Анализ состава и структуры земельных угодий и посевных площадей

Содержание и функции экономического анализа.Функции ЭА.

-Оптимизация планирования деятельности организации.

-Регулирование: регулирование ресурсов, цен, производства, реализации, платежеспособности на установленный период.

-Контроль деятельности предприятия: контроль за состоянием финансов, выполнения планов по ресурсам, производству, реализации, оперативная корректировка планов, выявление негативных явлений, резервов лучшего использования финансовых ресурсов.

-Стимулирование деятельности отдельных работников, коллектива за результаты труда, подразделений, менеджеров (есть ли за что платить).

-Оценка предпринимательских рисков и финансовых стратегий.

-Информационное обеспечение для принятия оптимальных деловых решений по повышению эффективности деятельности.

Задачи экономического анализа:

- Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов.

- Объективное и всестороннее исследование , изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов.

- Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

- Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценки конечных финансовых результатов.

- Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса (экономия).

В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, необходимо выделить экономическую теорию,статистику,маркетинг

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Объектом экономического анализа является социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, осуществляющие в деятельности предприятий, их внутрихозяйственных подразделениях, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности и др. источниках информации.

2. Основные виды и методы экономического анализа и их роль в управлении коммерческой организацией.

Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):

-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид

-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта

-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов

В основу метода эконо­мического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.

Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследова­ния конкретного предмета.

Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.

Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заклю­чается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.

Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их при­чинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явле­ний и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Метод экономического анализа представляет системное, комплекс­ное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.

3. Методика факторного анализа.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей. В ходе факторного анализа решаются следующие задачи:

– классификация и систематизация факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя;

– определение формы связи между факторными и результативным показателем, ее моделирование;

– количественное измерение воздействия факторов на результативные показатели (определение резервов роста последних);

– использование факторной модели для управления экономическими процессами. В зависимости от стоящих аналитических задач и от характера связи между результативным и факторными показателями различают несколько типов факторного анализа: прямой факторный анализ и обратный факторный анализ.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

1.Подготовка цели анализа

2.Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. 3.Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

4.Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

5.Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

7.Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический

4. Основные понятия, цели, задачи, методы и виды анализа в системе маркетинга

Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, что является важным моментом анализа. Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения

Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):

-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид

-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта

-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов

В основу метода эконо­мического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.

Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследова­ния конкретного предмета.

Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.

Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заклю­чается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.

Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их при­чинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явле­ний и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Метод экономического анализа представляет системное, комплекс­ное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.

5. Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации. Формирование ценовой политики

Предпринимательская среда — это определенная территориальная и содержательная целостность. Она может либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию предпринимательской деятель­ности.

Предпринимательство-часть окружающей его среды.

Глубокий и тщательный анализ внешней и внутренней среды является необходи­мой предпосылкой принятия управленческих решений.

Внешнюю среду подразделяют:

— на микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают по­ставщики, потребители, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, го­сударственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

— макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природ­ную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, по­литическую и международную среду.

Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала предприятия и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, произ­водство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), финансы, персонал, структура управления.

Влияние ценового фактора во многом определяется ценовой политикой пред­приятия. При этом надо учитывать, какие виды цен существуют в экономике и какие используют методы ценообразования.

При этом следует помнить, что сельскохозяйственная продукция отличается край­ней неэластичиостыо, что оказывает существенное влияние на увеличение объемов ее потребления.

Ценовая политика предприятия заключается в том. что оно устанавливает цены на таком уровне и изменяет их в зависимости от ситуации па рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.

Для сельскохозяйственного предприятия более характерно использование затрат­ных методов ценообразования продукции- основаны на учете издержек производства и реализации продукции

(полных издержек, стандартных издержек, прямых издержек);

Основным способом формирования цены затратным методом, наиболее часто при­меняемым в отечественной и зарубежной практике, является метод полной себестои­мости (полных издержек).

Ц = С + (Р • С) : 100%,где С —полная с/с продукта; Р — рентабельность.

6. Анализ конкурентоспособности продукции и организации

В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных сельскохозяй­ственных рынков в России в целом и по регионам в частности\не соответствует усло­виям свободного движения товаров.

Государство, сделав сельского товаропроизводителя свободным предпринимате­лем, не смогло реально создать для него необходимую инфраструктуру и свободную конкуренцию в системе товародвижения.

Наиболее слабым звеном в системе -сбыт.

Сельские товаропроизводители готовы продать ее любому покупателю и зачастую на очень невыгодных для себя условиях.

Проблемы в российской практике, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин:

— несовершенством существующего ценообразования;

— слабо развитой инфраструктурой рынка;

— разрушением связей между производителями и потребителями;

— недостатком необходимой информации о состоянии рынка;

— недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроиз­водителей.

В Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа с более высокой чувствительностью, восприимчивостью и адаптивностью к условиям рынка, запросам и интересам потребителей. Основные потребители- в городах, поэтому сбыт через посредников и прибавление стоимости.

Анализ товародвижения и объемов продаж продукции включает:

— анализ функционирования региональных рынков, объемов производства сельско­хозяйственной продукции внутри региона и закупки недостающих объемов из-за пределов региона, в том числе из-за пределов страны;

— изучение составляющих элементов самого продукта, его свойств (объемы произ­водства, ассортимент, структура, конкурентоспособность);

— анализ способов продвижения продуктов на сельскохозяйственный рынок, форм и каналов сбыта, анализ тенденции изменения цен.

7. Задачи и источники анализа использования земельных ресурсов. Анализ размеров и структуры земельного фонда.

Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение для развития экономики не только отдельного предприятия, но и всей страны в целом. От степени использования земли зависят объем производства сельскохозяйственной продукции, уровень экономики и рентабельности как предприятия в целом, так и его подразделений.

Задачи анализа земельных ресурсов предприятия:

— изучение состава и структуры земельных угодий;

— выявление нарушения правил землепользования;

— изучение показателей использования орошаемых и осушенных земель на терри­тории данного предприятия;

— анализ освоения и соблюдения севооборотов в соответствии с производственными целями предприятия;

— анализ степени удобрения полей и рациональности использования удобрений;

— оценка экономической эффективности использования земельных угодий;

— разработка мероприятий по наиболее рациональному использованию земельных ресурсов предприятия.

Конечная цель анализа — изыскать возможности улучшения всех показателей ис­пользования земельных ресурсов предприятия, разработать и предложить управленче­ские решения по наиболее рациональной структуре сельскохозяйственных угодий.

Источниками проведения анализа земельных ресурсов являются:

— государственный акт на право пользования землей с четкими указаниями границ землепользования;

— земельная шнуровая книга содержит все изменения, произошедшие в землеполь­зовании на протяжении года;

— план-проект внутрихозяйственного землепользования, в котором указываются поля севооборотов, контуры, границы полей и площади массивов, а также экс­пликация земель;

— книга истории полей отражает данные об использовании пашни, внесения удобре­ний, сроков сева, выполнения агротехнических мероприятий, полученной урожай­ности.

Местоположение земельных участков характеризуется такими показателями, как:

— расстояние от них до города, сельских населенных пунктов;

— крупность населенных пунктов;

— наличие транспортных и инженерных коммуникаций;

— наличие пунктов переработки и реализации продукции;

баз снабжения предприятий удобрениями и сельскохозяйственной техникой и др

Категории земель, не используемых в сельскохозяйственном производстве,:

— земли, запятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;

— земли, занятые лесными насаждениями, в том числе земли лесного фонда;

— земли, находящиеся под водными объектами;

— земли под зданиями, строениями, сооружениями.

8. Этап эффективности использования сельскохозяйственных угодий и резервы ее повышения.

Анализ использования земельных ресурсов завершают выявлением возможно­стей повышения удельного веса пашни, а также выявлением резервов повышения эффективности использования угодий. Для увеличения площади пашни могут быть использованы следующие резервы:

— распашка малопродуктивных выгонов и пастбищ;

— освоение целины и залежей;

— вовлечение в сельскохозяйственный оборот земельных участков, не используемых в производственных целях;

— сокращение площадей чистых паров в районах достаточного увлажнения;

— распашка лишних дорог, заброшенных огородов, краев полей и т. д.

Для повышения эффективности использования угодий в первую очередь необ­ходимо провести мелиоративные и культурно-технические работы, направленные на повышение плодородия почвы. Добиться повышения эффективности использо­вания угодий можно также через совершенствование структуры посевных площа­дей, улучшения организации труда и его оплаты, повышения квалификации кадров и культуры земледелия.

9. Анализ объема продаж, его задачи и источники информации.

Успешное решение производственных, экономических и социальных задач в зна­чительной степени определяется обеспеченностью предприятия трудовыми ресурсами и эффективностью их использования.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необ­ходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли, и которая может принимать участие в трудовом процессе (мужчины в воз­расте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года). К трудовым ресурсам также могут относиться работающие пенсионеры и подростки.

Трудовые ресурсы предприятия — это совокупность работников различных про- фессиопально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Основными задачами анализа использования трудовых ресурсов являются:

— изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

— изучение и оценка состава и структуры работников предприятия и текучести ка­дров;

— анализ использования рабочего времени;

— анализ производительности труда и факторов, влияющих на ее изменение;

— анализ влияния использования трудовых ресурсов на объем выпуска и реализации продукции;

— выявление резервов более полного и эффективного использования трудовых ре­сурсов.

Источниками информации для анализа состояния и использования трудовых ре­сурсов, первую очередь, служат данные отдела кадров.

По основным источником проведения анализа использования трудовых ресурсов, конечно же, служит форма бухгалтерской отчетности № 5-ЛПК, которая называется «Отчет о численности и заработной плате работников организации». Данная форма составляется в целом по предприятию за год и содержит данные о среднегодовой численности работников по категориям и профессиям, затраты трудового времени работников, а также данные о начисленной за год заработной плате и различных вы­плат социального характера.

10. Анализ ассортимента, структуры и качества продукции.

Номенклатура в с/х: продукция растениеводства (пшеница, рожь, просо, гречиха, кукуруза, ячмень и т.д), продукция животноводства (крупный рогатый скот, овцы и козы, свиньи и т. д.).

Ассортимент — перечень наименований изделий с указанием количества по каж­дому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по род­ственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Система формирования ассортимента для любого предприятия выглядит следую­щим образом:

— определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

— оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску

продукции;

— изучение жизненного цикла изделия;

— принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов про­дукции и изъятие из производственной программы устаревших и экономически неэффективных изделий;

— оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Причины недовыполнения плана по ассортименту:- внешними: конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции;-внутренними: простои оборудования, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления производством.

Качеством продукции-совокупность таких ее свойств, которые обусловливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Улучшение качества сельскохозяйственной продукции — важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности агропромышленного производства.

Качество зависит от:

— уровня применяемой техники и технологии;

— уровня квалификации;

— дисциплины.

Прямые показатели непосредственно характеризуют пищевое достоинство, до­брокачественность или технологическую ценность (например, содержание сахара в винограде, жира в молоке).

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованное™ продукции, удельный вес зарекламироваппой про­дукции, потери от брака и др. С помощью косвенных показателей можно судить о качестве продукции по взаимосвязи между отдельными ее свойствами (например, по стекловидности зерна судят о выходе и качестве муки). Продукция считается до­брокачественной, если по всем показателям она соответствует стандарту.

Частные показатели качества характеризуют технические и потребительские свой­ства продукции.

Особое значение имеет показатель сохраняемости— свойство продукции продолжительный период со­хранять массу и товарные свойства без значительных потерь.

Брак — это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.

Различают: исправимый, неисправимый ,внутренний, внешний, по вине работников предприятия, по вине поставщиков.

Содержание и функции экономического анализа.Функции ЭА.

-Оптимизация планирования деятельности организации.

-Регулирование: регулирование ресурсов, цен, производства, реализации, платежеспособности на установленный период.

-Контроль деятельности предприятия: контроль за состоянием финансов, выполнения планов по ресурсам, производству, реализации, оперативная корректировка планов, выявление негативных явлений, резервов лучшего использования финансовых ресурсов.

-Стимулирование деятельности отдельных работников, коллектива за результаты труда, подразделений, менеджеров (есть ли за что платить).

-Оценка предпринимательских рисков и финансовых стратегий.

-Информационное обеспечение для принятия оптимальных деловых решений по повышению эффективности деятельности.

Задачи экономического анализа:

- Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов.

- Объективное и всестороннее исследование , изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов.

- Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

- Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценки конечных финансовых результатов.

- Выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса (экономия).

В первую очередь среди наук, с которыми связан экономический анализ, необходимо выделить экономическую теорию,статистику,маркетинг

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Объектом экономического анализа является социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, осуществляющие в деятельности предприятий, их внутрихозяйственных подразделениях, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности и др. источниках информации.

2. Основные виды и методы экономического анализа и их роль в управлении коммерческой организацией.

Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):

-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид

-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта

-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов

В основу метода эконо­мического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.

Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследова­ния конкретного предмета.

Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.

Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заклю­чается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.

Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их при­чинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явле­ний и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Метод экономического анализа представляет системное, комплекс­ное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.

3. Методика факторного анализа.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей. В ходе факторного анализа решаются следующие задачи:

– классификация и систематизация факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя;

– определение формы связи между факторными и результативным показателем, ее моделирование;

– количественное измерение воздействия факторов на результативные показатели (определение резервов роста последних);

– использование факторной модели для управления экономическими процессами. В зависимости от стоящих аналитических задач и от характера связи между результативным и факторными показателями различают несколько типов факторного анализа: прямой факторный анализ и обратный факторный анализ.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:

1.Подготовка цели анализа

2.Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. 3.Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

4.Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

5.Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

7.Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический

4. Основные понятия, цели, задачи, методы и виды анализа в системе маркетинга

Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, что является важным моментом анализа. Основная цель проведения анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения

Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых условий (этапов):

-наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид

-систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта

-обобщение – построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.

Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов

В основу метода эконо­мического анализа хозяйственной деятельности субъекта положен диалектический метод исследования.

Поэтому под методом пауки в широком смысле понимается способ исследова­ния конкретного предмета.

Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении и развитии.

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции.

Способ исследования причинных связей с помощью логической иидукции заклю­чается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения и анализа частных фактов к обобщенным, от причин к результатам.

Дедукция как метод представляет собой такое направление, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов деятельности к их при­чинам- каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явле­ний и процессов на элементы (собственно анализ), их систематизацию и синтез.

Метод экономического анализа представляет системное, комплекс­ное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения его эффективности.

5. Оценка емкости рынка и доли рынка конкретной организации. Формирование ценовой политики

Предпринимательская среда — это определенная территориальная и содержательная целостность. Она может либо благоприятствовать, либо препятствовать развитию предпринимательской деятель­ности.

Предпринимательство-часть окружающей его среды.

Глубокий и тщательный анализ внешней и внутренней среды является необходи­мой предпосылкой принятия управленческих решений.

Внешнюю среду подразделяют:

— на микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают по­ставщики, потребители, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, го­сударственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

— макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природ­ную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, по­литическую и международную среду.

Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала предприятия и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, произ­водство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), финансы, персонал, структура управления.

Влияние ценового фактора во многом определяется ценовой политикой пред­приятия. При этом надо учитывать, какие виды цен существуют в экономике и какие используют методы ценообразования.

При этом следует помнить, что сельскохозяйственная продукция отличается край­ней неэластичиостыо, что оказывает существенное влияние на увеличение объемов ее потребления.

Ценовая политика предприятия заключается в том. что оно устанавливает цены на таком уровне и изменяет их в зависимости от ситуации па рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.

Для сельскохозяйственного предприятия более характерно использование затрат­ных методов ценообразования продукции- основаны на учете издержек производства и реализации продукции

(полных издержек, стандартных издержек, прямых издержек);

Основным способом формирования цены затратным методом, наиболее часто при­меняемым в отечественной и зарубежной практике, является метод полной себестои­мости (полных издержек).

Ц = С + (Р • С) : 100%,где С —полная с/с продукта; Р — рентабельность.

6. Анализ конкурентоспособности продукции и организации

В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных сельскохозяй­ственных рынков в России в целом и по регионам в частности\не соответствует усло­виям свободного движения товаров.

Государство, сделав сельского товаропроизводителя свободным предпринимате­лем, не смогло реально создать для него необходимую инфраструктуру и свободную конкуренцию в системе товародвижения.

Наиболее слабым звеном в системе -сбыт.

Сельские товаропроизводители готовы продать ее любому покупателю и зачастую на очень невыгодных для себя условиях.

Проблемы в российской практике, связанные с реализацией сельскохозяйственной продукции, порождены множеством причин:

— несовершенством существующего ценообразования;

— слабо развитой инфраструктурой рынка;

— разрушением связей между производителями и потребителями;

— недостатком необходимой информации о состоянии рынка;

— недостаточным уровнем государственной поддержки отечественных товаропроиз­водителей.

В Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа с более высокой чувствительностью, восприимчивостью и адаптивностью к условиям рынка, запросам и интересам потребителей. Основные потребители- в городах, поэтому сбыт через посредников и прибавление стоимости.

Анализ товародвижения и объемов продаж продукции включает:

— анализ функционирования региональных рынков, объемов производства сельско­хозяйственной продукции внутри региона и закупки недостающих объемов из-за пределов региона, в том числе из-за пределов страны;

— изучение составляющих элементов самого продукта,

Наши рекомендации