Регулирование и контроль в менеджменте.
Одной из функций менеджмента является контроль.
В самом общем виде контрольозначает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Регулирование является одной из функцмй контроля.
Контроль – это непрерывная деятельность по учету, анализу, оценке и коррекции полученных результатов, на основании запланированных задач.
Функции контроля:
1.проверочная – установление целесообразности, обоснованности, законности реш-ий, проверка их выполнения, выявление ошибок и отклонений.
2.информационная – сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта контроля
3.диагностическая – изучение и оценка реального положения дел в организацию
4.коммуникационная – обеспечивает установление и поддержание механизма обратной связи
5.прогностическая – создает основу для предположений о будущем состоянии объекта управления и возможных отклонений от заданных параметров
6.ориентирующая – подсказывает, на что необходимр обращать особое внимание в первую очередь
7.стимулирующая – по итогам контроля осущ оценка работы персонала, его стимулирование, поощрение или наказание
8.корректирующая – направлена на внесение уточнений в управленческий процесс на основе материалов контролирующих действий
9.защитная – связана с обеспечениемсохранности ресурсов.
Различают следующие виды контроля:
1.Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Цель: предупреждение нарушений нецелесообразности, необычности действий и решений. Пример: составление сметы затрат, собеседование с работниками, выработка стандартов качества продукции.на этом этапе устанавливаются необходимые пропорции в планировании и финансировании. Основным средством осуществления предвар-го контроля является реализация опред-ых правил, процедур и линий поведения. В организациях предвар-ый контроль используется в 3 областях: чел-их, материальных и фин-ых ресурсах. В процессе этого контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.
2.Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Измеряются фактические результаты, полученные в процессе работ и соизмеряются с запланированными. Чаще всего его объекты – сотрудники. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Основывается на обратной связи.
3.Заключительный контроль. Цель такого контроля – установить результативность, законченность, целесообразность, скрыть упущения и недостатки, помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Процесс контроля состоит из нескольких этапов:
На I этапе происходит определение параметров функционирования и развития организации, которые необходимо впоследствии контролировать, и источников информации о них. Эти параметры на практике принимают вид различного рода стандартов и нормативов. Речь может идти о нормативах расходования материальных ресурсов на единицу продукции и объём работ, нормах денежных затрат, показателях эффективности и т.п.
На II этапе сопоставляются достигнутые результаты с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Эта деятельность наиболее заметна и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и её оценке.
На III этапепроисходит принятие необходимых корректирующих действий: пересмотр планов, перераспределение заданий, совершенствование технологий производства и управления.
Контроль делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролёрами. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и её результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.
Идея внешнего контроля основывается на том, что формально люди будут лучше выполнять свои обязанности, если за ними наблюдает руководитель или его представитель. Для обеспечения выполнения внешнего контроля необходимы затраты. При постоянно усложняющейся деятельности они становятся экономически непосильными для организации. Выход - внедрение, где это возможно, практики внутреннего контроля или самоконтроля. Главная задача последнего состоит в том, чтобы вовремя обнаружить проблему и найти пути ей решения, а не поймать кого-то за руку и наказать, чтобы другим было не повадно. В этих условиях исполнители трудятся легко и свободно.