Анализ состава и структуры земельных угодий и посевных площадей
Содержание и функции экономического анализа.Функции ЭА.
-Оптимизация планирования деятельности организации.
-Регулирование: регулирование ресурсов, цен, производства, реализации, платежеспособности на установленный период.
-Контроль деятельности предприятия: контроль за состоянием финансов, выполнения планов по ресурсам, производству, реализации, оперативная корректировка планов, выявление негативных явлений, резервов лучшего использования финансовых ресурсов.
-Стимулирование деятельности отдельных работников, коллектива за результаты труда, подразделений, менеджеров (есть ли за что платить).
-Оценка предпринимательских рисков и финансовых стратегий.
-Информационное обеспечение для принятия оптимальных деловых решений по повышению эффективности деятельности.
Задачи экономического анализа:
- Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов.
- Объективное и всестороннее исследование , изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов.
- Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
- Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценки конечных финансовых результатов.
- Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса (экономия).
В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, необходимо выделить экономическую теорию,статистику,маркетинг
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Объектом экономического анализа является социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, осуществляющие в деятельности предприятий, их внутрихозяйственных подразделениях, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности и др. источниках информации.
2. Основные виды и методы экономического анализа и их роль в управлении коммерческой организацией.
Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):
-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид
-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта
-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов
В основу метода экономического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.
Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследования конкретного предмета.
Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.
Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.
Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.
Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.
Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их причинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.
Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.
Метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.
3. Методика факторного анализа.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей. В ходе факторного анализа решаются следующие задачи:
– классификация и систематизация факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя;
– определение формы связи между факторными и результативным показателем, ее моделирование;
– количественное измерение воздействия факторов на результативные показатели (определение резервов роста последних);
– использование факторной модели для управления экономическими процессами. В зависимости от стоящих аналитических задач и от характера связи между результативным и факторными показателями различают несколько типов факторного анализа: прямой факторный анализ и обратный факторный анализ.
В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
1.Подготовка цели анализа
2.Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. 3.Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
4.Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
5.Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
7.Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический
4. Основные понятия, цели, задачи, методы и виды анализа в системе маркетинга
Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, что является важным моментом анализа. Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения
Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):
-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид
-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта
-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов
В основу метода экономического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.
Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследования конкретного предмета.
Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.
Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.
Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.
Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.
Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их причинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.
Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.
Метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.
5. Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации. Формирование ценовой политики
Предпринимательская среда — это определенная территориальная и содержательная целостность. Она может либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию предпринимательской деятельности.
Предпринимательство-часть окружающей его среды.
Глубокий и тщательный анализ внешней и внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений.
Внешнюю среду подразделяют:
— на микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики, потребители, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
— макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала предприятия и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), финансы, персонал, структура управления.
Влияние ценового фактора во многом определяется ценовой политикой предприятия. При этом надо учитывать, какие виды цен существуют в экономике и какие используют методы ценообразования.
При этом следует помнить, что сельскохозяйственная продукция отличается крайней неэластичиостыо, что оказывает существенное влияние на увеличение объемов ее потребления.
Ценовая политика предприятия заключается в том. что оно устанавливает цены на таком уровне и изменяет их в зависимости от ситуации па рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.
Для сельскохозяйственного предприятия более характерно использование затратных методов ценообразования продукции- основаны на учете издержек производства и реализации продукции
(полных издержек, стандартных издержек, прямых издержек);
Основным способом формирования цены затратным методом, наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике, является метод полной себестоимости (полных издержек).
Ц = С + (Р • С) : 100%,где С —полная с/с продукта; Р — рентабельность.
6. Анализ конкурентоспособности продукции и организации
В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных сельскохозяйственных рынков в России в целом и по регионам в частности\не соответствует условиям свободного движения товаров.
Государство, сделав сельского товаропроизводителя свободным предпринимателем, не смогло реально создать для него необходимую инфраструктуру и свободную конкуренцию в системе товародвижения.
Наиболее слабым звеном в системе -сбыт.
Сельские товаропроизводители готовы продать ее любому покупателю и зачастую на очень невыгодных для себя условиях.
Проблемы в российской практике, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин:
— несовершенством существующего ценообразования;
— слабо развитой инфраструктурой рынка;
— разрушением связей между производителями и потребителями;
— недостатком необходимой информации о состоянии рынка;
— недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
В Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа с более высокой чувствительностью, восприимчивостью и адаптивностью к условиям рынка, запросам и интересам потребителей. Основные потребители- в городах, поэтому сбыт через посредников и прибавление стоимости.
Анализ товародвижения и объемов продаж продукции включает:
— анализ функционирования региональных рынков, объемов производства сельскохозяйственной продукции внутри региона и закупки недостающих объемов из-за пределов региона, в том числе из-за пределов страны;
— изучение составляющих элементов самого продукта, его свойств (объемы производства, ассортимент, структура, конкурентоспособность);
— анализ способов продвижения продуктов на сельскохозяйственный рынок, форм и каналов сбыта, анализ тенденции изменения цен.
7. Задачи и источники анализа использования земельных ресурсов. Анализ размеров и структуры земельного фонда.
Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение для развития экономики не только отдельного предприятия, но и всей страны в целом. От степени использования земли зависят объем производства сельскохозяйственной продукции, уровень экономики и рентабельности как предприятия в целом, так и его подразделений.
Задачи анализа земельных ресурсов предприятия:
— изучение состава и структуры земельных угодий;
— выявление нарушения правил землепользования;
— изучение показателей использования орошаемых и осушенных земель на территории данного предприятия;
— анализ освоения и соблюдения севооборотов в соответствии с производственными целями предприятия;
— анализ степени удобрения полей и рациональности использования удобрений;
— оценка экономической эффективности использования земельных угодий;
— разработка мероприятий по наиболее рациональному использованию земельных ресурсов предприятия.
Конечная цель анализа — изыскать возможности улучшения всех показателей использования земельных ресурсов предприятия, разработать и предложить управленческие решения по наиболее рациональной структуре сельскохозяйственных угодий.
Источниками проведения анализа земельных ресурсов являются:
— государственный акт на право пользования землей с четкими указаниями границ землепользования;
— земельная шнуровая книга содержит все изменения, произошедшие в землепользовании на протяжении года;
— план-проект внутрихозяйственного землепользования, в котором указываются поля севооборотов, контуры, границы полей и площади массивов, а также экспликация земель;
— книга истории полей отражает данные об использовании пашни, внесения удобрений, сроков сева, выполнения агротехнических мероприятий, полученной урожайности.
Местоположение земельных участков характеризуется такими показателями, как:
— расстояние от них до города, сельских населенных пунктов;
— крупность населенных пунктов;
— наличие транспортных и инженерных коммуникаций;
— наличие пунктов переработки и реализации продукции;
баз снабжения предприятий удобрениями и сельскохозяйственной техникой и др
Категории земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве,:
— земли, запятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
— земли, занятые лесными насаждениями, в том числе земли лесного фонда;
— земли, находящиеся под водными объектами;
— земли под зданиями, строениями, сооружениями.
8. Этап эффективности использования сельскохозяйственных угодий и резервы ее повышения.
Анализ использования земельных ресурсов завершают выявлением возможностей повышения удельного веса пашни, а также выявлением резервов повышения эффективности использования угодий. Для увеличения площади пашни могут быть использованы следующие резервы:
— распашка малопродуктивных выгонов и пастбищ;
— освоение целины и залежей;
— вовлечение в сельскохозяйственный оборот земельных участков, не используемых в производственных целях;
— сокращение площадей чистых паров в районах достаточного увлажнения;
— распашка лишних дорог, заброшенных огородов, краев полей и т. д.
Для повышения эффективности использования угодий в первую очередь необходимо провести мелиоративные и культурно-технические работы, направленные на повышение плодородия почвы. Добиться повышения эффективности использования угодий можно также через совершенствование структуры посевных площадей, улучшения организации труда и его оплаты, повышения квалификации кадров и культуры земледелия.
9. Анализ объема продаж, его задачи и источники информации.
Успешное решение производственных, экономических и социальных задач в значительной степени определяется обеспеченностью предприятия трудовыми ресурсами и эффективностью их использования.
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли, и которая может принимать участие в трудовом процессе (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года). К трудовым ресурсам также могут относиться работающие пенсионеры и подростки.
Трудовые ресурсы предприятия — это совокупность работников различных про- фессиопально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Основными задачами анализа использования трудовых ресурсов являются:
— изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
— изучение и оценка состава и структуры работников предприятия и текучести кадров;
— анализ использования рабочего времени;
— анализ производительности труда и факторов, влияющих на ее изменение;
— анализ влияния использования трудовых ресурсов на объем выпуска и реализации продукции;
— выявление резервов более полного и эффективного использования трудовых ресурсов.
Источниками информации для анализа состояния и использования трудовых ресурсов, первую очередь, служат данные отдела кадров.
По основным источником проведения анализа использования трудовых ресурсов, конечно же, служит форма бухгалтерской отчетности № 5-ЛПК, которая называется «Отчет о численности и заработной плате работников организации». Данная форма составляется в целом по предприятию за год и содержит данные о среднегодовой численности работников по категориям и профессиям, затраты трудового времени работников, а также данные о начисленной за год заработной плате и различных выплат социального характера.
10. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции.
Номенклатура в с/х: продукция растениеводства (пшеница, рожь, просо, гречиха, кукуруза, ячмень и т.д), продукция животноводства (крупный рогатый скот, овцы и козы, свиньи и т. д.).
Ассортимент — перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Система формирования ассортимента для любого предприятия выглядит следующим образом:
— определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
— оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску
продукции;
— изучение жизненного цикла изделия;
— принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы устаревших и экономически неэффективных изделий;
— оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Причины недовыполнения плана по ассортименту:- внешними: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции;-внутренними: простои оборудования, низкая культура производства, недостатки в системе управления производством.
Качеством продукции-совокупность таких ее свойств, которые обусловливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Улучшение качества сельскохозяйственной продукции — важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности агропромышленного производства.
Качество зависит от:
— уровня применяемой техники и технологии;
— уровня квалификации;
— дисциплины.
Прямые показатели непосредственно характеризуют пищевое достоинство, доброкачественность или технологическую ценность (например, содержание сахара в винограде, жира в молоке).
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованное™ продукции, удельный вес зарекламироваппой продукции, потери от брака и др. С помощью косвенных показателей можно судить о качестве продукции по взаимосвязи между отдельными ее свойствами (например, по стекловидности зерна судят о выходе и качестве муки). Продукция считается доброкачественной, если по всем показателям она соответствует стандарту.
Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свойства продукции.
Особое значение имеет показатель сохраняемости— свойство продукции продолжительный период сохранять массу и товарные свойства без значительных потерь.
Брак — это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.
Различают: исправимый, неисправимый ,внутренний, внешний, по вине работников предприятия, по вине поставщиков.
Содержание и функции экономического анализа.Функции ЭА.
-Оптимизация планирования деятельности организации.
-Регулирование: регулирование ресурсов, цен, производства, реализации, платежеспособности на установленный период.
-Контроль деятельности предприятия: контроль за состоянием финансов, выполнения планов по ресурсам, производству, реализации, оперативная корректировка планов, выявление негативных явлений, резервов лучшего использования финансовых ресурсов.
-Стимулирование деятельности отдельных работников, коллектива за результаты труда, подразделений, менеджеров (есть ли за что платить).
-Оценка предпринимательских рисков и финансовых стратегий.
-Информационное обеспечение для принятия оптимальных деловых решений по повышению эффективности деятельности.
Задачи экономического анализа:
- Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов.
- Объективное и всестороннее исследование , изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов.
- Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
- Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценки конечных финансовых результатов.
- Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса (экономия).
В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, необходимо выделить экономическую теорию,статистику,маркетинг
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.
Объектом экономического анализа является социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, осуществляющие в деятельности предприятий, их внутрихозяйственных подразделениях, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности и др. источниках информации.
2. Основные виды и методы экономического анализа и их роль в управлении коммерческой организацией.
Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):
-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид
-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта
-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов
В основу метода экономического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.
Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследования конкретного предмета.
Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.
Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.
Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.
Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.
Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их причинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.
Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.
Метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.
3. Методика факторного анализа.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей. В ходе факторного анализа решаются следующие задачи:
– классификация и систематизация факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя;
– определение формы связи между факторными и результативным показателем, ее моделирование;
– количественное измерение воздействия факторов на результативные показатели (определение резервов роста последних);
– использование факторной модели для управления экономическими процессами. В зависимости от стоящих аналитических задач и от характера связи между результативным и факторными показателями различают несколько типов факторного анализа: прямой факторный анализ и обратный факторный анализ.
В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
1.Подготовка цели анализа
2.Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. 3.Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
4.Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
5.Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
7.Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический
4. Основные понятия, цели, задачи, методы и виды анализа в системе маркетинга
Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, что является важным моментом анализа. Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения
Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):
-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид
-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта
-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов
В основу метода экономического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.
Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследования конкретного предмета.
Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.
Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.
Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.
Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.
Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их причинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.
Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.
Метод экономического анализа представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.
5. Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации. Формирование ценовой политики
Предпринимательская среда — это определенная территориальная и содержательная целостность. Она может либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию предпринимательской деятельности.
Предпринимательство-часть окружающей его среды.
Глубокий и тщательный анализ внешней и внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений.
Внешнюю среду подразделяют:
— на микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики, потребители, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;
— макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.
Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала предприятия и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), финансы, персонал, структура управления.
Влияние ценового фактора во многом определяется ценовой политикой предприятия. При этом надо учитывать, какие виды цен существуют в экономике и какие используют методы ценообразования.
При этом следует помнить, что сельскохозяйственная продукция отличается крайней неэластичиостыо, что оказывает существенное влияние на увеличение объемов ее потребления.
Ценовая политика предприятия заключается в том. что оно устанавливает цены на таком уровне и изменяет их в зависимости от ситуации па рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.
Для сельскохозяйственного предприятия более характерно использование затратных методов ценообразования продукции- основаны на учете издержек производства и реализации продукции
(полных издержек, стандартных издержек, прямых издержек);
Основным способом формирования цены затратным методом, наиболее часто применяемым в отечественной и зарубежной практике, является метод полной себестоимости (полных издержек).
Ц = С + (Р • С) : 100%,где С —полная с/с продукта; Р — рентабельность.
6. Анализ конкурентоспособности продукции и организации
В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных сельскохозяйственных рынков в России в целом и по регионам в частности\не соответствует условиям свободного движения товаров.
Государство, сделав сельского товаропроизводителя свободным предпринимателем, не смогло реально создать для него необходимую инфраструктуру и свободную конкуренцию в системе товародвижения.
Наиболее слабым звеном в системе -сбыт.
Сельские товаропроизводители готовы продать ее любому покупателю и зачастую на очень невыгодных для себя условиях.
Проблемы в российской практике, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин:
— несовершенством существующего ценообразования;
— слабо развитой инфраструктурой рынка;
— разрушением связей между производителями и потребителями;
— недостатком необходимой информации о состоянии рынка;
— недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
В Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа с более высокой чувствительностью, восприимчивостью и адаптивностью к условиям рынка, запросам и интересам потребителей. Основные потребители- в городах, поэтому сбыт через посредников и прибавление стоимости.
Анализ товародвижения и объемов продаж продукции включает:
— анализ функционирования региональных рынков, объемов производства сельскохозяйственной продукции внутри региона и закупки недостающих объемов из-за пределов региона, в том числе из-за пределов страны;
— изучение составляющих элементов самого продукта,