Налоги и налоговая система в РФ. Влияние системы налогообложения на финансовую политику предприятия.

Нало́г — обязательный,индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством (см. налоговое право). Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая система России:

Федеральные налоги и сборы; Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Единый социальный налог; Налог на прибыль организаций; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Государственная пошлина: Региональные налоги; Налог на имущество организаций; Налог на игорный бизнес; Транспортный налог; Местные налоги; Земельный налог ; Налог на имущество физических лиц; Специальные налоговые режимы; Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

Упрощенная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рыночная экономика связана с необходимостью повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг. Налоговое регулирование развития малого бизнеса призвано обеспечить создание эффективной конкурентной среды путем льготирования субъектов малого предпринимательства. Налоги играют важную роль в социально-экономических процессах, которая проявляется в воздействии на отношения общественного воспроизводства, что позволяет выделить их фискальное и регулирующее значение. Так, роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства проявляется в их участии в процессе обеспечения доходной части бюджетов всех уровней власти и целевых государственных внебюджетных фондов таким объемом средств, который необходим для выполнения бюджетных программ и назначений. Участие налогов в распределительных процессах основывается на механизме распределения и перераспределения доходов организаций, а также физических лиц в пользу государственно-властных структур. Вместе с тем. особенностью регулирующего воздействия налогов на экономику является их опосредованное участие на всех стадиях воспроизводственного процесса. Распределение – это суть и цель производства. Поэтому ради оптимального распределения доходов производитель (товаров, работ и услуг) автоматически подстраивает условия своей деятельности под принципы, предусмотренные законом.

Потенциальный налогоплательщик, организуя бизнес, ориентируется, в том числе, и на те отрасли и сферы, которые развиваются и поддерживаются государством в соответствии с имеющейся правительственной программой. Производитель учитывает налоговые льготы и предложенные государством способы организации деятельности с целью оптимизации уровня уплачиваемых налогов (например, использование труда инвалидов, проведение природоохранных мероприятий и т.д.).

Регулирующая роль налогов особенно ярко проявляется при использовании налоговой политики в качестве фактора развития общественно значимых производств. Так, отрасли приоритетной государственной поддержки, например сельское хозяйство и инфраструктурные объекты агропромышленного комплекса, имеют щадящий режим налогообложения. Налогами, наряду с другими государственными мерами, обеспечивается привлечение иностранных инвестиций, внедрение достижений науки и техники. Значимость «малого» сектора для экономики предопределяет наличие государственной системы его поддержки. Льготное налогообложение характеризуется важным преимуществом, по сравнению с другими видами государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов в силу отсутствия директивных предписаний, что не сдерживает необходимую в рыночных условиях частную инициативу. На стадии обмена налоги проявляются как ценообразующий фактор, поэтому производитель, назначая цену товара, должен учитывать их величину. Малейшая ошибка на этой стадии чревата для налогоплательщика серьезными финансовыми потерями в виде штрафных санкций и пени.

Таким образом, эффективность деятельности налогоплательщика и ее финансовый результат во многом зависят от того, насколько точно были учтены нюансы налогообложения. Именно в этом проявляется косвенное воздействие налогов как инструмента распределения на воспроизводственный процесс.

Билет 19

1. Стратегические планы: понятие, состав, технологии разработки.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения.

Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обес­печить достижение долговременного успеха предприятия. Раз­работка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными.

Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ре­сурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организацион­ное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов предусматривает приоритетное обес­печение стратегическими корпоративными ресурсами (фонды, Дефицитные управленческие таланты и технологический опыт) важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию не рынке и успех в длительной пер­спективе.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия страте­гического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Деятельность предприятия необходимо адаптировать к благоприятным внешним возможностям и к опасностям (угрозам). Выявление таких возможностей и угроз явля­ется важным элементом процесса стратегического планирования. При этом должны быть определены соответствующие варианты стратегии предприятия с учетом их эффективного приспособле­ния к изменению окружающих условий.

Внутренняя координация включает координацию стратеги­ческой деятельности для отражения (учета) сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интегра­ции внутренних усилий и возможностей.

Организационное стратегическое предвидение предусматри­вает осуществление систематического развития мышления ме­неджеров на осознание ими прошлого опыта стратегического уп­равления предприятием. Эта деятельность направлена на осущес­твление развития стратегического мышления менеджеров и по­вышение их профессионализма. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию своевременно скорректировать стратегическую направленность своей деятельности. Роль руко­водителя высшего звена заключается не только в инициировании процесса стратегического планирования, но и связана с приняти­ем конкретных решений по осуществлению, объединению и оцен­ке результатов

Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия, в том числе:

•обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;

•позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятель­ности предприятия;

•улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;

•создает предпосылки для развития стратегического мышле­ния и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;

•способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;

•обеспечивает более обоснованное и рациональное распреде­ление ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия;

Под стратегическим планом предприятия (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достиже­ния, сформулированных на различных организационных уров­нях управления различными менеджерами.

Основными элементами процесса стратегического планирова­ния являются: формулирование миссии и целей предприятия, оп­ределение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его кон­курентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необхо­димым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

Формулирование миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его сущест­вования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стра­тегий на различных организационных уровнях. Содержание миссии должно отражать:

1. Определение предпринимательской деятельности предпри­ятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить).

2. Рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа
угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.

3. Ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий климат.

Формулирование целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Каждое предприятие индивиду­ально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия.

Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской деятельности предприя­тия (его продукция, услуги) и соответствующие количественные показатели по этому предмету.

Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполните­лям (сотрудникам подразделениям) в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры предприятия. Это означает, что должны быть приняты конкретны управленческие решения, делающие цели обязательными для достижения их всеми сотрудниками предприятия.

В-третьих, для успешного решения конкретных задач по достижению целей предприятия исполнители должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в том числе информацией. При этом необходимую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс, определяющий эффективную реализацию целей.

В четвертых, необходимо обеспечить действенные меры сти­мулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования рабо­ты исполнителей целей является важным элементом организа­ции успешной деятельности предприятия.


Наши рекомендации