Права и обязанности покупателя.
2 основные обязанности:
-принять товар. Обязанность явл-ся кредиторской, т.е. она не подлежит принудительному исполнению, но в случае уклонения покупателя от исполнения этой обязанности продавец может потребовать от него возмещения убытков.
- обязанность оплатить товар. Распространены сложные способы расчета: аккредитивы, инкассо. Использование этих способов расчета обусловлено повышенными рисками м/н торговли, а также необходимостью соблюдения валютного законодательства. (если какие-нить деньги уходят с территории страны, то соотв товар должен прийти на территорию).
Для таких способ расчетов М/Н торговой палатой были разработаны систематизированные сборники обычаев: унифицированные правила по инкассо и унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Широко применяются на практике.
22. Ответственность за нарушение договора международной купли-продажи товаров.
Основание ответственности:
Ответственность по ВК строится на началах причинения без учета вины нарушителя, т.к.:
1) Стороны м/н К-П - это профессиональные коммерсанты, предприниматели, отв без вины
2) ВК предусматривает обст-ва, искл ответственность, а именно:
a. Ответственность не наступает, если нарушение договора было вызвано обст-вам, соотв 2 критериям:
i. Непреодолимость, т.е. обст-во дб вне контроля стороны – нарушителя
ii. Непредвиденность, т.е. стороны не могли предвидеть наступление такихобст-в при заключении договора.
Если исполнение обяз-ва было возложено на 3 лицо (напр., перевозчик, банк и т.д.), то сторона освобождается от ответственности, если вышеперечисленные основания для освобождения действовали и для стороны договора, и для 3 лица одновременно.
Основание ответственности: отв-ть наступает – по общему правилу – когда нарушение обязательства уже произошло. Однако ВК предусматривает т.к. предвидимое нарушение договора/ обяз-ва. Суть: в том случае, если сторона не преступает к исполнению обяз-ва либо исполняет его настолько медленно, что оно не будет исполнено вовремя, другая сторона вправе отказаться от договора и потребовать возмещение убытков
Виды ответственности:
а. Возмещение убытков.
Ä Взыскание неустоек допускается, если они предусмотрены соглашением сторон либо соотв. применимым нац. правом
Ä Законные проценты взыскиваются, если они предусмотрены соотв. применимым нац. правом (ст. 395 ГК)
б. Принудительное исполнение обязательства в натуре (ст. 398 ГК). Определяется по правилам нац. законодательства.
В странах германской правовой семьи такое исполнение допускается по общему правилу. Общее правило: в романских и англосаксонских странах принудительное исполнение не допускается.
В англосакс.странах есть разные способы воздействия на должника: Фр.: а) консенсуальная система перехода ПС, б) астренд – постоянно начисляемая пеня в пользу взыскателя, уплачиваемая до момента исполнения.
Ванглосакс странах широко используется отв-ть за неуважение к суду
в. Расторжение договора при его нарушении. Расторжение ввиду нарушения, при котором потерпевшая сторона в значительной мере лишается того, на что она могла бы рассчитывать при исполнении договора.
ВК, в отл. от ГК, при расторжении договора, по общему правилу, предполагает возврат сторонами всего полученного по договору
23. Международные торговые термины ИНКОТЕРМС: общая характеристика, сфера и условия применения.
По общему правилу передача товара происходит в месте нахождения продавца и продавец не обязан доставлять товар до покупателя. Но в целях уточнения правового положения сторон по договору, принято детализировать обязанности, связанные с передачей товара. Обычно это делается путем использования базисов поставки.
Базис поставки – система прав и обязанностей сторон договора К-П, связанных с передачей товара, его перевозкой, несением расходов во время перевозки, а также рисков случайной гибели, повреждения, иных расходов на товар.
Характерная особенность ВЭО: наличие общепризнанных систем базисов поставок.
Наиболее известной систематизацией этого базиса явл-ся: Международное правило о толковании м/н торговых терминов ИНКОТЕРМС, издаваемое м/н торговой палатой, нах в г. Рим.
ИНКОТЕРМС – не единственная систематизация базисов поставки, но наиболее известная. Существуют иные систематизации, причем как тех которые содержатся в ИНКОТЕРМС, так и тех, которых в нем нет.
Напр, CIF (Есть в ИНКОТЕРМС).
Существует редакции ИНКОТЕРМС 1936 года, 1953, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 (действуют с 1.01.2011 года).
Стороны в своих отношениях могут применять любую редакцию ИНКОТЕРМС. По умолчанию предполагается, что принимается последняя редакция и для применения более ранней редакции надо сделать соотв ссылку. Надо учитывать, что базис собственно поставки и базис цены могут отличаться. Базис поставки определяет, кто из сторон, какие обязанности по доставке несет. Базис цены определяет, возмещение каких расходов, связанных с доставкой, какой из сторон производится
П.: Базис цены определяется, как доставка до таможенной границы, чтобы сумма на таможне не была велика, т.к. без оговорки и разделения базисов, предполагается, что входит в цену весь путь доставки. Как правило базисы поставки и базис цены совпадает при перевозки товара на морском и авиа транспорте.
Для определения базиса поставки стороны в своем договоре должны указать:
F Базис, который они выбрали (EXW, не желательно использовать русскую аббр.)
F Указывается географическая точка (Екатеринбург, Комс.,23)
F Желательно указать, какой сборник базисов используется (ИНКОТЕРМ, 2010)
Можно раскидать по разным местам договора.
24. Базисы поставки ИНКОТЕРМС: группы базисов, применимость в отношении отдельных видов перевозки.
Все базисы поделены на 4 группы:
Группа “E” - В НЕЙ только один базис «EXW» - самовывоз (exwork); передача товара производится со склада или завода продавца. Единственная обязанность продавца предоставить возможность для погрузки товара на транспорт покупателя; в качестве геогр. Точки указывается место, где находится склад или завод продавца, т.е. место отгрузки, откуда идет товар.
Группа «F» - В ней 3 базиса.
1) Универсальный: FCA ("FREECARRIER”) – свободный перевозчик (франкоперевозчик). По этому базису договор перевозки заключается покупателем, а продавец обязан только доставить и передать товар нанятому покупателем перевозчику в согласованном месте.
В качестве геогр точки указывается место отгрузки: откуда идет товар. Здесь покупатель забирает не со склада, а из Кольцово, напр.
Все риски, связанные с товаром, переходят к покупателю с момента отгрузки.
2) Специальныйбазис: FAS (Free along shipboard)
Товар считается переданным, а все риски - перешедшими к покупателю с момента, когда товар выставлен на причале и подготовлен к перегрузке. Используется для перевозки груза морским речным транспортом.
3) Специальный базис:FOB (Freeonboard, франкоборд):
Товар считается переданным, а все риски - перешедшими к покупателю с момента пересечения грузом ЛИНИИ поручней судна.
Т.е. грузят краном сверху на уровне поручней, падает товар в воду – риски на продавце, падает товар за поручни на борт – риски на покупателе.
Геогр. Точкой указывается порт отправления
Группа «С»: в ней Основной базис и 3 его модификации.
1) CPT (costpaidto – ценауплаченадо). – основной базис.
Договор перевозки заключается продавцом, но все риски, связанные с товаром переходят к покупателю с момента отгрузки товара.
Разрыв между контролем на товар и рисками.
2) CIP (cost insurance paid – заплачена цена и страховка).
В дополнение к базису продавец обязан застраховать товар на время его нахождения в пути в пользу покупателя. Указывается место назначение товара.
3) CFR (cost, Fraht)
4) CIF (cost, insurance, fraht)
3,4, - перевозка морским транспортом.
Группа «D».
1. DAF (DELIVERY - frontier) – продавец должен доставить товар до согласованного пограничного перехода и несет все риски, связанные с п товаром до момента доставки. Географическая точка: соответствующий пограничный переход.
Некорректно указывать ДАФ для морского и для воздушного транспорта, т.к. нет фактического пересечения границ.
2. DES –(доставка с судна) Товар считается переданным покупателю, и все риски считаются перешедшими к нему с момента пересечения грузов линии площади судна в порту назначения. Географ точка – порт назначения.
3. DEQ(доставка с пристани) Товар считается переданным покупателю, и все риски считаются перешедшими к нему с момента, когда груз разгружен на причале.Географ точка – порт назначения.
4. DDP (deliverydutypaid) – продавец обязан доставить товар до согласованного места назначения и несет все риски до момента доставки.
При этом на продавце лежат все расходы, связанные с уплатой таможенных пошлин, иные адм. расходы до места назначения. Геогр точка: место назначения груза
5. DDU (deliverydutyunpaid)– продавец обязан доставить товар до согласованного места назначения и несет все риски до момента доставки.
Но расходы не включены. Геогр точка: место назначения груза.
3 – 5 перевозка морским транспортом.