Финансовая система: характеристика сфер и звеньев
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система
Финансовая система России включает следующие звенья:
· государственные и муниципальные финансы – государственный бюджет, бюджеты внебюджетных фондов, государственный кредит;
· фонды страхования;
· финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
· финансы домохозяйств.
Два первых звена финансовой системы – государственные и муниципальные финансы, государственные фонды страхования относятся к сфере централизованных финансов, а финансы организаций и финансы домохозяйств – к сфере децентрализованных финансов.
Функционирование всех звеньев финансовой системы подчинено общей цели – мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.
Государственный бюджет представляет собой форму финансовых отношений в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит перераспределение средств между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения, реализуются пропорции потребления и накопления.
Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно, предназначены для удовлетворения важнейших общественных потребностей (социальное и пенсионное обеспечение, здравоохранение и др). По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды представлены в виде двух групп:
· внебюджетные фонды социального характера;
· внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.
Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов проводится консолидация государственных внебюджетных фондов с федеральным бюджетом.
Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемных средств, а также кредитор и гарант. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством (через эмиссию и размещение государственных ценных бумаг) временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а так же способствует их предупреждению. Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих замкнутое распределение ущерба между участниками страховых отношений и возмещению его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении страховых случаев.
Финансы домашних хозяйств – это обособленная часть системы финансовых отношений, вызванная формированием и распределением фондов денежных средств в рамках многочисленных домашних бюджетов.
Основой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов, так как именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В то же время определенная часть бюджетных средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий.
Особенности функционирования финансовых систем экономически развитых стран проявляются в следующем. Особое значение в системе децентрализованных финансов (финансы хозяйствующих субъектов) и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Существует многообразие типов финансовых посредников, которые выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Основные виды «финансовых продуктов» финансовых посредников в США приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств) финансовых учреждений (посредников) США
Финансовые посредники | Активы (приобретаемые финансовые продукты) | Обязательства (продаваемые финансовые продукты) |
Коммерческие банки | Ссуды фирмам Потребительские ссуды Закладные | Чековый депозит Сберегательные депозиты Срочные депозиты |
Сберегательные институты | Закладные | Сберегательные депозиты Срочные депозиты |
Кредитные союзы | Потребительские ссуды | Сберегательные депозиты |
Компании, занимающиеся страхованием жизни | Облигации компаний Закладные | Полисы страхования жизни |
Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев | Муниципальные облигации Акции компаний Государственные ценные бумаги | Полисы страхования от несчастных случаев Накопления в пенсионном фонде |
Частные пенсионные фонды | Акции компаний Облигации компаний | Накопления в пенсионном фонде |
Государственные пенсионные фонды | Облигации компаний Акции компаний Государственные ценные бумаги | Накопления в пенсионном фонде |
Паевые фонды | Акции компаний Государственные ценные бумаги Муниципальные облигации Облигации компаний | Паи |
Паевые фонды денежного рынка | Ценные бумаги денежного рынка | Паи |
Финансовые компании | Потребительские ссуды Ссуды фирмам | Коммерческие бумаги Облигации |
Федеральные агентства | Правительственные ссуды | Ценные бумаги федеральных агентств |
1.3. Финансовая политика: содержание и роль на современном этапе развития государства
Государственная финансовая политика является частью социально-экономической политики по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций финансовая политика является частью социально – экономической политики государства представляет собой финансовую политику.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
· разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач;
· создание адекватного финансового механизма;
· управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Задачи финансовой политики определяются ее содержанием и заключаются в следующем:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации социально – экономической политики государства;
2) установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии финансовой и экономической политики;
5) создание эффективной системы управления финансами.
Роль финансовой политики заключается в том, что она позволяет конкретизировать главные направления развития народного хозяйства, определить общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разработать механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.
Типы финансовой политики
Выбор приоритета финансовой политики связан с особенностями этапа социально-экономического развития страны, с господствующими в обществе экономическими и финансовыми концепциями.
Анализ в историческом аспекте финансовой политики, используемой различными государствами, позволяет выделить три основные ее этапа:
· классическая финансовая политика;
· регулирующая финансовая политика;
· планово-директивная финансовая политика.
Классическая финансовая политика господствовала до конца 20-х годов XX в. и в ее основе лежали теории Адама Смита, Давида Риккардо и их последователей. Согласно их теориям, главным регулятором хозяйственных процессов выступал рыночный механизм. Государство придерживалось политики невмешательства в экономику. Следствием такой концепции были следующие направления финансовой политики:
· ограничение государственных расходов;
· обеспечение условий для формирования и пополнения равновесного сбалансированного бюджета;
· в основе налоговой системы лежали косвенные и имущественные налоги.
Система управления финансами была проста и сосредоточена, в основном, в министерстве финансов, а именно в казначействе.