Региональная экономическая политика и модернизационные процессы на Юге России. (Барашьян)

Преобладающие в нашей стране процессы [s182] и тенденции в разнообразных сферах об-

щественной жизни в силу глубочайших экономических, социальных, природно-климатических, национально-демографических и прочих различий российских регионов оказывают ярко выраженное дифференцированное воздействие на региональное развитие, определяя его преимущественно как рискогенное.

Анализ ресурсной наполненности, географических, климатических, национально-этни-

ческих, социально-культурных условий показал, что регионы Юга России обладают зна-

чительным и разнообразным природно-сырьевым потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами, многообразием отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, развитой транспортной и социальной инфраструктурой.

В то же время каждый регион не обеспечивает полноценного вовлечения многообразных

ресурсов в процесс воспроизводства, вследствие чего не наблюдается гармоничного сочетания, системного единства, максимального усвоения и наполненности факторов производства в процессе деятельности, снижая эффективность последней, не обеспечивая достижение целевых ориентиров развития, продуцируя и накапливая

в основном негативные риски.

Экономика регионов Юга РФ характеризуется самым высоким удельным весом изношенных основных фондов, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, транспорт. Его реальная отдача и перспективы роста полностью зависят от того, сумеет ли российская экономика инициировать инвестиционный бум в производство и модернизировать изношенный и морально устаревший основной капитал.

Организационный фактор обладает некоторым запасом инерционных возможностей и сильных сторон (наследие советской эпохи). Однако он слабо адаптирован к потребностям нового времени и обременен угрозами в адрес системы управления экономикой. Институциональный фактор представляет собой сгусток реальных проблем и потенциальных угроз. Институциональная неупорядоченность отечественной экономики сама по себе является самой масштабной угрозой ее функционированию и развитию.

Слабые меры со стороны государства по совершенствованию и упорядочению институциональной среды не адекватны рискам и угрозам в этой сфере.

Информационный фактор относится к числу наиболее сбалансированных. Это объясняется ускоренным развитием информационного обеспечения социально-экономических процессов в последние десятилетия, инвестированием создания информационных сетей и банков данных как за счет государства, так и за счет частного бизнеса.

Кроме того, наблюдается асимметрия факторов, при которой несколько факторов доминируют над остальными. Такая асимметрия означает, что комбинации без участия доминирующих факторов или с их незначительным участием будут заведомо менее эффективны, нежели комбинации с их представительным участием.

Следствиями указанных тенденций являются резкие перепады социально-экономического развития и уровня жизни от одной части страны к другой. Такие различия в большинстве своем обладают значительной инерцией, что отражается на скорости осуществляемых преобразований, а также на возможности синхронизации проведения позитивных реформ в различных регионах.

Перспективная ресурсная и факторная наполненность регионального пространства и концентрация наиболее ценных факторов и ресурсов в точках инновационного роста являются императивами процесса формирования и развития входящих в макрорегиональные образования субъектов РФ. Применительно к хозяйственному пространству регионов Юга России это означает, что ретроспективная нацеленность на добычу, транзит и продажу сырьевых и энергетических ресурсов должна смениться перспективной ориентацией на интенсивное развитие рынков человеческого и финансового капитала, а также на создание необходимых общих условий для утверждения инновационного

типа развития[s183] .

63.Модернизационные процессы в странах Закавказья. (Видина)

Армения[s184]

Постсоциалистические страны, вовлеченные в современные процессы социальной модернизации, испытывают очень серьезные трудности развития, вплоть до “отката” назад, частичной деиндустриализации и даже некоторой архаизации отдельных сфер экономики. Проблема заключается в неразработанности этно-культурных модернизационных моделей. Реформы в экономической, политической и социальной жизни Армении начались после распада Советского Союза и приобретения страной государственной независимости. Они не завершены, находятся на стадии развертывания; процесс социальных преобразований носит динамичный характер. Однако oпределенные последствия введенных реформ уже видны в реальной жизни. Этот период политики и реформаторы окрестили «переходным».“Переходный” период в Армении затянулся, и стало очевидно, что идет процесс коренной ломки всей системы в виде ряда последовательных трансформаций, конечные результаты и сроки которых не очень известны инициаторам реформ. Реформы переходного периода в Армении условно принято разбивать на три этапа:

1) 1991-1995 гг. – начало институциональных реформ;

2) 1995-1997 гг., этап относительной стабилизации и некоторого макроэкономического роста;

3) начался с 1998 г. и продолжается по настоящее время, характеризуется стратегией перехода “от стабилизации к развитию”.

Реформы призваны решать поистине исторические задачи фундаментальной реорганизации и реструктурирования экономики, создания фактически новых субъектов экономики и введение новой системы собственности. Опыт показал, что по своим масштабам задачи эти во много раз превосходили концептуальный потенциал армянского реформаторского правительства. Переходная экономика стала камнем преткновения не только для Армении, но и для других стран бывшего Советского Союза и социалистического лагеря. В Армении, в силу целого ряда экстремальных неблагоприятных геополитических условий, “трансформационный спад” привел к явлениям деиндустриализации страны, откату к архаическим формам хозяйствования, в частности, в сельском хозяйстве. По мнению западных специалистов, Армения котируется среди стран среднего уровня развития “с паразитическими авторитарными государствами”. В Армении создался смешанный, гибридный вариант экономики, где наряду с рыночными механизмами, существуют государственные, а также, не менее сильные, клановые регуляторы. Рыночная экономика в целом ряде секторов оказалась неконкурентной и монопольной.

Азербайджан

Многие страны, особенно в первые годы реформирования, испытали так называемый “трансформационный спад”, выражающийся в резком падении производства, потере рынков, остановке предприятий и массовой безработице.

Конец ХХ - начало ХХI это склонность к столкновениям в условиях глубокой трансформации мира и создания постиндустриального общества.

Концептуальное ядро модернизации Азербайджана заключается в формировании сильной экономической базы, призванной способствовать поэтапной трансформации массового сознания и национально-культурного пласта в русле демократических ценностей. Концепция модернизации предусматривает также превращение страны в активного субъекта международных отношений. Взгляд на проблему формирования стратегии этнополитической безопасности через призму курса на модернизацию позволяет выделить три большие группы ключевых приоритетов такой стратегии: геополитических, геоэкономических и этнокультурных.

Кгеоэкономическим приоритетамстратегии этнополитической безопасности Азербайджанской Республики можно отнести следующие:

7) тщательный учет этнополитических аспектов национальной безопасности в региональных экономических проектах и в участии страны в обеспечении международной энергетической безопасности;

8) эффективную экономическую реинтеграцию освобожденных азербайджанских территорий как фактор создания экономической заинтересованности у армянского населения Нагорного Карабаха;

9) привлекательную модель азербайджанской экономики, улучшение рейтинговых показателей Азербайджана (экономической свободы, деловой среды, инновационности, и т.д.);

10) экономическую реинтеграцию Нагорного Карабаха;

11) активное участие азербайджанского капитала в экономических проектах в государствах региона;

12) инициативы по экономическому обеспечению стратегии "нового регионализма" — создание Единого экономического пространства (ЕЭП) Кавказского региона: Таможенный союз, Единая энергетическая система, тарифная и банковская политика и др.

Сегодня, в условиях модернизации, пути развития национальных культур вызывают большой интерес. Актуальна проблема пропорциональности процессов модернизации национально-культурным традиция, ценностям и идентификации. Нужда в постижении проблем модернизации азербайджанского общества с теоретической стороны обусловливается возрастающими темпами исторической и социально-культурной динамики. Изменения, происходящие с большой скоростью, появление новых реальностей, ценностей и моделей поведения в корне меняют суть жизни и требуют ежедневной творческой интерпретации.

Однако процессы модернизации наряду с новыми проблемами начали ещё предоставлять людям возможности с начала тысячелетия. Позитивный рост свобод, раскрытие социально – культурной сферы, социализация и инкультурация личности в более свободных условиях, утверждение новых ценностей, образа жизни и моделей поведения приводит к снижению уровня социальной и личной безопасности, росту конфликтов между обществом и личностью. За последние десять лет для азербайджанского общества тоже стали характерны такие явления, как радикальный рост неравенства, изменения в стратификации, повышение и снижение любительности личностей и групп, формирование среднего слоя населения. Согласно заключениям специалистов, для позитивной адаптации к социально-культурной системе, основывающейся на рыночной экономике, требуется разработка адаптационных моделей поведения, опирающихся на высококачественный человеческий капитал, личность, склонную к инновации, на средства достижения успеха в индивидуальной форме.

Грузия

До распада СССР оборот внешней торговли Грузии превышал произведённый экономический продукт. Основу грузинского экспорта составляли пищевые продукты и сельскохозяйственная продукция, основу импорта — энергетические ресурсы и потребительские товары

5) 1992-1995 гг. После выхода Грузии из состава СССР её экономика практически развалилась. Этому процессу способствовала внешняя и внутренняя политическая нестабильность. Кризис был усугублен тем, что в 1992 году президент Грузии Звиад Гамсахурдиа ввёл запрет на торговлю Грузии с Россией. Уже в 1992 году объём грузинского промышленного производства сократился на 40 %. К середине 1994 года кризис охватил все отрасли. С 1994 года Грузия стала получать кредиты Всемирного банка и МВФ. В 1994—1995 годах с помощью этих кредитов экономическая ситуация в Грузии стабилизировалась. В 1995 году правительство приняло меры по выводу экономики из кризиса: была сбита инфляция, почти все займы МВФ были брошены на стабилизацию финансов, структура экономики была приведена в соответствие с условиями предоставления займов. Также были подписаны соглашения о транспортировке нефти по трубопроводу через Грузию, введены рыночные цены на хлебопродукты, приняты законы о коммерческих банках, налоговой и земельной реформах.

6) 1996-2001 гг. В 1996 года в Грузии начался экономический подъём. Внешнее финансирование сыграло значительную роль в обеспечении экономического роста, а также в формировании государственной экономической политики и отраслевой структуры экономики. В то же время при Шеварднадзе грузинская экономика продолжала находиться в кризисном состоянии, держась на плаву в основном благодаря грантам и денежным переводам из-за границы. После российского экономического кризиса 1998 года темпы роста экономики Грузии снизились до нескольких процентов в год из за сокращения грузинского экспорта в Россию.

7) 2001-2004 гг. С 2001 года начался достаточно динамичный рост экономики Грузии, факторами которого являлись внутреннее потребление, некоторый рост экспорта, рост отраслей, не испытывающих конкуренцию с импортом, таких как строительство, услуги, финансовое посредничество и т. п., получение транзитных доходов от транспортировки энергоносителей, экономический подъём в России. С 2003 года произошло значительное ускорение темпов экономического роста и притока иностранных инвестиций в связи со строительством в Грузии магистральных трубопроводов. После «революции роз» 2003 года новое руководство Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи. Подавляющая часть иностранных инвестиций в 2002—2004 годах концентрировалась в сфере транспорта и в строительстве по причине прокладки в стране транзитных трубопроводов, динамика инвестиций за пределами транспорта и энергетики была вялой, а вложения в промышленность оставались крайне низкими.

8) 2004-2010 гг. После назначения в 2004 году министром экономического развития Грузии российского предпринимателя Кахи Бендукидзе получили новый импульс социально-экономические реформы. Уже в 2010 году рост ВВП Грузии составил 6,4 %, что является высоким показателем в мире. По мнению доктора экономических наук Джорджа Берулава, наблюдавшийся в последние годы в Грузии экономический рост имел низкое качество, в частности, он не был связан с инвестициями в высокотехнологичные отрасли промышленности или с инновациями, ни с ростом числа рабочих мест, ни с ростом масштабов деятельности средних и малых компаний. Иностранные инвестиции в основном направлялись в отрасли, которые не ориентированы на экспорт, а инвестиции в технологии и инновации остаются на низком уровне. Низкое качество экономического роста означает, что в будущем его будет сложно поддерживать.

64.Модернизационные процессы в Турции.(Видина)

Турция[s185]

Существенные успехи в области экономики достигнуты в Турции. Преобразования начались еще в 1920-х. В политическом режиме Турецкой республики всегда была значима роль военных, и турецкая армия совершила три военных переворота. Армия выступила как гарант политического наследия Кемаль-паши Ататюрка.

Началом рыночных структурных преобразований является 1979 год. Президентом Сулейманом Демирелем и премьер-министром Тургутом Озалом была подготовлена программа преобразований, которая вывела Турцию на новые социально-экономические рубежи. При этом турецкая политическая элита апеллировала к идейному наследию Ататюрка. Внутриполитические отношения в Турции базируются на принципах этатизма и светского характера республики. Турция претендует на роль некоего «старшего брата» для всего тюркского мира, в том числе, государств Средней Азии. В Турции пытались осваивать западно-европейские экономические, институциональные образцы, адаптировать их к условиям традиционного мусульманского общества. Начало 1990-х годов, ознаменовалось качественно новым этапом в исследовании преобразований в Турции.

65.Модернизационные процессы в Иране. (Видина)

Иран[s186]

В середине XX века в Иране развернулись события, оказавшие огромное влияние на все последующее развитие страны. В 1949-1953 годах кризисные явления в промышленности, сельскохозяйственном производстве, инфляция и другие отрицательные факторы в социально- экономической и политической жизни страны привели к усилению недовольства иранского народа деятельностью иностранных монополий и правящих кругов страны. Еще в конце войны правящие круги Ирана для смягчения напряженности в стане заговорили о необходимости экономических и социальных реформ.

7) Иранская экономика переживала период спада. В начале 50-х годов резко снизился объем экспорта. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, в котором преобладали полуфеодальные формы производства. Кризис промышленности и сельском хозяйстве обусловил ускоренный рост безработицы

8) В 1950-1953 годах в Иране происходило всенародное антиимпериалистическое движение, направленное против главного устоя английского империализма в стране - Англо- иранской нефтяной компании (АИНК), которая в течение почти 40 лет грабила основное национальное богатство Ирана – нефть.

9) во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований. Однако государственная власть показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

10) 60-е – первая половина 70-х период общественно- политического и экономического развития Ирана. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, и обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, и разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Это крупные экономические программы, социально- культурные проекты, внутри- и внешнеполитические мероприятия. Выдвинутая программа реформ на 30 лет, была названа «Белая революция»

11) «Исламская революция» 1979 года. Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса.

12) 1997 год. Приход к власти президента С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти". Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.

Большинство изменений в политической жизни страны за последнее время непосредственно связаны с приходом к власти в 2005 году Махмуда Ахмадинеджада. И прежде всего эти изменения связаны с перераспределением влияния политических институтов и усилением роли института президентства.

Согласно Конституции ИРИ 1979 года, изначально власть президента была сильно ограничена. Реально она была сосредоточена в руках высшего духовенства, и за стоящим во главе пирамиды верховным юристом-богословом оставалось главное слово в толковании воли Аллаха в применении к вопросам законодательства и государственной политики. Президент традиционно представлял более умеренное крыло политической элиты, пытавшееся смягчить жесткую политику исламистских идеологов. Однако любые либеральные начинания президентов-реформаторов умеренно прозападной ориентации (Хашеми Рафсанджани и Мохаммеда Хатами, занимавших этот пост по два срока подряд) блокировались клерикальной правящей верхушкой через Совет стражей.

Результатом этого политического противоборства становилось замедленное развитие экономики, инфляция, безработица и другие проблемы в социальной сфере, а также внешнеполитическая напряженность. Основная статья дохода иранского бюджета - продажа нефти – несмотря на высокие мировые цены, лишь отчасти помогала решить некоторые из проблем. Причиной тому были международные экономические санкции, а также неэффективное управление бюджетообразующей отраслью и коррупция.

Результаты президентских выборов 2005 года стали неожиданностью для аналитиков и широкой общественности. Махмуд Ахмадинеджад, не принадлежащий ни к одной из противоборствующих группировок, не имеющий связей среди правящей духовной элиты и коррумпированной верхушки госаппарата, казался «человеком ниоткуда». Его победу отчасти объясняют обострением антиамериканских настроений в иранском обществе. Иранцы проголосовали за президента, готового оказать непримиримое сопротивление США и американскому влиянию. Ахмадинеджад принимал участие в войне с Ираком, был в составе той студенческой группы, что удерживала в 1979 году в заложниках персонал посольства США в Тегеране. В своих предвыборных речах он четко обозначил свою позицию по отношению к американской политике насильственной демократизации: «У нашего народа высокая самооценка и уверенность в себе, и он сам движется по пути развития и совершенствования, не нуждаясь в Соединенных Штатах».

Однако не только рост антиамериканских настроений явился причиной успеха Ахмадинеджада. Второй и, пожалуй, главной причиной победы Ахмадинеджада явилась необходимость коренных изменений в государственной системе, ставшей тормозом на пути экономического и социального развития страны. «Он пришел к власти потому, что иранское общество находится в стагнации. Народ проголосовал за этого нового человека — практика, технократа, с чьим именем связаны существенные улучшения в управлении Тегераном. Став мэром, он начал применять современные методы управления крупным муниципальным центром. При нем в Тегеране улучшились инфраструктура, логистика, транспорт, город стал управляемым. Стали строиться дороги, заводы по переработке бытового и промышленного мусора, что было проблемой для такого крупного мегаполиса. Стали значительно лучше собираться налоги, уменьшилось количество безработных» (Генеральный директор российского Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров).

Ахмадинеджад - первый в истории Исламской республики президент, не имеющий духовного сана, зато имеющий высшее техническое образование и ученую степень (его диссертация посвящена управлению общественным транспортом). Однако парадокс заключается в том, что технократ и практик оказался, как говорят в Иране, «святее аятолл». Он не боится говорить на богословские темы, многие его публичные речи по форме напоминают проповеди, а своим радикализмом он удивил и шокировал многих представителей консервативного духовенства.
Махмуд Ахмадинеджад активно продвигает ядерную программу Ирана. Аналитики отмечают, что население Ирана несколько устало от его антиамериканской риторики и ждет позитивных изменений в экономике и социальной сфере. Однако он по-прежнему пользуется горячей поддержкой среди молодежи, составляющей большую часть электората страны.

Ахмадинеджад понимает необходимость модернизации государственной системы и общества. За время нахождения Ахмадинеджада на посту президента бюджет на науку удвоился, бюджет на культуру и высшее образование увеличился в 2,5 раза. Объем сделок на бирже за последние три года увеличился на 80%. За этот же период безработица снизилась с 11 до 9%.

В настоящее время в Иране реализуется «Пятый план экономического развития». «Пятый План Развития» предусматривает создание более двух миллионов рабочих мест. Безработица остается одной из главных проблем Ирана. Около миллиона безработных живут в сельской местности. «Пятый План» уделяет внимание развитию частного предпринимательства и надомной работы в сельской местности.

Клерикальной верхушке приходится мириться с перемещением политического центра тяжести в сторону харизматичного президента. Не решаясь выступить с резкой критикой инициатив президента, в сентябре 2008 года Верховный лидер Рафсанджани призывал представителей исполнительной власти к «смирению и терпению»: служить людям, идти навстречу их нуждам, остерегаться политической пропаганды и принятия решений, которые могут негативно сказаться на жизни людей. Рафсанджани подчеркивал, что реализация «Пятого плана» требует солидарности внутри нации со стороны «всех революционных сил и исполнительных органов власти», предостерегал об опасности начала реализации плана без предварительной работы и создания основы[s187] .

66.Геоэкологические проблемы ЧКР: факторы возникновения и территориальные особенности. (Ковалева)

Экология Армении[s188]

В некоторых районах Армении экологическая ситуация в плохом состоянии. Это обусловлено продолжающейся сверхэксплуатацией природных ресурсов страны без применения высококачественных фильтров, вырубкой леса, работой различных АЭС, ТЭС и ГЭС.

Армения и Иран решают экологические проблемы
Армения и Иран планируют создание приграничной охраняемой территории «Сад мира».

Президент Армении Серж Саргсян и вице-президент Ирана, председатель Организации по защите окружающей среды ИРИ Мохаммед Джавад Мохаммадизаде обсудили во вторник в Ереване вопросы реализации идеи создания совместной охраняемой территории «Сад мира» на границе двух стран, сообщает пресс-служба главы армянского государства

Экологические проблемы
Основными экологическими проблемами Ирана являются загрязнение воздушной среды в промышленно развитых и урбанизированных районах, сокращение лесных площадей, деградация почв, расширение пустынных территорий, загрязнение водной среды в акватории Персидского залива. Одной из важных экологических проблем для Ирана является также будущее Каспийского моря.

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Самыми серьезными экологическими проблемами для Азербайджана являются загрязненные нефтью земли и полукочевое скотоводство.

Экологические проблемы Грузии

Экологические проблемы: загрязнение воздуха (особенно в городе Рустави); сильное загрязнение реки Кура и Черного моря; недостаточные запасы питьевой воды; загрязнение почв токсичными химическими веществами

Экологические проблемы Турции : загрязнение воды сбросами химикатов и детергентов; загрязнение воздуха (особенно над городской территорией); складирование ядовитых отходов; вырубка лесов; повышенное внимание уделяется проблеме разлива нефти, вызванной возрастающим трафиком судов в проливе Босфор. Насущной проблемой для турецкой экономики и страны в целом является проблема эрозии почвы.

Экологические проблемы Юга России. Загрязнение водоемов сточными водами, продуктами нефтеперерабатывающей промышленности, коммунальной энергетикой, биогенными веществами, продуктами разлива нефтепродуктов при транспортировке и другими[s189] .

67.Межрегиональная и международная интеграция в ЧКР: необходимость, формы, перспективы. (Ковалева)

Межрегиональная интеграция – это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках. Развитая межрегиональная интеграция составляет фундамент единого экономического пространства страны (что, в свою очередь, составляет основу единства государства), где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг и население.

Международная интеграция,применительно к сфере межгосуд. отношений ,означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоят. целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметич. сумму составляющих ее частей. Интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно.

Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить мирное сосуществование гос-в, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение полит. консультаций и т. п.

В современных м/н отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества гос-в и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (их > 4 тыс) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.

Особенности современного этапа:

  • увеличение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными странами; сокращение м/н помощи на нужды развития
  • экономизация МО
  • усиление влияния наднациональных механизмов на судьбы народов и гос-в
  • проблема культурного многообразия

Регионализация (в ее рамках выделяют 2 процесса интеграции):

формальн. этап (устан. между странами постоянных отношений предполагает наличие различных барьеров)

реальный этап. Такая степень м/н обобществления производства, при которой страны объед. свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников процесса.

Предпосылки интеграции:

  • террит. близость или общие границы
  • примерно одиников. ур-нь развития
  • демонстрация эффективности существующих объединений
  • Экономическая интергр. проходит несколько этапов:
  • создание зоны свободной торговли
  • таможенный союз
  • общий рынок
  • экон. и валютный союз[s190]

68.Важнейшие субъекты (игроки) геоэкономических отношений в ЧКР. (Ковалева)[s191]

Особую и, несомненно, первостепенную роль играет Россия, что обусловлено той значимостью, которую она исторически приобрела в жизни народов, населяющих Черноморско-Каспийский регион. Бесспорно, значительной была роль России в становлении государственности народов Южного Кавказа и интеграции их культур в лоно европейской цивилизации. Если в начале XIX века территория Азербайджана была присоединена к России в форме отдельных ханств, то спустя 100 лет, когда рухнула Российская империя, Азербайджан обрел независимость как страна с единой нацией̆ и общей национальной идеей. В целом позитивными были итоги развития народов Кавказа в составе СССР.

В последние годы наблюдается заметная активизация Турции. Известно, что после событий августа 2008 года Анкара выступила с идеей «Платформы стабиль- ности и сотрудничества», в которую могли бы войти Армения, Грузия, Азер- байджан, Россия и Турция. Стремясь к усилению своей роли в регионе Южного Кавказа, Турция опирается на региональное сотрудничество с Россией.

Активизация Турции, по мнению многих экспертов, является причиной обеспокоенности не менее важного игрока в регионе – Ирана. Иранская религиозно-политическая элита воспринимала и воспринимает Турцию, кото- рая находится в союзнических отношениях с США, в качестве главного военно-политического и религиозного соперника в регионе.

69.Роль и место России на геоэкономическом пространстве ЧКР.[s192]

70.Комплексная социально-экономическая характеристика ЮФО. (Хлебникова)

Южный федеральный округ [s193] занимает 2,4% территории России, на его долю приходится 9,7% населения страны.

Азово-Черноморский регион Южного федерального округа включает Краснодарский край, Республику Адыгея и Ростовскую область. Здесь проживает примерно 9,85 млн. человек, плотность населения составляет 53,5 человека на кв. километр. Именно этот регион отличается наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и социально-экономической привлекательностью для проживания.

Волго-Каспийский регион Южного федерального округа включает Республику Калмыкию, Волгоградскую и Астраханскую области. Общее число жителей - около 3,9 млн. человек, плотность населения - 16,4 человека на кв. километр (в 3 с лишним раза ниже, чем в Азово-Черноморском регионе), что свидетельствует о значительном различии природно-климатических условий, социально-демографического и экономического потенциала этих двух регионов Южного федерального округа.

В то же время последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономическим эффектом.

ХАРАКТЕРИСТИКА:

· по плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа)

· по масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер - 1-е место;

· достаточно мощный промышленно-производственный потенциал, занимающий в некоторых отраслях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, пищевой промышленности ведущие позиции в стране. При этом наблюдается положительный вектор структурного развития экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения Южный федеральный округ занимает 3-е место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов);

· формирующийся спортивно-рекреационный и транспортно-инфраструктурный Сочинский олимпийский комплекс

· Численность населения Южного федерального округа (13713,5 тыс. человек на 1 января 2010 г.) составляет немногим менее 10 процентов населения Российской Федерации и, несмотря на некоторое ее снижение в последнее десятилетие, по основным демографическим характеристикам округ имеет положительную динамику, хотя темпы этих изменений несколько ниже среднероссийских.

· рост уровня рождаемости (6-е место среди всех федеральных округов) и сокращение уровня смертности, которые обеспечили увеличение показателя естественного прироста (убыли) населения округа в последние годы, однако его абсолютное значение все еще остается отрицательным (-2,2 человека на 1000 человек населения в 2009 году). Практически все входящие в состав округа регионы находятся в первой двадцатке субъектов Российской Федерации по ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

· В настоящее время на территории округа проживают представители более 100 этносов. Наиболее крупные из них: русские - около 85 процентов, армяне - более 3 процентов, украинцы - 2,5 процента, казахи - 1,4 процента, калмыки - 1,2 процента, татары - 1,1 процента, адыгейцы - 1 процент общей численности населения округа.

· . шестая часть всех посевных площадей страны, на которых выращивается около четверти общероссийского валового сбора зерновых культур, половина всего сбора семян подсолнечника, почти пятая часть урожая овощей.

· Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы Южного федерального округа включают месторождения природного газа (5,8 процента общеросси<

Наши рекомендации