Повышение эффективности профессионального интеллекта
Принято считать, что для повышения профессионального уровня возможностей мало. В течение некоторого времени пилот может управлять только одним самолетом, повар — приготовить ограниченное количество блюд, исследователь — провести лишь некоторое число уникальных экспериментов, врач — диагностировать заболевания только одного пациента. В таких ситуациях увеличение числа специалистов умножает затраты настолько же, насколько и выгоды. В прежние времена подобный рост чаще всего не позволял экономить, так как координирующие, контролирующие или поддерживающие бюрократические структуры расширялись быстрее, чем база профессионалов. Университеты, больницы, исследовательские фирмы, аудиторские и консалтинговые компании, — пожалуй, все платили высокую цену за увеличение отдачи от интеллектуального труда.
В течение многих лет существовало только два способа, которыми организации могли интенсифицировать свою деятельность: либо повышая рабочую и учебную нагрузку, либо увеличивая число ассистентов при каждом профессионале. Последнее даже стало общепринятым значением термина «интенсификация» в сфере права, аудита и консультационных услуг.
Но новые технологии и подходы ломают традиционную экономику управления профессиональным интеллектом. Многие организации, например Merrill Lynch, Andersen Worldwide и NovaCare, нашли эффективные способы связать новые программы, системы стимулирования и модели организации таким образом, чтобы этот комплекс мер поднял профессиональный интеллект на более высокий уровень. Каждая компания разработала решения, приспособленные для конкретных нужд ее бизнеса. При этом общих, основополагающих принципов всего несколько.
Расширение возможностей профессионалов через овладение знаниями с помощью систем и программного обеспечения. Ключевая интеллектуальная ценность многих финансовых организаций — например, Merrill Lynch и State Street Bank — это люди (эксперты) и системное программное обеспечение. С помощью специальных программ специалисты собирают и анализируют данные, необходимые для принятия инвестиционных решений. Некоторые финансовые специалисты, работающие в главных офисах, совершенствуют свои аналитические навыки в тесном общении с другими экспертами или обращаясь к массивам информации о сделках. Корпоративное программное обеспечение и базы данных поддерживают интеллектуальный капитал компании, позволяя профессионалам анализировать рынки, ценные бумаги и экономические тенденции такими методами, которые в иной ситуации были бы недоступны. Затем системы распространяют полученные инвестиционные рекомендации среди брокеров в розничных офисах, а те продолжают цепочку, адаптируя советы центра к потребностям отдельных клиентов. Если представить себе эту организацию как соприкасающуюся с клиентами в многочисленных точках, или узлах, ее эффективность будет равна ценности знания, умноженной на число использующих его узлов. Создание ценности интенсифицируется, если эксперименты в главном центре увеличивают знание, а системы стимулирования поддерживают самомотивированное творчество сотрудников на местах (подход «зачем»).
Розничный брокерский бизнес Merrill Lynch в целом построен так, как описано выше. Около 18000 брокеров корпорации работают в более чем 500 географически разбросанных офисах и предлагают своим клиентам конкретные инвестиционные решения. Обычные розничные брокеры не являются высококвалифицированными профессионалами, потратившими годы на серьезное обучение, но все-таки служат миллионам клиентов по всему миру, предоставляя им разнообразные инвестиционные рекомендации и подробную актуальную информацию о тысячах сложных финансовых инструментов.
Электронные системы хранят агрегированный опыт Merrill Lynch, что позволяет менее подготовленным сотрудникам быстро достичь уровня эффективности, обычно свойственного их гораздо более опытным коллегам. Компьютерная система фирмы обеспечивает точность когнитивного знания розничного брокера, которое он к тому же может своевременно применить.
Информационные технологии Merrill Lynch позволяют центру сохранять и распространять между брокерскими конторами данные о сделках, правилах торгов, доходности, характеристиках ценных бумаг и их наличии в продаже, проблемах налогообложения, о новых предложениях. Программное обеспечение компании, доступное в режиме онлайн, служит инструментом ускоренного обучения. Оно позволяет всем брокерам следить за текущим законодательством, избегать арифметических или орфографических ошибок и поставлять клиентам актуальную рыночную информацию. Сбор и распространение знаний фирмы с помощью программного обеспечения дает Merrill Lynch возможность в полной мере использовать свой интеллектуальный капитал.
Информационные технологии позволяют современной крупной брокерской фирме быть одновременно гибкой и эффективной. Как централизованная организация она может обладать полной информационной властью, доступной только крупному предприятию, и, как и на крупном предприятии, здесь будет наблюдаться экономия за счет объема. Но на местах все брокеры управляют своими небольшими подразделениями и клиентами независимо, как самостоятельные конторы. Их система вознаграждения соответствует системе вознаграждения частных предпринимателей. Центр при этом выступает прежде всего в качестве информационного ресурса, координатора коммуникаций или справочного бюро (в нетипичных случаях). Персонал на местах связывается с центром для получения дополнительной информации, позволяющей принять более эффективное решение, а не для того, чтобы запросить инструкции или конкретный совет. В то же время центр может в электронном режиме следить за качеством и согласованностью локальных операций. Большинство правил запрограммировано в системе и меняется автоматически. Электронные системы заменяют человека, выполняющего процедуры управления и контроля. Они также могут исключить массу рутины, высвободить сотрудников для более персонализированной или квалифицированной работы, сделать ее более децентрализованной, интересной, приносящей большее удовлетворение.
Как преодолеть нежелание профессионалов обмениваться информацией. Обмен информацией крайне важен, потому что ценность интеллектуальных активов, в отличие от материальных, возрастает при их использовании. В условиях должного стимулирования знание и интеллект благодаря обмену увеличиваются в геометрической прогрессии. Это свойственно всем кривым обучения и опыта. Базовое положение теории коммуникации гласит, что потенциальные выгоды сети возрастают прямо пропорционально росту числа узлов, которые данная сеть может успешно соединить. Нетрудно понять, как происходит увеличение. Когда два человека обмениваются своими знаниями, происходит линейный рост информации и опыта. Но если оба потом делятся своим новым знанием с другими — каждый из которых задает вопросы, вносит дополнения и изменения, — рост становится скачкообразным. Компании, которые используют информацию из внешних источников — клиентов, поставщиков и специалистов, например фирм, занимающихся дизайном или разработкой программного обеспечения, могут добиться еще больших преимуществ. Использование экспоненциального роста может иметь далеко идущие стратегические последствия. Когда компания приобретает конкурентное преимущество на основе знаний, ей проще сохранять свое лидерство, а конкурентам труднее догнать ее.
Однако у профессионалов обмен самым главным активом — знаниями — часто наталкивается на сопротивление и связан с рядом серьезных проблем. Конкуренция среди специалистов постоянно затрудняет диалог. Когда их просят сотрудничать на равных, они обычно не спешат откликнуться, стараясь завершить собственные решения. Их профессиональная гордость страдает потому, что при совместной работе трудно выделить заслуги лиц, которые действительно внесли интеллектуальный вклад в то или иное дело. Поэтому для налаживания информационного обмена необходимы сильные побудительные мотивы.
И даже при эффективной мотивации распространению знаний может помешать склонность каждой профессиональной группы считать <ебя элитой с особыми культурными ценностями. Многие специалисты не испытывают большого уважения к представителям других профессий, даже если все стороны- участники стремятся к одной цели. Часто в производственных компаниях исследователи презирают разработчиков продукции, а те в свою очередь — инженеров. В сфере здравоохранения ученые с пренебрежением относятся к врачам (потому что те «не знают первопричин»). Врачи не испытывают уважения к исследователям (которые «не понимают различий между реальными пациентами») и медсестрам (которые «не разбираются в медицине»). Медсестры без пиетета воспринимают и врачей, и исследователей (у которых «нет настоящего сострадания»). И все три группы презирают администраторов (как «бесполезных бюрократов»).
Для упрощения обмена знаниями Andersen Worldwide разработала электронную систему, связывающую 82 000 человек в 360 офисах в 76 странах мира. Эта ретрансляционная сеть Т1 под названием ANet соединяет более 85% профессионалов Andersen с помощью цифровых, голосовых и видеоканалов. ANet позволяет специалистам компании быстро организоваться для решения проблемы клиента в любой части света, размещая данные на электронных досках и используя современные системы связи. Таким образом, ANet использует возможности, которые в иной ситуации остались бы без применения, и расширяет наборы решений, доступных клиентам. Возможности реализовать различные задачи также увеличиваются за счет централизованных хранилищ данных, тщательно структурированных по темам, клиентам и ресурсам. Эти данные доступны либо через ANet, либо на CD-дисках, распространяемых по офисам.
Первоначально Andersen затрачивала большие средства на аппаратное обеспечение, поездки и профессиональное обучение, чтобы поощрять людей не только отслеживать обмены по сети, но и встречаться лично для обсуждения важных вопросов. Однако результаты были неутешительными. Выяснилось, что основные изменения, которые заставили бы эту структуру работать, следовало внести в систему стимулирования. Важно, что степень участия в ANet и применения ее возможностей начали учитывать при переводе того или иного работника на новую должность и при пересмотре его зарплаты. Чтобы шире внедрить использование ANet, старшие партнеры специально ставили перед сотрудниками задачи, направляя свои вопросы по электронной почте с условием, что «ответ должен быть готов к 10 часам». Пока не были осуществлены эти внутрикорпоративные перемены, ANet не приносила почти никаких плодов, несмотря на свою технологическую мощь и потенциальную эффективность.
Организация вокруг интеллекта. В прошлом большинство компаний стремилось увеличить отдачу от инвестиций в материальные активы: недвижимость, заводы и оборудование. В этом состояла главная задача менеджмента. Например, продуктивность производства оценивалась в основном по решениям высшего руководства в отношении капитальных вложений, соблюдения стандартных процедур, объема продуктовой линейки и полноты утилизации. Что касается интеллектуальных активов, то тут ситуация складывалась иначе: адаптированные решения для бесконечной череды новых проблем обычно создают отдельные профессионалы.