Инновации в организации: понятие, виды, практическая значимость.

Инновацией называют любые разработки в технических и технологических сферах, стимулирующие производственную деятельность обновления. Инновации реализуются в жизнь, базируясь на комплексном анализе работы с целью определения возможностей своего потенциала на рынке.

Комплексный анализ состоит из:

1) рассмотрения предпочтительного положения на рынке изделий;

2) анализа положения изделий на новых рынках;

3) оценки производимых изделий с позиции целесообразности производства;

4) рассмотрения перспективы! выпуска изделия для новых сегментов рынка;

5) оценки трансформации в системе сбыта. Инновации являются главным средством

развития предприятия на рынке.

Фирма проводит реактивные или стратегические инновации в связи с рыночной ситуацией или выбранной стратегией.

Реактивная инновация – нововведение, которое обеспечивает конкурентоспособность фирмы на рынке, инновация претворяется в жизнь как противодействие конкурентным фирмам. Реактивная инновация сохраняет сегменты рынка для фирмы, но не организует добавочные преимущества.

Стратегическая инновация – нововведение, которое дает при проведении в жизнь добавочные конкурентные преимущества в будущем. Стратегическая инновация больше направлена на создание исключительно новых потребностей.

Базисная инновация – оригинальные решения, в результате которых образуются новые отрасли на основе научного открытия.

Модифицирующая инновация – решения, несущие существенные изменения основных инноваций, они не изменяют принципов, но совершенствуют показатели пионерских моделей.

Псевдоинновация – решения, несущие незначительные изменения основных инноваций.

Основной чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной экономике – это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличении взаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный цикл товара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики – это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение и использование знаний – основа, а всемирная информационная сеть – инфраструктура).

В наше время с ростом научно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.

Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и отдельной фирмы.

Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения.

Что дает инновационное развитие фирмы предпринимателю:

1) позволяет приспособиться к меняющимся условиям;

2) помогает увеличить качество товаров и услуг, более широко удовлетворить запросы потребителей;

3) создает условия для выживания и развития в конкурентной борьбе;

4) оказывает содействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;

5) укрепляет финансовое положение фирмы;

6) укрепляет имидж фирмы, поднимает ее конкурентоспособность;

7) упрочает партнерские связи;

8) способствует развитию организационной структуры;

9) способствует повышению квалификации персонала;

10) увеличивает производительность труда.

В основе научно-технической политики РФ в области науки и технологий на срок 2002–2010 гг. и на дальнейшую перспективу стоит задача перевода экономики главным образом на инновационный путь развития.


3.Формирование видов прибыли и направления использование чистой прибыли.

Получение доходов связано с использованием производственных ресурсов, с издержками, в результате чего происходит уменьшение активов, т. е. возникают расходы. К ним относятся: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и других материально-производственных запасов; расходы, возникающие в процессе переработки материально-производственных запасов и продажи готовой продукции, в том числе расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и прочих внеоборотных активов; коммерческие и управленческие расходы. Группировка расходов осуществляется по следующим элементам затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.

Превышение доходов над расходами, как уже отмечалось ранее, образует прибыль от обычных видов деятельности (прибыль от реализации); в противном случае образуется убыток. Основными источниками информации для определения прибыли предприятия являются: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), «Отчет об изменениях капитала» (форма №3), бизнес-план предприятия.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором увеличения прибыли и свидетельствует об общем уровне хозяйствования.

Увеличение объема продаж в натуральном измерении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли, но соответствующее увеличение объемов производства требует дополнительных инвестиций и, следовательно, собственных средств и (или) доступного долгосрочного кредита. Предприятия, которые располагают возможностями и средствами для капитальных вложений, могут реально увеличить свою прибыль, если рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

К росту объемов производства и реализации продукции может привести и ускорение оборачиваемости оборотных средств, не требующее капитальных вложений. Однако инфляция, неплатежи покупателей и требуемая предоплата при поставках отвлекают значительную часть оборотных средств.

Алгебраическая сумма прибылей и убытков, полученных в процессе хозяйственной деятельности, представляет собой прибыль отчетного периода, которая служит базой начисления налога на прибыль.

Прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, называется нераспределенной прибылью. После соответствующих выплат учредителям в виде дивидендов или долей она используется предприятием на прирост собственного капитала и называется чистой прибылью.

1. Маржинальная прибыль – это разность между выручкой-нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

2. Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг – это разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.

3. Прибыль до налогообложения – это финансовый результат от реализации продукции, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

4. Чистая прибыль – это часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям в акционерных обществах, а также источником средств для распределения между участниками обществ с ограниченной ответственность пропорционально их долям в уставном капитале.

Порядок использования этой остающейся в распоряжении предприятия прибыли может быть определен учредительными, либо плановыми документами. В учредительных документах с целью проведения предприятием финансовой и социальной политики, определенной учредителями, могут быть установлены нормативы отчислений от полученной прибыли в фонд социальной сферы и в резервный фонд, позволяющий создать накопления для обновления основных средств и прочих инвестиций. В акционерных обществах чистая прибыль также направляется на формирование специального фонда средств для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Билет 16

Наши рекомендации