Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
Для достижения результативности организации одной из главныхзадач, менеджера является мотивация персонала. Мотивацияперсонала - это создание среды обогащенной стимулами и возможностями, в которойчеловек актуализирует свои мотивы, удовлетворяет свои потребности,и при этом достигаются цели организации.
В процессе развития мен-та сформировалось 3 подхода объясняющих природу тр. мотивации: 1. «экономический человек» - человек готов делать больше, если ему больше заплатить. Исходя из того, разрабатывались стимулирующие системы оплаты труда, основанные на жесткой привязке к результату, количеству и качеству произведенной продукции. 2. «соц-й человек» - на первом месте забота и уважение менеджмента, а также возможность работать с приятными коллегами. Слабость данного подхода закл-ся в стремлении манипулировать поведением работника посредством матер-х или соц-х вознаграждений. 3. «концепция человеческих ресурсов» - человек рассматривается как многогранная личность, к-рой движут разные мотивы, гл. из которых является мотив личностного роста работника. Его реализация требует глубокого понимания природы и основных закономерностей процесса мотивации.
Мотивация — это процесс, обусловленный физиологической или псих-й потребностью, к-рая создаст побуждение к действию или активности. То, что может удовлетворить эту потребность, становится целью, к которой человек стремится. В целом процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа: 1. Возникновение потребности. 2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей. 3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий. 4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный - обеспечивает выживание; нормальный - поддерживает у работника способность трудится с должной отдачей; уровень роскоши - удовлетворение потребности становиться целью или средством демонстрации высокого общественного положения.
Большое значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы: Стимул - это побуждение к действию пли причина поведения человека. Различают 4 осн. формы стимулов: 1. Принуждение. 2. Мат-е поощрение. 3. Моральное поощрение. 4. Самоутверждение.
С развитием управ-й мысли появилось большое кол-во теорий мотивации, которые делятся на содержательные и процессуальные. В содержательных теориях мотивации выявляется наиболее полный перечень потребностей работника, определение их насущности, и, в соответствии с этим, применение соответствующих внутренних и внешних вознаграждений. К этим теориям относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак Клелланда и Фредерика Герцберга. А появившиеся позднее процессуальных теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими.
Критерий результативности организации — способность организации сохранять свое положение, т.е. ее выживание и развитие. Критерии оцениваются набором показателей, которые можно измерить. Каждый вид эффективности имеет свои источники.
Источники организационной результативности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой результативности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную результативность оказывают воздействие внешние условия существования организации (состояние экономики, конъюнктура рынка, отношения с партнерами и пр.); используемые технологии и уровень технического оснащения организации.
Индивидуальная результативностьрезультат выполнения работником поставленных задач с учетом затрат на их реализацию. На индивидуальную результативность влияют: квалификация специалиста, его способности, умение, навыки самоорганизованности, степень его заинтересованности в работе (уровень мотивированности); отношения, которые существуют в организации, стрессовые нагрузки, возникающие при выполнении заданий.
Групповая результативность представляет собой результат совместной деятельности по достижению поставленных целей. При правильной организации совместной деятельности возможно достичь значительного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффект синергии.