Тема 3. Бюджетная система Российской Федерации
Модели построения бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах. Бюджетное устройство Российской Федерации. Виды бюджетов. Принципы построения бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет Российской Федерации.
Бюджетная классификация.
Структура доходов и расходов федерального бюджета. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты.
Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета. Характеристика налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
Экономическое содержание расходов бюджета. Состав и структура расходов бюджетов.
Принципы и методы планирования бюджетов.
Бюджетный процесс.
Бюджетная политика. Бюджетная политика Российской Федерации.
Тема 4. Налоги и налогообложение
Экономическая сущность и функции налогов. Принципы налогообложения.
Налоговая политика государства. Основные этапы налоговой реформы в РФ.
Налоговая система России.
Классификация налогов.
Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, плательщики, объект налогообложения, ставки, налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты.
Акцизы и таможенные сборы: экономическое содержание, плательщики, объекты налогообложения, налоговые льготы, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.
Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, плательщики, объект налогообложения, особенности формирования доходов и расходов предприятия для целей налогообложения, ставка, порядок исчисления и сроки уплаты.
Единый социальный налог: экономическое содержание, плательщики, объект налогообложения, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.
Транспортный налог: экономическое содержание, плательщики, объект налогообложения, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты.
Налог на имущество предприятий и организаций: экономическое содержание, плательщики, объекты налогообложения, методика расчета среднегодовой стоимости имущества, льготы, ставка, порядок исчисления и сроки уплаты.
Местные налоги.
Налогообложение субъектов малого бизнеса.
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Сущность и порядок ведения налогового учета в Российской Федерации.
Оптимизация налогового бремени организаций.
Тема 5. Экономика организаций (предприятий)
Организация (предприятие) как основное звено экономики: понятие, признаки, организационно - правовые формы, условия функционирования. Технико-экономические особенности предприятий различных отраслей экономики.
Производственные фонды предприятий (основные и оборотные): понятие, состав, структура, показатели эффективности использования. Амортизация и износ основных фондов, их роль в воспроизводстве основных фондов. Капитальные вложения и инвестиции, их значение для повышения эффективности функционирования предприятия.
Трудовые ресурсы организаций (предприятий): профессиональный и квалификационный состав, особенности структуры персонала предприятий различных отраслей экономики. Производительность труда и ее роль в повышении эффективности деятельности предприятия. Оплата труда: формы и государственное регулирование.
Издержки производства и себестоимость продукции: понятие, классификация, структура, пути снижения.
Прибыль и рентабельность: понятия, виды, методы расчета, факторы роста.
Экономическая эффективность производства и внедрения повой технологии: понятия, виды, показатели.
Планирование деятельности предприятия: виды, цели, задачи. Роль стратегического планирования. Бизнес-план: назначение, функции, содержание.
Тема 6. Менеджмент
Сущность и задачи менеджмента.
Виды управления. Субъекты и уровни управления. Функции управления.
Понятие организации. Основные характеристики организации, ее зависимость от внешней среды. Закономерности развития организации.
Понятие успешного управления организацией. Составляющие успешного управления организацией.
Интеграция как способ увеличения потенциальной эффективности организации. Интеграция структуры. Методы интеграции различных типов окружающей среды. Методы достижения эффективной интеграции.
Функциональная структура менеджмента. Основные функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль, их сущность и содержание. Виды менеджмента. Регулирование и контроллинг в организации деятельности.
Стратегии руководства предпринимательской деятельностью в современных условиях.
Понятие юридической и социальной ответственности организации. Этика в современном управлении.
Сущность процесса принятия решений. Модели и методы принятия решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Оценка эффективности управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений и система ответственности.
Факторы эффективности менеджмента. Особенности определения эффективности деятельности организации в различных сферах бизнеса.
Реструктуризация и реинжиниринг организаций.
Тема 7. Маркетинг
Маркетинг как философия бизнеса и функция управления современной организацией. Цели и «универсальные» функции маркетинга. Концепции маркетинга: их сущность, содержание, общие черты и различия, взаимосвязи.
Рынок и характеристика основных элементов рыночного механизма. Классификация рынков. Оценка рыночного спроса, регионального спроса, фактического сбыта и доли рынка. Виды, критерии и стратегии сегментации потребителей. Выбор целевых сегментов. Позиционирование продукта на рынке: понятие, пути, основания для позиционирования и выявление маркетинговых приоритетов. Критерии позиционирования.
Товар и его производные. Показатели товара и их значение при совершении покупок на рынке. Жизненный цикл товара и его основные стадии: главная цель, задачи, соотношение элементов маркетинга и особенности работы компаний на каждой из данных стадий. Управление портфелем заказов на товары. Оценка конкурентоспособности товара и особенности ее проведения в маркетинговой практике.
Торговые марки и торговые знаки как средство индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Выбор торговой марки и пути перевода продуктов в разряд марочных. Марочные стратегии и особенности их применения в деятельности современных организаций.
Политика организации в области ценообразования: определение целей, изучение внешней среды, оценка внутренних факторов. Выбор стратегии и метода ценообразования, установление окончательной цены и ее корректировка с учетом работы на рынке.
Коммуникационная политика организации и продвижение товаров на рынке: реклама, связи с общественностью, личная продажа, стимулирование сбыта, брэндинг, спонсоринг, продукт - плейсмент.