипломной работе будущий специалист должен подтвердить достаточный уровень теоретической и практической подготовки, показать умение профессионально решать задачи экономического, организационно-управленческого и исследовательского характера.
Объектом исследования должно быть конкретное предприятие.
Дипломной работой, защищаемой студентом перед государственной аттестационной комиссией, подтверждается овладение соответствующими специальности видами профессиональной деятельности, в том числе профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присуждения квалификации по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
В настоящее время возрастает значение творческой составляющей в деятельности специалиста в области бухгалтерского учета. Высоко ценится творческий работник, умеющий выявлять, идентифицировать и анализировать проблемы, способный принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Это обстоятельство должно учитываться при выполнении дипломной работы.
Обязательное требование к выпускной квалификационной работе - соответствие тематики дипломной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Дипломная работа должна быть направлена на анализ состояния учета и отчетности в организации с целью рационализации управления экономическим, производственным, финансовым и социальным развитием.
При выполнении дипломной работы студент использует знания, умения, практический опыт, полученные в процессе теоретического обучения, учебной и производственной практики, учебно-методическую литературу, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты, статистические данные, учетные, плановые, отчетные документы предприятий (организаций), на которых проходил преддипломную практику и другие разрешенные для использования источники.
Дипломная работа должна выполняться с использованием современных информационных технологий, в том числе с использованием программных продуктов для проведения расчетов и построения моделей.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель дипломной работы.
Студент должен уметь рационально распределять свои усилия по этапам выполнения дипломной работы в соответствии с календарным планом, который разрабатывается цикловой комиссией и утверждается руководителем.
В процессе выполнения дипломной работы студент обязан посещать консультации, проводимые руководителем дипломной работы в соответствии с утвержденным графиком.
Большое значение в процессе выполнения дипломной работы имеет преддипломная практика, направленная на углубление первоначального профессионального опыта студентов, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм. В рамках преддипломной практики студент собирает, систематизирует и анализирует материалы для практической части дипломной работы.
Защита дипломных работ проводится в сроки, утвержденные графиком. На предварительную защиту студент представляет полностью завершенную и оформленную дипломную работу, а также демонстрационные материалы.
Перед выполнением дипломной работы необходимо ознакомиться с настоящими методическими указаниями.
При выполнении дипломной работы студент должен:
- обосновать актуальность выбранной темы;
- раскрыть методологические проблемы, связанные с выбранной темой исследования;
- изучить нормативно-правовую базу, подобрать и проанализировать литературные источники по теме исследования;
- сформулировать цель и задачи исследования;
- решить задачи исследования в соответствии с поставленной целью;
- использовать современные методы исследования, информационные технологии и компьютерную технику;
- обосновать практическую значимость работы;
- сформулировать результаты исследования и дать им оценку;
- правильно оформить дипломную работу.
ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ
Дипломная работа должна содержать:
1) титульный лист;
2) задание на дипломную работу;
3) содержание;
4) введение;
5) основную часть;
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения.
2.1 Титульный лист
Для размещения утверждающих и согласующих подписей дипломная работа должна комплектоваться титульным листом по ГОСТ 2.105-95. Титульный лист является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для поиска документа.
Пример оформления титульного листа дипломной работы приведен в приложении 4.
2.2 Задание на дипломную работу
Задание утверждается заместителем директора по учебно-методической работе, подписывается руководителем дипломной работы, председателем цикловой комиссией специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», заведующим отделением и студентом, принявшим задание к исполнению.
2.3 Содержание
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Содержание включают в общее количество листов дипломной работы.
Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с красной строки, номера раздела или подраздела и прописной буквы. Слово «Введение» не имеет номера и пишется над заглавной буквой раздела 1.
Рекомендуется составлять содержание в виде таблицы, отображая сетку таблицы при распечатывании в скрытом виде.
Пример оформления содержания приведен в приложении 5.
2.4 Введение
Введение является очень важной составной частью дипломной работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы дипломной работы, четко определяется цель, формулируются конкретные задачи, указывается объект и предмет исследования, описываются методы, используемые при выполнении дипломной работы и результаты работы, а также отражается краткое описание структуры дипломной работы.
Актуальность темы дипломной работы характеризует ее современность, важность, значимость. Другими словами – это аргументация необходимости исследования темы дипломной работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.
Цель дипломной работы - это то, что студент хочет осуществить в своей исследовательской деятельности, какой необходимо достигнуть конечный результат в дипломной работе. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить (желаемый результат).
Например, цель дипломной работы может быть определена следующим образом: Изучить особенности организации учета финансовых результатов на предприятии, провести анализ и выработать предложения, направленные на увеличение прибыли.
Задачи дипломной работы - это средства реализации поставленной цели (через что через что достигается цель). Каждой задаче, как правило, посвящена отдельная часть дипломной работы. Задачи могут начинаться словами: изучить, исследовать, рассмотреть, раскрыть, проанализировать, разработать и т.д. Количество задач должно быть 3-5.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов;
2) изучить практически организацию бухгалтерского учета финансовых результатов в ОАО «Краспригород»;
3) провести анализ финансовых результатов деятельности организации; 4) выявить резервы увеличения прибыли и рентабельности на исследуемом предприятии.
Объект исследования дипломной работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.
Предмет исследования дипломной работы – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.
Объект исследования дипломной работы более широкое понятие по сравнению с предметом исследования. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта дипломной работы.
Предмет во введении к дипломной работе указывается после определения объекта.
Например:
Объектом исследования является автотранспортное предприятие ОАО «Краспригород», основным видом деятельности которого, является предоставление услуг по транспортным перевозкам пассажирского и грузового транспорта.
Предметом исследования является организация учета финансовых результатов на предприятии и анализ финансовых результатов деятельности организации.
Введение целесообразно писать после выполнения основной части работы, так как появляется возможность более точно отразить содержание темы. Общий объем введения составляет 3-5 страниц печатного текста.
Методы, используемые при выполнении дипломной работы. Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой дипломной работе используется метод анализа литературы, нормативно-правовой документации, анализ первичных и сводных бухгалтерских документов, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Краткое описание структуры дипломной работы может выглядеть следующим образом: структурно дипломная работа состоит из введения, двух разделов (глав) основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Закончить введение можно следующим образом: «В процессе выполнения дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, первичные документы, бухгалтерская отчетность ОАО «Краспригород», книги, статьи по бухгалтерскому учету, анализу финансово-хозяйственной деятельности ведущих отечественных и зарубежных специалистов».
2.5 Основная часть
Основная часть дипломной работы должна содержать две главы (теоретическую и практическую), всесторонне раскрывающие выбранную тему дипломной работы. Каждая глава делится на три параграфа.
В первой главе (теоретической) рассматриваются теоретические аспекты исследуемых вопросов применительно к рассматриваемому объекту в соответствии с поставленными задачами.
Например:
Глава 1 Теоретические аспекты учета и анализа финансовых результатов.
1.1 Экономическое содержание доходов и расходов.
1.2 Учет финансовых результатов.
1.3 Анализ финансовых результатов.
Следовательно, в первой главе студенту необходимо рассмотреть экономическое содержание доходов и расходов, структуру и порядок формирования финансовых результатов согласно нормативно-правовым документам по бухгалтерскому учету; охарактеризовать значение, задачи и источники анализа финансовых результатов, анализ состава и динамики балансовой прибыли, анализ показателей рентабельности и т.д.
Вторая глава (практическая) содержит описание проделанной практической работы, анализ и интерпретацию результатов.
Например:
Глава 2 «Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов в ОАО «Краспригород»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.2 Бухгалтерский учет финансовых результатов в организации.
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности организации.
Практическая часть дипломной работы непосредственно связана с объектом исследования, поэтому, прежде всего, в этой главе должна быть представлена организационно-экономическая характеристика предприятия.
В организационно-экономической характеристике следует сделать краткое описание предприятия (название, когда и кем было основано, указать основные реквизиты), указать организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, закрытое или открытое акционерное общество); описать основные виды деятельности, специфику деятельности предприятия; представить организационную структуру предприятия; произвести расчет основных финансово-экономических показателей предприятия.
Далее студенту необходимо исследовать организацию бухгалтерского учета финансовых результатов непосредственно в организации, а затем провести анализ финансовых результатов деятельности организации и сделать соответствующие выводы.
При написании отдельных глав необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между главами и последовательность перехода от одной части к другой. Каждую главу целесообразно заканчивать краткими выводами.
В основной части диплома необходимо делать ссылки на источники информации, то есть на то, откуда Вы берете материал.
Общий объем основной части составляет 50-60 страниц печатного текста, т.е. 25-30 страниц на каждую главу.
2.6 Заключение
Заключение отражает сущность выполненной дипломной работы, содержит ответы на поставленные задачи, оценку полученных результатов и рекомендации.
2.7 Список использованных источников
Список должен содержать сведения об использованных источниках, поэтому при выполнении дипломной работы, записывайте сведения о каждом источнике, с которым вы работали. В него входят нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, электронные ресурсы.
Список использованных источников должен быть оформлен согласно ГОСТ 7.1-2003 СИБИД «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Литература должна быть современная (желательно последних 3- 4 лет, т. е. 2010-2013);
Примеры оформления списка использованных источников приведены в приложении 6.
Независимо от компоновки использованных источников, нумерация их должна быть сплошная (от первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел – начало записи.
Список использованных источников включают в содержание работы. Слова «Список использованных источников» не имеют номера раздела и пишут в содержании под номером последнего раздела или подраздела.
Количество использованных источников должно быть не менее 30 наименований.
2.8 Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. Это могут быть промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, графический материал. В обязательном порядке в качестве приложений выступает бухгалтерская отчетность предприятия, на основе которой проводится анализ.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.
Приложение может иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Приложения включают в содержание работы, они не имеют номера и пишутся под списком литературы с указанием их буквенных номеров и заголовков.
Формулы приложений должны нумероваться арабскими цифрами в пределах каждого приложения. Номер формулы приложения состоит из обозначения приложения и номера формулы, разделенные точкой, например (А.3).
Иллюстрации приложений нумеруются в пределах приложений. Номер иллюстрации приложения состоит из обозначения приложения и номера иллюстрации, разделенные точкой, например – Рисунок А.3.
Таблицы приложений нумеруются в приделах приложения с добавлением перед номером таблицы обозначения приложения, например «Таблица А.1 - ……».
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ
3.1 Общие требования
Работа должна выполняться на листах формата А4 (ГОСТ 2.301-68).
Каждый лист, за исключением титульного листа, должен снабжаться рамкой и основной надписью по ГОСТ 2.104-2006.
Текст должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала. Шрифт Times New Roman должен быть чёрного цвета, высота букв, цифр и других знаков – кегль 14, допускается в таблицах кегль 12. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты различной гарнитуры (курсив или полужирный шрифт).
Текст следует печатать, отступая от рамки до границ текста в начале и конце строк не менее 3 мм, сверху и снизу – не менее 10 мм. Абзацы в тексте должны начинаться с отступом 15-17 мм от границы теста.
3.2 Построение текста
Текст документа при необходимости разделяют на разделы и подразделы (главы и подглавы).
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа (части, книги), обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:
1 Анализ финансовых результатов
Нумерация пунктов первого раздела документа
2 Анализ рентабельности
Нумерация пунктов второго раздела документа
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3 Анализ финансового положения и эффективности деятельности предприятия
3.1 Анализ ликвидности и платежеспособности
Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа
3.2 Анализ финансовой устойчивости
Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела документа
Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Если текст документа подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа.
Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Пример.
а) ___________________
б) ___________________
1)_______________
2)_______________
в) ___________________
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.
Разделы (главы) должны иметь заголовки. Подразделы, пункты, подпункты заголовков могут не иметь. Заголовки можно начинать с абзацного отступа или центровать.
Каждый раздел текстового документа, относящегося к учебной документации, необходимо начинать с нового листа (страницы).
Нумерация страниц документа и приложений, входящих в состав этого документа, должна быть выполнена арабскими цифрами и сквозная. Номер страницы проставляют в крайне правой позиции основной надписи без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
3.3 Изложение текста
Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.
В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
В тексте документа не допускается:
- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
- применять произвольные словообразования;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;
- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблицы, в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
Перечень допускаемых сокращений слов установлен в ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.
Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м.
Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.
Пример
От 10 до 100 кг.
От плюс 10 до минус 40 °С.
Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать ; .
При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби допускается записывать его виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32; (50А—4С) / (40В + 20).
3.4 Формулы
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример.
Рентабельность продаж Р1, % , вычисляют по формуле (1)
, (1)
где П – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
В – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа (крайняя позиция) в круглых скобках. Одну формулу обозначают - (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например,… в формуле (1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
3.5 Оформление иллюстраций
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.
Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Схема…… .
Если рисунок изображает графики или диаграммы, то вдоль середины осей должны быть надписи с обозначением величины и единицы ее измерения.
3.6 Построение таблиц
Таблицы применяются для улучшения наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.
При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.
Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
Таблицу в зависимости от ее размера помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к документу.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.
Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах физических величин (например в миллиметрах, вольтах), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, например, «Размеры в миллиметрах», а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических величин.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, можно не проводить.
Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. порядковые номера не проставляют.
Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными ГОСТ 2.321, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например D – диаметр, Н – высота, L – длина.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
Числовое значение показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя.
Значение показателя, приведенное в виде текста, записывают на уровне первой строки наименования показателя.
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
3.7 Ссылки
Ссылки заключают в квадратные скобки, например: [8, с. 15], где 8 – порядковый номер используемого источника, 15 – страница, на которую Вы ссылаетесь в документе под № 8.
3.8 Примечания
Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.
Примечания не должны содержать требований.
Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами.
Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.
3.9 Примеры
Примеры могут быть приведены в тех случаях, когда они поясняют требования документа или способствуют более краткому их изложению.
Примеры размещают, нумеруют и оформляют так же, как и примечания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
(на выбор студента «Учет и аудит….. или Учет и анализ….)
1. Учет и аудит (анализ) основных средств (на примере ………).
2. Учет и аудит (анализ) нематериальных активов (на примере ………).
3. Учет и аудит (анализ) материально-производственных запасов (на примере ………).
4. Учет и аудит (анализ) готовой продукции и ее продажи (на примере ………).
5. Учет и аудит (анализ) производственных запасов (на примере ………).
6. Учет и аудит (анализ) товарно-материальных ценностей (на примере ………).
7. Учет и аудит (а