Создание интеллектуальных сетей
В бизнесе NovaCare терапевты-профессионалы, создающие стоимость, в основном являются самодостаточными, автономными. Инвертированная структура, вместе с необходимым программным обеспечением и системой стимулирования, позволяет NovaCare повысить эффективность работы врачей, одновременно обеспечивая им необходимую оперативную автономию. В других компаниях к интеллектуальному капиталу обращаются для создания ценности при решении проблем, которые не под силу отдельному профессионалу. Когда задачи усложняются или становятся более расплывчатыми, ни люди, ни организации не могут знать точно, каков их реальный масштаб, в чем будут заключаться основные трудности и у кого могут оказаться потенциальные новые решения.
Для того чтобы справиться с крупными проблемами и максимально использовать собственные интеллектуальные активы, ряд компаний использует форму самоорганизующейся сети, которую мы назовем паутиной. Мы используем этот термин для того, чтобы избежать путаницы с другими, более традиционными сетевыми формами, свойственными холдинговым компаниям или матричным организациям. Обычно «паутина» быстро собирает людей вместе для решения конкретной проблемы, а затем также быстро распускает их, когда работа закончена. Сила подобных взаимосвязей так велика, что даже незначительное число членов— независимых профессионалов команды (8-10 человек) — может в сотни раз увеличить когнитивные способности организации. (См. рисунок «Объединение нескольких экспертов...)
Обратимся к группе специалистов по слияниям и поглощениям в Merrill Lynch. В головном центре фирмы они в основном работают вместе с другими экспертами в области финансов или рынков ценных бумаг. Но когда появляется возможность для крупной сделки или приходит важный клиент, он немедленно оказывается в центре внимания профессионалов. Для ведения переговоров и операций в каждом таком случае формируется особая команда специалистов. Подобные проекты настолько сложны, что, как говорит один руководитель «банкиров-всезнаек нет. Нельзя держать консультантов, действующих только на отдельном участке работы, а клиент не заинтересован в том, чтобы общаться с множеством специалистов». Ключевая задача заключается в кратковременном объединении способностей различных специалистов для решения проблемы одного потребителя. Менеджеры, руководящие клиентскими командами и, соответственно, лучше всех понимающие их нужды, обычно координируют группы профессионалов, но не имеют прямого, иерархического контроля над их членами.
Несмотря на популярность виртуальных организаций и электронных сетей, немногие компании понимают, когда и как можно эффективно применять сетевые взаимосвязи для получения максимальной отдачи от профессионального интеллекта. Как показывает пример Merrill Lynch, сети позволяют гибко сочетать высокую специализацию в различных областях с многочисленными географически удаленными контактами и при этом сосредоточиться на какой-либо одной задаче или группе клиентов. Но без специально адаптированных процессов оценки, которые обеспечивают продвижение сотрудников по служебной лестнице и их вознаграждение, данная система работать не будет.
В течение года в ходе разнообразных проектов сотрудники Merrill Lynch взаимодействуют со множеством своих коллег. Все они в конфиденциальном порядке делятся своими мнениями о всех, с кем приходилось работать. Люди готовы обмениваться знаниями и сотрудничать, потому что уровень их вознаграждения зависит от степени вовлеченности в коллективную работу, а вознаграждение становится важнейшим мотивирующим фактором. Для получения полной картины работы отдельно го человека устанавливается много тесных личных контактов между членами команды. По словам одного из вице-президен- тов группы по слияниям и поглощениям, «помимо приносимой их работой прибыли, люди оцениваются по тому, насколько хорошо они включаются в различные проекты, работают в составе групп, справляются с требованиями клиентов. Корпоративная культура наказывает тех, кто не вписывается в команду или не способен удовлетворить нужды потребителя. В соответствии с этим с помощью "паутин" удается хорошо организовать внутрикорпоративные связи».
Поскольку все «паутины» уникальны по своему назначению, моделям и организационным взаимоотношениям, нет единственно верного, «лучшего» способа управлять ими. Для многих проектов может не быть руководящего центра. Часто, если цель или задача достаточно ясны, решения, по взаимному согласию сторон, могут приходить неформальным путем. Когда различные центры передовых знаний должны действовать скоординированно, они могут сами делегировать временные полномочия руководителю проекта. В других случаях организация назначает одного человека в качестве ведущего, чтобы ускорить принятие решений или определить окончательные обязательства.
То, как группы взаимодействуют между собой, и то, что они добровольно сообщают друг другу, столь же важно, как и имеющееся у каждой из них передовое знание. Однако практически в любом случаее поощрение общих интересов, общих ценностей и взаимоприемлемых решений существенно для эффективного использования интеллектуального капитала организации. Исследования показывают, что для достижения данной цели руководители должны побуждать специалистов быть членами различных команд (что способствует укреплению контактов, совместному обучению и неформальному обмену данными). Руководители должны поддерживать размытость иерархических отношений, периодически пересматривать уровень требований к показателям результативности, избегать слишком сложных правил при распределении прибыли между командами, совершенствовать механизмы непрерывного обновления информации о внешней среде (например, об изменениях в налоговом законодательстве, потребностях клиентов или результатах научных исследований), вовлекать в оценку эффективности того или иного специалиста как клиентов, так и других сотрудников, присуждать участникам рабочих групп индивидуальные и командные вознаграждения. Такие сознательно структурированные действия могут смягчить многие ошибки в управлении.
Другой ключевой фактор эффективности в большинстве «паутин» — технологии. Компьютеры дают возможность гораздо большему, чем раньше, числу разнообразных по характеру и специализации профессионалов, к тому же географически разбросанных, совместно трудиться над проектом. Поскольку общедоступные телекоммуникационные сети позволяют оставаться на связи практически повсеместно, ключом к эффективности сетевых систем обычно становится программное обеспечение. Оно задает общий язык коммуникаций и аккумулирует принципиально важные фактические данные о внешней среде. Именно программное обеспечение позволяет участникам команды находить источники информации (обычно с помощью электронных меню, интернет-браузеров, похожих на Netscape, или электронных досок объявлений). Наконец, таким путем поддерживается интерактивный обмен. Конечно, каждая группа в каждой географической точке имеет собственное аналитическое программное обеспечение. Но взаимодействие в сетях, программные средства автоматизации коллективной работы и интерактивные технологии в сочетании с общей корпоративной средой^ выступают основными факторами успеха этих систем.
Многое можно сделать для привлечения и использования профессионального интеллекта с помощью тщательного отбора специалистов, обучения и мотивационных мер. Но чаще всего только управления человеческим интеллектом недостаточно. Важнейшее значение для сбора, сосредоточения и увеличения суммы знаний имеют революционные организационные структуры, поддерживаемые специально созданными программами. Такие системы объединяют локальные центры по оказанию услуг и накопленные профессиональными организациями знания, интеллектуальные навыки и опыт. Эти системы связывают отдельных специалистов с компанией, обеспечивая их базами данных, аналитическими моделями и коммуникациями, которые они не могут найти в другом месте. Эти инструменты позволяют профессионалам в эффективности своей работы выйти за рамки индивидуальных способностей. Таким образом, специалисты могут достигать внутри организации большего, чем они могли бы сделать сами по себе.
Ни одна организационная форма не идеальна. Часто в одной компании успешно сосуществуют различные системы управления. Если они используются должным образом, то помогают компании привлечь, сохранить, поддержать и применить интеллект для разных целей. Следовательно, для каждой формы необходим тщательно подготовленный набор норм корпоративной культуры, поддерживаемых программным обеспечением и системами оценки эффективности и вознаграждения приспособленными к конкретным целям организации.