Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция.

Фирма – это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность.

Предприятие – отдельная самостоятельно действующая хозяйственная единица, производящая товары или оказывающая услуги. Оно представляет собой хозяйствующий субъект, объединяющий сотрудников для достижения общих целей, несущий социальную ответственность в экономической системе общества и действующий рационально. Рациональность определяется системой целей предприятия.

Типы предприятий в рыночной экономике.

Типы предприятий могут определяться:

- порядком формирования и минимальной величиной уставного капитала;

- ответственностью по обязательствам предприятий;

- перечнем и правами учредителей и участников предприятий.

I Коммерческие организации:

1. Товарищества– объединение лиц, при котором требуется их активное участие в деятельности товарищества.

2. Общества- совокупность капиталов, не требующие обязательного участия в деятельности общества.

а) ООО- учрежденная 1 или несколькими лицами коммерческая организация, уставной капитал которой делится на доли, определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам, их риск ограничивается потерей капитала, переданного в качестве вклада в уставный капитал.

б) ОДО– аналогично, но ответственность участников не ограничивается размером их первоначального вклада в УК. Они несут субсидиарную ответственность (если долг не может выплатить одно лицо, то его выплачивает с другого обязанного лица).

3. АО- коммерческая организация, УК которой делится на определенное количество долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией), удовлетворяющие обязательственные права участников АО (акционеров) по отношению к обществу.

а) Для ОАО характерно: право проводить публичную подписку на свои акции (возможность отчуждать свои акции без согласия других акционеров); число акционеров не ограничено. ОАО обязано ежегодно публиковать отчет о прибылях и убытках (бух. баланс).

б) ЗАО на в праве проводить открытую подписку, круг акционеров заранее оговорен. Число акционеров не>50 (иначе становится открытым или ликвидируется).

4.Унитарные предприятия, основанные

- на праве полного хозяйственного ведения (они не являются собственниками закрепленного за ними имущества, а обладают только вещными правами);

- на праве оперативного управления (федеральные, казенные п/п (атомная эл/станция, монетный двор)- на них распространяются бюджетные финансирования, но они работают по утвержденному плану).

5.Производственные кооперативы- добровольные объединения граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их трудовом (ином) участии и объединении его членами паевых взносов. (субсидиарная ответственность).

II. Некоммерческие организации:

1. Потребительские кооперативы- добровольное объединение граждан и ЮЛ на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей, осуществляемое путем паевых взносов.

2. Общинные и религиозные организации - добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или нематериальных ценностей.

3. Фонд - не имеющая членства организация, учрежденная гражданами и ЮЛ на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные или общественно-полезные цели.

4. Учреждения- организация, созданная собственником для осуществления управленческих социо - культурных или др. некоммерческих функций и финансируемые им полностью или частично.

Целевая функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг.

Современные фирмы реализуют целевую функцию в условиях взаимодействия факторов внешней и внутренней среды функционирования.

Внутреннюю среду формируют цели и задачи хозяйственной деятельности, организационная структура, используемая технология выпуска, профессионально-квалификационный состав работников.

К внешней среде относятся поставщики ресурсов, потребители выпускаемой продукции, конкуренты, банки, рекламные агентства, аудиторские и страховые компании, фонды, государство и т. д. внешняя среда деятельности фирмы характеризуется такими чертами, как сложность, нестабильность, асимметричность распределения информации, неопределенность.

Наши рекомендации