Финансовая система: характеристика сфер и звеньев

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система

Финансовая система России включает следующие звенья:

· государственные и муниципальные финансы – государственный бюджет, бюджеты внебюджетных фондов, государственный кредит;

· фонды страхования;

· финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности;

· финансы домохозяйств.

Два первых звена финансовой системы – государственные и муниципальные финансы, государственные фонды страхования относятся к сфере централизованных финансов, а финансы организаций и финансы домохозяйств – к сфере децентрализованных финансов.

Функционирование всех звеньев финансовой системы подчинено общей цели – мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Государственный бюджет представляет собой форму финансовых отношений в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит перераспределение средств между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения, реализуются пропорции потребления и накопления.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно, предназначены для удовлетворения важнейших общественных потребностей (социальное и пенсионное обеспечение, здравоохранение и др). По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды представлены в виде двух групп:

· внебюджетные фонды социального характера;

· внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.

Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов проводится консолидация государственных внебюджетных фондов с федеральным бюджетом.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемных средств, а также кредитор и гарант. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством (через эмиссию и размещение государственных ценных бумаг) временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а так же способствует их предупреждению. Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих замкнутое распределение ущерба между участниками страховых отношений и возмещению его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении страховых случаев.

Финансы домашних хозяйств – это обособленная часть системы финансовых отношений, вызванная формированием и распределением фондов денежных средств в рамках многочисленных домашних бюджетов.

Основой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов, так как именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.

Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В то же время определенная часть бюджетных средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий.

Особенности функционирования финансовых систем экономически развитых стран проявляются в следующем. Особое значение в системе децентрализованных финансов (финансы хозяйствующих субъектов) и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Существует многообразие типов финансовых посредников, которые выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Основные виды «финансовых продуктов» финансовых посредников в США приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств) финансовых учреждений (посредников) США

Финансовые посредники Активы (приобретаемые финансовые продукты) Обязательства (продаваемые финансовые продукты)
Коммерческие банки Ссуды фирмам Потребительские ссуды Закладные Чековый депозит Сберегательные депозиты Срочные депозиты
Сберегательные институты Закладные Сберегательные депозиты Срочные депозиты
Кредитные союзы Потребительские ссуды Сберегательные депозиты
Компании, занимающиеся страхованием жизни Облигации компаний Закладные Полисы страхования жизни
Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев Муниципальные облигации Акции компаний Государственные ценные бумаги Полисы страхования от несчастных случаев Накопления в пенсионном фонде
Частные пенсионные фонды Акции компаний Облигации компаний Накопления в пенсионном фонде
Государственные пенсионные фонды Облигации компаний Акции компаний Государственные ценные бумаги Накопления в пенсионном фонде
Паевые фонды Акции компаний Государственные ценные бумаги Муниципальные облигации Облигации компаний Паи
Паевые фонды денежного рынка Ценные бумаги денежного рынка Паи
Финансовые компании Потребительские ссуды Ссуды фирмам Коммерческие бумаги Облигации
Федеральные агентства Правительственные ссуды Ценные бумаги федеральных агентств

1.3. Финансовая политика: содержание и роль на современном этапе развития государства

Государственная финансовая политика является частью социально-экономической политики по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций финансовая политика является частью социально – экономической политики государства представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

· разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач;

· создание адекватного финансового механизма;

· управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики определяются ее содержанием и заключаются в следующем:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации социально – экономической политики государства;

2) установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии финансовой и экономической политики;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Роль финансовой политики заключается в том, что она позволяет конкретизировать главные направления развития народного хозяйства, определить общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разработать механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

Типы финансовой политики

Выбор приоритета финансовой политики связан с особенностями этапа социально-экономического развития страны, с господствующими в обществе экономическими и финансовыми концепциями.

Анализ в историческом аспекте финансовой политики, используемой различными государствами, позволяет выделить три основные ее этапа:

· классическая финансовая политика;

· регулирующая финансовая политика;

· планово-директивная финансовая политика.

Классическая финансовая политика господствовала до конца 20-х годов XX в. и в ее основе лежали теории Адама Смита, Давида Риккардо и их последователей. Согласно их теориям, главным регулятором хозяйственных процессов выступал рыночный механизм. Государство придерживалось политики невмешательства в экономику. Следствием такой концепции были следующие направления финансовой политики:

· ограничение государственных расходов;

· обеспечение условий для формирования и пополнения равновесного сбалансированного бюджета;

· в основе налоговой системы лежали косвенные и имущественные налоги.

Система управления финансами была проста и сосредоточена, в основном, в министерстве финансов, а именно в казначействе.

Наши рекомендации