Тема 3. Способы регулировки частоты вращения ДПТ НВ
1. Введение добавочного сопротивления в цепь якоря двигателя
Недостатки: потери на нагрев добавочных сопротивлений.
Применяется: для ограничения пусковых токов, реализация ступенчатого режима.
- Регулирование при изменении напряжения якоря двигателя
Достоинством: этого метода является экономичность и возможность плавного регулирования скорости.
Недостаток: установка преобразователя. Напр.
3. Изменение магнитного потока двигателя, т.е. изменение тока возбуждения.
кФ1< кФ2
Все двигатели постоянного тока нельзя запускать с отключённой обмоткой возбуждения.
M=IякФ
кФ1>кФ2
При уменьшенным потока может наступить режим, называемый режимом опрокидывания, когда ,M-пи.<,M-с.
Причины ограничения регулирования скорости ДПТ НВ:
- при увеличении Iв магнитная система двигателя насыщается
при
- при изменении тока возбуждения, но постоянном моменте сопротивления на валу двигателя может наступить момент опрокидывания. Нужно найти критическое значение потока при данном моменте.
Ров=(5-10%)Рд
Часто используют двухзонное регулирование.
1 зона – регулирование скорости осуществляется путем изменения напряжения якоря; диапазон скоростей от 0 до wн
2 зона – регулирование путем уменьшения потока возбуждения – w>wн
кФ=vae
U=const
кФ=const
U=var
Д.З. №4.
1. Можно ли регулировать скорость вращения реостатным способом на холостом ходу.
2. Сравнительная характеристика способов регулирования скорости вращения ДПТ.
3. Тормозные режимы ДПТ.
4. Расчет пусковых добавочных сопротивлений
Паспортные данные:
Рн=кВт Uян=220В Іян=8,07А nн=1500 Rя=5,7Ом
естественную характеристику, искусственную Uнш=0,8Uяк, кФ-? При увеличении скорости холостого хода на 10%.
Д\З
Тормозные режимы ДПТ
Тормозные режимы используются для быстрой остановки и изменения направления вращения двигателя, а также создания тормозного момента в подъемных и прочих механизмах.
- Рекуперативное торможение с отдачей энергии в сеть.
Характеристика является продолжением характеристики в двигательном режиме, если w>wo
Eя>U Iя<0
Этот режим возможен:
- в подъемных механизмах и электротранспорте (при активном характере момента сопротивления);
- при переходе с одной характеристики на другую;
Для реализации этого вида торможения необходимо, чтобы источник питания позволял протекание тока в обратном направлении.
2. Динамическое торможение осуществляется путем отключения якоря от источника питания и замыкания якорной цепи на добавочное сопротивление.
Для ДПТ ПВ режим динамического торможения может быть осуществлен 2 способами:
- при независимом подключении обмотки возбуждения;
- в режиме самовозбуждения.
При переводе в режим динамического торможения обмотку возбуждения ДПТ ПВ необходимо реверсировать или обмотка возбуждения включается в диагональ диодного моста.
3. Торможение противовключения – ТПВ при активном характере момента сопротивления Мс→акт.
Осуществляется введением большого добавочного сопротивления.
- ТВП при реверсе скорости двигателя
Реверс осуществляется путем изменения полярности напряжения якоря или напряжения обмотки возбуждения с введением добавочных сопротивлений.