Возрождение и Реформация в Европе, их влияние на экономические отношения.
С XV в. в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы произошел ряд общественных изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха представляла собой период возрождения античной культуры, античного образа жизни, отсюда и пошло название Ренессанс, т.е. Возрождение.
В XIV–XV вв. широкое развитие получили товарно-денежные отношения, появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы. Италия первой вступила на этот путь. Богатый, процветающий итальянский город стал базой культуры Возрождения.
Перемены в умонастроениях общества были связаны с процессом секуляризации – освобождения от влияния религии и церковных институтов – культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство.
Идеологией Возрождения стал гуманизм, означавший на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе.
Рождение гуманизма произошло раньше всего в Италии – во Флоренции, Неаполе, Риме. Виднейшими представителями гуманизма были Леон Альберти (1404–1472), Леонардо Боуни (1370–1444).
Развитие гуманистических идей в Италии прервала католическая церковь, отношение которой к ренессансной культуре резко изменилось. Если вначале римско-католическая церковь не препятствовала гуманистическому движению, то с середины XVI в. она выступала как ярый враг культуры Возрождения. Новая идеология и культура во многом противоречили принципам религиозного мировоззрения, церковной идеологии и культуре.
Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую средневековье от нового времени. Объективно его задача состояла в том, чтобы подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии.
XV–XVI вв. – время создания централизованных государств в Западной Европе, время, когда католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызвало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. Особенно остро эти проблемы проявились в Германии. Вопрос об освобождении Германии от папского произвола стал национальной задачей. Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.
Сложное внутреннее положение Германии явилось причиной Реформации – события общего для ряда европейских стран, но в Германии принявшего характер широкого общественного движения.
Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483–1546).Лютер критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми.
На первом этапе Реформации оппозиция в Германии объединилась вокруг Лютера. Но в 1520-е годы положение изменилось. Единая оппозиция начала распадаться. Оформилось два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация во главе с Т. Мюнцером.
Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524–1525 гг. В ходе нее усилилась княжеская власть. Ее орудием была лютеровская реформация, продолжившая путь к секуляризации церковных земель.
В 1555 г. протестантские и католические князья Германии заключили между собой и с императором религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет объявлялся незыблемым и распространялся на религиозную область. В результате договора в Германии образовались католические и протестантские княжества, отличавшиеся не только религиозной, но и политической ориентацией. Таким образом, Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности страны, что обусловило застой и упадок хозяйственной жизни.
С середины XVI в. Германия потеряла свое место на внешних рынках. Переживала упадок горная и металлургическая промышленность, разорялись торговые фирмы, сократились капиталовложения в промышленное производство. Особенно ощутимый удар был нанесен сельскому хозяйству запада и юго-запада Германии, ориентированных на выращивание огородных, винодельческих и технических культур для нужд бурно развивавшихся городов. Со второй половины XVI в. перспективными оказались в основном те отрасли, продукция которых вывозилась за границу – в страны растущего капитализма.