Сущность, формы и этапы международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
Сущность заключается в том, что на микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Первый этап — этап преференциального торгового соглашения — включал в себя два договора: торговое соглашение по углю и стали (ЕОУС), подписанное в Париже в 1952 г., и соглашение по совместному использованию атомной энергии. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.
Второй этап — этап зоны свободной торговли — характеризуется постепенной отменой квот и таможенных пошлин на ряд товаров. Предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Одной из первых вводится единая сельскохозяйственная политика в 1962 г. В 1963 г. подписывается Яундское соглашение, в соответствии с которым страны имели право вступать в ассоциированные отношения с развивающимися странами.
Данный этап охватывает период с 1958 по 1968 гг.
Третий этап — этап таможенного союза — включает в себя две стадии: раннюю (1969-1974 гг.) и зрелую (1975-1986 гг.). Ранняя стадия характеризуется единой внешнеторговой политикой в отношении третьих стран и первым расширением интегрированного объединения — в 1973 г. К интеграции присоединяются Дания, Ирландия, Великобритания. В это время возникает совместная деятельность в рамках общих программ: программы по охране окружающей среды, программы научно-технических исследований. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Четвертый этап — этап общего рынка (1987-1992 гг.) — характеризуется ликвидацией барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства. Этот процесс проходил постепенно — было выдвинуто более 300 инициатив, обеспечивающих свободу передвижения товаров в рамках группировки. Интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики.
Пятый этап — этап экономического и валютного союза (с 1993 г. до наших дней), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Договор о Европейском союзе подписан в 1992 г. в Маастрихте 12 странами ЕЭС, вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Цели, указанные в договоре.
1) создание экономического и валютного союза (ЭВС). С 1 января 1994 г. функционирует европейский валютный институт во Франкфурте, его заслуга — евро; 2) единая внешняя политика и общая система безопасности (территориальная целостность, политическая независимость, демократические устои и экономическая стабильность);
3) сотрудничество в правосудии (борьба с наркотиками, предоставление политического убежища);
4) укрепление внутренней демократии стран ЕС и режима прозрачности (работа над союзным гражданством в дополнение к национальному).
Вопрос № 13